В структуре главного урока, который длится по времени 2 часа, есть активная — ритмическая — часть. Это начало урока, которое позволяет ребенку проснуться, настроиться на работу. В ритмической части, наполненной различными видами деятельности, есть момент активной игры. В 1-2 классе это могут быть всем знакомые и любимые детские игры. Позже они сменяются упражнениями, развивающими в детях ловкость и умение концентрироваться, а также упражнениями на равновесие. Эти упражнения нельзя назвать игрой в полном смысле этого слова, но радость, которую испытывают дети, выполняя их, вполне можно сравнить с тем чувством, что возникает у них во время активных игр. Все перечисленные ниже упражнения можно использовать как на ритмической части главного урока, так и на уроке подвижных игр. Для них необходим некоторый инвентарь — мешочки с песком (размером с ладошку ребенка), мячи разных размеров — от теннисных до самых больших, канаты, скамейки и т.д.

Упражнения с мешочками

  • Подбрасываем мешочек с руки на руку, при этом стараемся не следить взглядом за движением мешочка, а просто держим его в поле зрения. Пробуем перебрасывать мешочек ладонью и ее тыльной стороной.
  • Перебрасываем мешочек из руки в руку, одновременно увеличивая дугу. Увеличиваем ее до максимально разведенных рук — при этом мешочек взлетает высоко над головой — и опять постепенно возвращаемся к самому маленькому движению.

Упражнения на осознание пространства за спиной.

Их стоит делать только после 9 лет.

  • Руку с мешочком заводим за спину и перебрасываем мешочек через плечо, ловя его другой рукой.
  • Одной рукой бросаем мешочек спереди назад через голову и ловим его за спиной другой рукой.

Упражнения на взаимосвязь рук и ног

  • Кладем по мешочку на носки ног и пробуем ходить так, чтобы мешочки не упали.
  • Подбрасываем мешочек с ноги и ловим его рукой.

Упражнения на развитие способности работать в паре

  • Становимся по парам друг напротив друга и ритмично перебрасываем два мешочка: из левой руки в левую, из правой — в правую.
  • Бросаем мешочек партнеру из-за спины. Заводим руку за спину и, наклонившись, делаем бросок вдоль позвоночника.
  • В этом упражнении используется четыре мешочка. Бросаем мешочек из правой руки в левую руку партнера. При этом быстро передаем второй мешочек из левой руки в правую для нового броска и для того, чтобы освободившейся левой рукой поймать мешочек, летящий от партнера. После руки меняются.

Упражнение на броски в цель

  • Лучшей целью здесь мог бы быть большой резиновый мяч. С расстояния 10 м необходимо попасть в него мешочком. Направление броска — сверху вниз. Пробуем бросать стоя на месте. Броску могут предшествовать 2-3 шага.

Разное направление бросков задействует в ребенке разные силы. Бросок рукой снизу вверх укрепляет социальность, бросок сверху-справа вниз-налево — это бросок «Я», усиливающий в ребенке его индивидуальность. Работа с пространством за спиной помогает работать со своим прошлым, поэтому до 9 лет этих упражнений не делают. Это броски «формирования судьбы».

Заканчивать упражнения лучше всего успокоением. Можно положить на ноги ребенка, на плечи, на голову по мешочку, дать мешочки в руки, отойти на расстояние 5-10 метров, и ребенок должен принести своему «королю» все мешочки, двигаясь с достоинством и не роняя их.

Упражнения с большим мячом диаметром 40-50 см

  • Все становимся в круг и передаем мяч друг другу, сильно и очень высоко отбивая его от пола двумя руками.
  • Передаем мяч по кругу, отбивая его от пола двумя руками как можно более низко.
  • Передаем мяч по кругу соседу слева одним ударом правой руки.
  • Меняем направление — передаем мяч соседу справа одним ударом левой руки.
  • Внутри тесного круга катаем мяч руками в произвольном порядке.
  • Жестом руки придаем мячу вращающиеся движения и перекатываем его внутри круга.
  • Весь круг разворачивается лицом в одну сторону, и все стоят друг у друга за спиной. Мяч передаем сверху на вытянутых руках.

Упражнения с канатом и теннисными мячиками

  • Канат кладется ровно, посередине комнаты. Прыгаем через канат на левой ноге, на правой ноге.
  • Прыгаем через канат двумя ногами, на каждый второй прыжок скрещивая ноги.
  • Добавляем движения рук над головой. При прямом прыжке руки скрещены, при прыжке со скрещенными ногами — руки прямые, раскрытые.
  • Идем по канату с закрытыми глазами, наступая на него обоими ногами.
  • Канат кладется большой дугой. Запускаем вдоль дуги теннисные мячики, так рассчитав свою силу, чтобы мяч перекатился с одного конца дуги на другой, не перелетев через канат. Мяч пускаем катящим движением ладони.
  • Становимся в ряд перед канатом, учитель стоит на расстоянии 5-10 метров. Все по очереди доходим до него с закрытыми глазами, «чувствуя» расстояние. Возвращаемся к канату спиной с закрытыми глазами. При этом можно считать шаги.
  • Становимся в две линии друг напротив друга. Одна линия отправляет мячики, другая их ловит.
  • Один ребенок отправляет стоящим напротив детям несколько мячей быстрыми, сильными, ритмичными движениями, а те должны их поймать.

В конце необходимо собрать мячики, например, предложив детям попасть в корзину, стоящую на расстоянии от них.

 

Все эти игры и упражнения были «подсмотрены» на киевском семинаре у Петера Реббе — лечебного педагога из Гамбурга. Они очень просты, но проделывая их, испытываешь необыкновенную радость от различных движений. В течение всего семинара звучала одна горькая, но справедливая мысль: сейчас мы называем «терапией движением» то, что еще 2-3 десятилетия назад было простой, обычной детской игрой.

 Вперше опубліковано в  журналі «Дитина»