День рождения – это самое волнующее событие в жизни ребенка. Рождество или другие религиозные праздники могут быть более яркими, но каждый день рождения воспринимается ребенком как личное достижение. Как только ребенок становится достаточно взрослым, чтобы применить понятие возраста к себе, он радостно сообщает всем, что «Мне уже четыре с половиной!», а значит, уже почти пять! С каждым прожитым годом ребенок добавляет в свой багаж новые умения, а в список позволенных ему вещей – очередное долгожданное «можно». А уж в детском саду (в вальдорфском мире это с 3 до 6 лет) есть огромное количество увлекательных «высот», которые хочется поскорее покорить – научиться одеваться, завязывать ботинки (пожалуйста, никаких липучек!), прыгать на скакалке, свистеть, залезать на дерево, бегать еще быстрее – чего только не придумаешь. В три года дети обожают младенцев, а в шесть – свысока называют младенцами трехлетних. И все потому, что стать старше – это очень важная цель. И конечно, мы, родители и воспитатели, каждый год празднуем вместе с ребенком его «я теперь совсем большой!» и радуемся вместе с ним всем его достижениям, и большим и маленьким, хотя иногда нам очень хочется чуть-чуть замедлить это взросление, чтобы дети оставались малышами как можно дольше. Совершенно очевидно, что мы отмечаем дни рождения наших детей, чтобы дать им почувствовать, как мы счастливы тем, что они пришли к нам, и что они для нас – бесценны.

Подарки, гости, торт и мороженое делают день рождения самым главным событием в жизни ребенка и тех людей, кто молод сердцем. Вальдорфская традиция наполняет особым смыслом традицию отмечать дни рождения, и мы делаем каждый день рождения волшебным и уникальным.

Вальдорфские школы не связаны ни с какой религиозной конфессией или догмой. Вальдорфская педагогика родилась из духовного творения Рудольфа Штайнера и основывается на понимании человека как духовной сущности, которая инкарнируется в материальном мире, после смерти возвращается в духовный мир и потом вновь приходит на землю в новом физическом теле, чтобы продолжить развитие своего человеческого сознания в свободе и любви.

Чтобы понять большинство педагогических идей, лежащих в основе вальдорфской методики, идею реинкарнации надо, как минимум, принимать во внимание.

Вальдорфское образование, безусловно, может быть адаптировано так, чтобы включать в себя соблюдение религиозных и духовных традиций, но определенная открытость к идее о прошлых и будущих жизнях обязательно должна присутствовать, иначе вальдорфское воспитание/образование, таким, как оно задумывалось, не будет иметь смысла.

Вальдорфский учитель постоянно работает над идеей о том, что каждый ребенок – это индивидуум, который при рождении пришел в физический мир не как «табула раса» (чистый лист), а как духовная сущность, которая в очередной раз вернулась на землю для новой жизни в физическом теле и принесла с собой достижения и неудачи, приобретенные («заработанные») своими поступками в прошлых жизнях. Не надо это интерпретировать как догму, имеющую цель наказать. Мы это не воспринимаем как «Если у ребенка есть проблема, это значит, что он сейчас заслуживает страдания в качестве наказания за свои прошлые проступки». Такой подход скорее напоминает устаревшее понимание идеи кармы и страдания. А мы говорим о том, что учителя в сотрудничестве с родителями смотрят на сильные и слабые стороны ребенка, которые очевидны даже в очень маленьких детях, и пробуют задать себе вопросы:

«Для выполнения каких задач этот ребенок пришел на землю? Какие трудности он выбрал для себя, благодаря которым он, возможно, сможет преодолеть свои слабости? Как мы можем помочь ему развить его проявляющиеся таланты с пользой и в равновесии? Чего этот ребенок хочет получить от нас, и чему он или она научит нас, идя по своему пути?»

Отношение к ребенку с позиции таких вопросов Рудольф Штайнер называет «Загадкой ребенка». И эту загадку не надо разгадывать, ее скорее надо исследовать, относясь к каждому ребенку с любовью и строя на этой любви нашу работу с ним.

Если вы дочитали до этого места и идея реинкарнации, исходя из вашего личного опыта, не кажется вам чуждой, то вы наверняка сможете понять и принять вальдорфское отношение к дням рождения, которые, по сути, являются возвращениями детей в земное существование для приобретения здесь определенного опыта.

Мама и папа

Перед каждым днем рождения я встречаюсь с мамой и папой ребенка, чтобы они могли рассказать мне о том, как и где ребенок родился, о его близких и людях, которые его окружают, о главных событиях каждого года его жизни. Основываясь на этих рассказах, я пишу вторую часть сказки на день рождения.

В день рождения ребенка я прошу маму и папу прийти и провести с нами завтрак. Обычно может прийти только мама, но иногда приходит и папа. Также я прошу их испечь торт и никогда не делаю никаких диетических ограничений.

Однажды у нас было 5 или 6 дней рождения в декабре, и на каждый – шоколадный торт! Если я пеку торт сама, то это лимонный торт в форме звезды с ванильным сметано-творожным кремом.

В день празднования дня рождения я ставлю для мамы и/или папы стул, чуть большего размера, чем детские стульчики, и предлагаю им надеть мантию или корону. Рядом с их местами я всегда кладу упаковку бумажных носовых платков.

За несколько дней до дня рождения я раздаю детям «открытки» – небольшие листы плотной бумаги, которые они могут разрисовать для именинника. Я надписываю их так, как просят меня дети, и таким образом у нас получаются открытки, и мы их складываем на праздничный стол – Сад Дня Рождения.

 

Ощущение ожидания

В садиках я всегда стремлюсь создать ощущение ожидания перед особым событием. Я обычно разворачиваю нашу этажерку так, чтобы при входе в группу образовывалось некое подобие фойе. Дети не могут просто ворваться в группу. Перед любым особенным событием – днем рождения или спектаклем – я всегда прошу их подождать в этом «фойе», где они успокаиваются и могут уже умиротворенно следовать дальше. Для дней рождения я готовлю Сад Дня Рождения – задрапированный тканями стол со свежими цветами и растениями. На нем я расставляю фигурки из немецкого набора «Дитя цветов», которые использую только для дней рождения, и ставлю похожий на Рождественский венок позолоченный круглый подсвечник для шести свечей.

Подсвечники и прочие украшения можно купить или сделать самостоятельно, когда вас посещает вдохновение. В том, как подготовить вас ничего не ограничивает. Однако, есть одно крайне важное обстоятельство: запишите то, как вы украсили стол для первого дня рождения, и в течение этого года повторяйте все абсолютно так же на каждый раз.

Дети точно запомнят каждую мельчайшую подробность и будут очень расстроены, если на их день рождения даже самая маленькая деталь будет упущена.

На дни рождения я всегда зажигаю одни и те же маленькие белые свечки по количеству лет именинника. В отдельном медном подсвечнике стоит высокая свеча золотого цвета, которая также играет роль волшебной палочки. Детей ждут подарки «от фей»: завернутые в красивую бумагу ракушки (одна на каждый год) и минералы или кристаллы (один на каждый год).

Стол я обычно посыпаю блеском (феи всегда оставляют за собой такие следы :)) и блестками в форме звезд; украшаю его более крупными кристаллами или другими природными вещицами. После того как Сад Дня Рождения готов, я окружаю его со всех сторон стойками и этажерками и прячу от глаз под драпировкой цветов радуги. Стулья я расставляю в форме лунной лодки, в середине «лодки» стоят два более высоких стула-трона. Мантии и короны ждут короля и королеву на их тронах. На остальных стульях – короны в форме звезд для придворных. Девочки-именинницы выбирают себе королей, мальчики – королев. Именинники также выбирают себе помощника.

Для особенных мероприятий я обычно чуть-чуть затемняю комнату, чтобы создать необычное драматическое настроение. Когда дети готовы и стоят друг за другом, мы тихонечко заходим в группу и идем садиться в «лунную лодку» (все гуськом за мной, пока я играю на флейте). Усевшись в лунную лодку, мы поем:

Здравствуй, здравствуй, счастливый день!
Свечки горят ярко, и улыбаются цветы.
Я в кругу своих друзей.
Сделай меня добрым, хорошим и честным.
Мой ангел привел меня со звезды,
Которая светит где-то далеко на небе.
Он привел меня в дом, где я родился,
На добрую и любящую землю.

(Из вальдорфской школы Wynstones в Англии*)

* Мы решили оставить подстрочные переводы английских стишков – на этой основе воспитатели могут сочинить собственные. На русском в вальдорфских садиках часто играют хоровод «В небесной стране, в далекой стране…» 

 История короля или королевы

Король и королева надевают мантии и короны, усаживаются на троны, потом рядом с именинником садится его помощник, а затем рассаживаются все остальные дети. Дети радостные, но притихшие в ожидании чуда.

Мы продолжаем тихонько петь нашу песню, а я торжественно снимаю драпировку, скрывающую сад, зажигаю золотую свечу и пою песню «Мама сказок», которую мы всегда поем перед сказками. Потом рассказываю историю о маленьком ангеле, который спустился с небес.

Однажды, где-то очень высоко в облаках, маленькие ангелочки играли с золотым мячиком. Неподалеку от них стояли их большие ангелы-хранители и внимательно за ними наблюдали. Неожиданно золотой мячик укатился от ангелочков и остановился у хрустальной стены. Один из ангелочков подбежал к стене, чтобы поднять мячик, и вдруг что-то его заинтересовало – сквозь хрустальную стену он увидел внизу землю, а на земле происходило очень много интересного. Он увидел мужественного мужчину и красивую женщину и сразу полюбил их и захотел поскорее к ним спуститься. Он подбежал к своему ангелу-хранителю и рассказал ему о том, что видел внизу на земле.

– Можно я пойду туда вниз и буду с ними? – спросил он.

– Да, – ответил ангел-хранитель. – Только не прямо сейчас. Нужно время, чтобы все было готово.

Маленький ангел расстроился, но ненадолго, так как был счастлив думать о том, что однажды он спустится на землю. Каждый день он спрашивал своего ангела-хранителя:

– Еще не пора?

– Еще нет, – каждый день отвечал ему ангел-хранитель.

И маленький ангел шел играть со своими друзьями.

Но однажды он услышал в ответ:

– Да, теперь все готово.

Маленький ангел был счастлив и сразу побежал рассказать эту новость своим друзьям. Но его друзья были немного расстроены.

– Мы будем по тебе скучать! – сказали они. Но их ангелы-хранители улыбнулись и сказали:

– Не волнуйтесь, ваше время тоже придет.

И маленькие ангелочки договорились встретиться вновь, когда они будут на земле. Они попрощались, ангел-хранитель взял своего маленького ангелочка на руки, и они полетели на землю. Долго-долго спускались они вниз по звездным ступенькам, пока, наконец, не добрались до замка Госпожи Луны. Госпожа Луна вышла встретить маленького ангела. Она сняла его крылья, аккуратно сложила их и спрятала в своем замке до той поры, пока ангел не будет готов вернуться на небо. Потом она вручила маленькому ангелу узелок.

– В этом узелке – твои желания, надежды и мечты. Храни его!

– Хорошо, – пообещал маленький ангел.

Госпожа Луна поцеловала его в лоб, и у него на лбу появилась маленькая светящаяся звездочка. Потом маленький ангелочек крепко заснул, и ангел-хранитель пронес его сквозь Солнечные Врата дальше вниз на землю. Солнечные Врата должны были оказаться точно в нужном месте, чтобы вовремя открыться и пропустить маленького ангела на землю.

Ангел-хранитель отнес маленького ангела в тот дом, где жили мужественный мужчина и красивая женщина, которых он видел с небес. Они приготовили для него уютную колыбельку, куда ангел-хранитель положил маленького ангелочка, а сам встал за ним, чтобы охранять и направлять его каждый день на протяжении всей его жизни.

(Здесь я делаю благоговейный жест со скрещенными на груди руками.)

После этой части сказки я беру именинника или именинницу за руку и подвожу его к Саду Дня Рождения. Именинник очень бережно держит золотую свечу, а я рассказываю о первом году жизни маленького ангелочка. После этого именинник зажигает первую белую свечку. Так я рассказываю про каждый год, пока мы не доходим до «И вот маленькому ангелу исполнилось пять лет (ангел зажигает пятую белую свечку), и теперь он может…» – и здесь я рассказываю о каких-то сюрпризах, которые приготовили для именинника родители (поездка к бабушке или что-то подобное). Потом я помогаю имениннику поставить золотую свечу на место и провожаю его на королевский трон.

Затем помощник именинника приносит из Сада Дня Рождения открытки. Он дает их по одной королю, а я помогаю читать пожелания. Потом помощник приносит подарки от фей, и именинник разворачивает свои сокровища.

 После этого я складываю свои руки в форме корзинки, пою песню про корзинку цветов и обхожу всех детей, которые складывают свои пожелания в мою воображаемую корзинку.

Обойдя всех детей и собрав все пожелания, я отдаю эту корзинку королю или королеве. Потом я веду короля или королеву в Сад Дня Рождения, где он/она тушат свои белые свечки. После этого мы идем завтракать, король, королева и помощник садятся за стол первыми, а затем я по очереди зову детей тоже садиться. Завтрак проходит так же, как и всегда, и потом дети идут играть.

Мы собираем все открытки и подарки в большую корзинку, которую мама уносит с собой, так чтобы ничего не потерялось в игре. Я разрешаю детям оставаться в своих королевских мантиях и коронах, если они играют в группе, но они снимают их, если идут играть на улицу. Я также разрешаю им поближе рассмотреть Сад Дня Рождения, но не позволяю играть со свечками или цветочными феями. Мне кажется правильным, когда не все является игрушкой, когда определенные вещи переживаются с бОльшим благоговением.

Радостное настроение

Настроение на праздновании дня рождения должно быть радостным, но это должна быть не безудержная, а умиротворенная, благоговейная радость.

Инкарнация – это очень важное событие, и дети воспринимают его вполне серьезно. В день рождения наша звездная дверь возвращается в то положение относительно солнца, в котором она находилась, когда мы пришли на землю, и это дает нам возможность вспомнить, что мы выбрали прийти в этот мир, в это время, в это место, именно к этим, любящим нас людям, чтобы идти той Судьбой, которую тоже выбрали мы.

Наш ангел-хранитель держит книгу, которую мы сами пишем, и продолжает стоять за нами, чтобы охранять и направлять нас на нашем пути.


«Ангел-хранитель», Нэнси Джуэл Поэр

Кристин Наталь открыла для себя Рудольфа Штай нера в 16 лет, на летней работе в биодинамическом саду Сообщества трехчленности (Threefold Community) в Нью-Йорке. После двух лет обучения в колледже она два года изучала вальдорфскую педагогику под началом своего учителя Рене Кверидо. Поскольку на семинаре она была в небольшой группе, ей посчастливилось пройти полноценную практику с начала декабря по конец июня в вальдорфской школе в Сакраменто и получить практический опыт преподавания почти в каждом классе и в детском саду. В течение 10 лет Кристин работала воспитателем в детском саду, один год совмещала преподавание в 4 и 5 классах. В течение этого времени, помимо своей педагогической деятельности, она читала лекции, создала кукольный театр, делала постановки на фестивалях, помогала только открывшимся вальдорфским школам и была источником вдохновения для многих вальдорфских учеников и их родителей.

В последнее время Кристин очень много пишет. Она создала целую коллекцию историй для детей и статей о вальдорфском образовании и сейчас издает их. Она обладает талантами в области искусств – в вальдорфской акварели, рисовании карандашами (и его интерпретации), рукоделии, музыке, театре, кукольном театре,  рассказывании историй и многом другом. Она глубоко разбирается в антропософии и вальдорфской педагогике, а так же хорошо знакома с другими системами и методиками преподавания. Стих в начале статьи – ее авторства.

Впервые опубликовано в электронном журнале “Дитина Вальдорф+” №2, 2015г.