Слово «Адвент» происходит от латинского слова «advenire»,что значит «приходить». Адвент — это время приготовления, особенно для детей — это время радостного предвкушения, которое устремлено к Рождеству и получает в нем свое завершение.

Во время Адвента наши благодарные мысли и чувства устремляются по двум путям. Оглянувшись назад, мы можем вспомнить о мировом Адвенте, о великих надеждах человечества на пришествие Спасителя. Во всех великих дохристианских религиях жило ожидание прихода Искупителя. Свидетельства, дошедшие до нас от разных культур прошлого, показывают нам удивительную картину пророческих предвидений деяний Христа. Больше всего это настроение ожидания Спасителя жило, конечно, в народе Израиля, о чем говорит нам Ветхий Завет. Все мы с большой благодарностью можем вспоминать этот исторический Адвент и его разрешение, но, кроме этого, наш взгляд должен быть устремлен и в будущее. Адвент есть еще и праздник настоящего, и праздник будущего. До того как земная жизнь Христа закончилась на Голгофе, он обещал своим ученикам прийти вновь, как написано об этом в Евангелиях (Мф24,Мк13иЛк21) и во многих Посланиях Нового Завета. Но Христос уже никогда больше не придет в земном теле. Эмиль Бок сказал об этом в следующих словах: «Один раз Он пришел как земное существо — это было переживание Рождества две тысячи лет назад. Теперь же он должен прийти в сознании. Это и есть переживание Рождества, свойственное нашему времени».

Адвент, который в старину был также временем сурового поста, может стать временем, призывающим нас к воспитанию внутренней дисциплины и внутреннего приготовления ко второму пришествию. Греческое слово «parusia», которое обычно переводится как «второе пришествие», означает также «присутствие», «совместное бытие», «настоящее». Христос всегда здесь! Последняя фраза в Евангелии от Матфея звучит так: «Я с вами во все дни до скончания века». Понимаемое именно так, второе пришествие указывает нам на то, что есть много стадий его переживания и уровней, на которых можно ощущать его близость.

Одно слово стремится быть высказанным и услышанным в каждой человеческой душе во время Адвента — это слово «становление». Образ, который соответствует этому слову — Мария на пути перед Рождеством: «Се, раба Господня: да будет мне по слову твоему» (Лк1:38). Мария — не просто историческое лицо. Это прообраз желания человеческой души «стать», желания вырасти и быть готовой «родить». Это видно даже по одеянию, которое носит Мария: синий плащ, как бы окружающий и защищающий ее, и теплый красный цвет платья под ним.

Я должен стать подобным Марии
И дать Господу родиться во мне,
Если будет благословение Его со мною
На времена вечные.

Ангел Силезский

 

Покой и тишина, необходимые для всякого внутреннего становления, в наше время постоянно находятся под угрозой, особенно же это сказывается во время Адвента. Сегодня достичь покоя можно только сознательным усилием.

Есть множество обычаев и советов как отмечать Адвент, и мы должны тщательно относиться к выбору того, что подойдет в нашем конкретном случае. Однако, есть некоторая опасность, что это время года потеряет свое собственное, присущее ему настроение. Атмосфера «приготовления» часто бывает захлестнута рождественским настроением счастливого завершения. Часто бывает так, что детям с лихвой хватает Рождества. Порой сочельник переживается как труднодоступная вершина, после него возникает измождение, оказывается очень трудным празднование двенадцати рождественских дней.

Из многих советов как праздновать Адвент мы выбрали здесь некоторые — те, что содержат в своей символике нечто от «становления». Это время года связано с чувством полноты, которое постепенно усиливается, но еще не достигает своего завершения.

Праздничный стол

Особый цвет Адвента— синий, как плащ Марии, как цвет утренних и вечерних сумерек. Поэтому стол накрывается синей тканью. Основными элементами становятся картина Благовещения Архангела Гавриила Марии и венок Адвента.

Венок Адвента

Венок и круг сами по себе суть древние символы, однако, происхождение венка Адвента относится к гораздо более поздним временам. Обычай сплетать в это время венок возник в конце девятнадцатого века и быстро распространился. Скорее всего, он впервые появился в детском доме близ Гамбурга. Вероятно, в то время на нем зажигались двадцать четыре свечи — по одной на каждый день декабря. Сегодня на венке Адвента зажигают четыре свечи — по одной на каждое из четырех воскресений Адвента, прибавляя их к другим. Благодаря этому, по мере того как дневной свет за окном уменьшается, ребенок переживает растущую полноту света с приближением Рождества. В субботу накануне первого воскресенья Адвента вся семья может окунуться в чудесную атмосферу плетения одного или нескольких венков Адвента. Ребенок, которому довелось наблюдать создание венка из свежих еловых или сосновых веток, вдохнуть запах вечнозеленой хвои, а позднее и самому участвовать в этом, получит такое переживание, которое никогда не сможет забыть.

Празднование Адвента

Адвент дает нам возможность поучиться отмечать христианские праздники дома. Атмосфера радостного ожидания быстро появляется, когда зажигается свеча, после того как дети в течение нескольких минут пережили покой и темноту. Это переживание можно усилить, если при этом прозвучит нежный звук кантеле, лиры или другого инструмента или если звуки предрождественской песни понемножку наполнят комнату. Для детей постарше можно прочесть относящуюся к Адвенту часть Евангелия от Луки (1:26-38). Пение, чтение стихов и музицирование вместе дадут возможность, и завершить маленький праздник, и перейти к тихому часу раздумий — в такое время старшие дети особенно открыты для бесед по душам. Очень хорошо при этом поставить рядом вазу с фруктами и орехами. То, что печется на Рождество, следует сохранять все двенадцать дней Рождества — мы уже говорили, почему самоограничение может быть важным достижением Адвента.

Маленькие дети поразительно быстро целиком входят в настроение Адвента и Рождества. Многие родители сами погружаются в настроение своих детей и позволяют себе совсем в нем потеряться. Результатом может стать печальное замечание многих современных родителей: «Я могу отмечать Адвент и Рождество только с маленькими детьми». Не стоит этого допускать — мы должны привносить нашу собственную внутреннюю активность в праздники Адвента и Рождества, чтобы праздник каждый год праздновался как бы внове.

Когда дети подрастают, становится труднее найти эту детскую радость в настроении Адвента. Тогда хорошо связывать праздник больше с сегодняшним Адвентом. Три притчи из Евангелия от Матфея (о десяти девах, о десяти талантах и о последнем суде) тоже относятся к Адвенту. Они даны Христом для того, чтобы подготовить нас ко второму пришествию. Чудесная история Льва Толстого «Где любовь, там Бог» тоже имеет отношение к тому, о чем мы говорим в этой главе. Другим занятием для родителей вместе с детьми постарше может стать изучение картин на темы Адвента. Часто при этом рождается особое теплое отношение к картинам. Радостное открытие своих собственных видений и символических мотивов легко переходит в разговор. Из огромного количества литературы на темы Адвента можно найти истории, которые украсят каждое воскресенье Адвента, если прочитывать их по кусочку. В конце концов каждая семья находит «свою» историю. Время перед Рождеством тесно переплетено с загадками и тайнами. Навсегда сохранятся чудесные воспоминания о часах, проведенных вместе со всей семьей, когда все мастерят украшения для Адвента и Рождества или подарки друг другу.

Календарь Адвента

Маленькие дети плохо ощущают время и его протяженность. Существует много типов календарей Адвента, помогающих усилить это ощущение времени, сделав его ход видимым. День ото дня конечное завершение все ближе и ближе, постепенно оно переходит в Рождество. Самый простой и подходящий календарь для маленьких детей — это «звездный ковер». Каждое утро еще одна звезда появляется на синей скатерти праздничного стола. Особенно хороши звезды, сделанные из соломки или золотистого материала. На Рождество на этот звездный ковер можно поставить ясли.

Если мы представляем себе фигуру Марии, идущую шаг за шагом к яслям в течение Адвента, то каждый шаг можно представить себе как маленькую звездочку. Каждый день Мария продвигается к яслям и на ковре появляется по звездочке. Тогда ее путь становится золотой дорожкой. Надо очень осторожно относиться к календарям Адвента, сопровождающим каждый день маленькими сюрпризами, чтобы это не стало само по себе предметом ожидания. Сами того не желая, мы часто таким образом пробуждаем в ребенке жадность. «Звездный ковер» придает особый смысл заполнению календаря в течение двенадцати дней до Рождества.

Сцена яслей

Тварь с надеждой ожидает
откровения сынов Божиих.

(Рим. 8:19)

Царства природы — минеральное, растительное и животное, — которые вместе с человеком, впавшим в грех, снизошли на Землю из рая, ожидают прихода Человека, Сына Божьего, который принесет им спасение. Нам надо быть глубоко благодарными за ту жертву, которую камни, растения и животные принесли и продолжают приносить во имя нас. Эту благодарность выразил Христиан Моргенштерн в своем стихотворении «Омовение ног».

Безмолвный камень, я в долгу
За то склоняюсь пред тобой,
Что как растение расту.

Мир флоры и покров земли,
Меня вы, жертвуя собой,
К животной жизни вознесли.

Хочу я тварь взблагодарить,
Открывшую передо мной
Возможность человеком быть.

Сын человеческий, главу
Склоняем мы перед тобой
Есть ты — и мы есть потому.

Вот Божий мир: благодарит
Один — и хор существ большой
Всеобщей благодарностью звучит.

Рудольф Фрилинг связывает четыре царства природы с четырьмя воскресеньями Адвента. «Начнем с рассмотрения четырехчленности воскресений Адвента. Четыре — это число нашего мира. Внизу покоится царство неподвижных камней, неорганической материи. Затем произрастает царство живых растений. Над ним — царство чутких животных. И, наконец, над этими царствами высится человек, как венец земного творения и эволюции. Это — наш мир».

Мы можем отразить эти мысли в оформлении сцены яслей, добавляя каждое воскресенье элементы соответствующих царств. Для этого используется стол, накрытый зеленым покрывалом. В первое воскресенье на него помещаются камни и кристаллы разной величины. Дети могут принести свои сокровенные «сокровища» для яслей. Во второе воскресенье мы добавляем то, что предлагает царство растений: мох, сосновые шишки, сухие цветы от святого Иоанна, даже маленькие розы. С камнями это уже образует ландшафт. В этом ландшафте в третье воскресенье находят свое место животные: раковины, медовые соты, вылепленные из воска фигурки животных. Сюда могут придти попастись шерстяные овечки. В четвертое воскресенье появляются пастухи и вертеп в форме пещеры или хижины. Этот стол должен быть в таком месте, где дети его могут всегда видеть.

Другой возможностью оформления сцены яслей является расположение царств природы в последовательности на ступеньках. На каждой ступеньке — соответствующее царство. Ландшафт лучше использовать для детей поменьше, а ступеньки — для тех, кто постарше. Даже взрослые могут использовать оформление с четырьмя царствами для своего празднества.

Ветки святой Варвары

Четвертое декабря — день Святой Варвары. Это годовщина смерти раннехристианской мученицы (306 г.), которая засвою веру в Христа была заточена отцом в башню (позднее башня стала ее символом), а потом обезглавлена. В последующих столетиях появился обычай срезать ветки в этот день, «ветки святой Варвары». Как ни странно, но не существует никакой легенды, объясняющей, откуда взялся этот обычай. Мы должны еще найти его источник.

Вековая мудрость относитначало зимы к 23 ноября. Двенадцатью днями позже, 4 декабря, наступает поворотный момент в невидимых жизненных процессах в земле и в растениях. В старые времена люди знали о силах, пробуждающихся в этот день, и использовали их, чтобы заставить ветки распуститься 21 днем позже — на Рождество. Вот этот процесс в жизненных силах вместе с днем памяти мученицы и привел к обычаю «Варвариных веток».

Рудольф Штайнер говорил:«… и во многих душах появляется некое чувство жизни, которую ничто не может победить, жизни, которая победит все, когда тщательно собранные ветки или побеги празднично поставлены в комнате вовремя Рождественской ночи, и эти ветки цветут вопреки природе в той ночи, когда солнце стоит в низшей точке». (Р.Штайнер, «Праздники года», 21 декабря 1921г.).

Для обычая «Варвариных веток» особенно хорошо подходят вишня, яблоня, слива, миндаль, жасмин и конский каштан. Ветки надо положить в теплую воду на целую ночь и затем поставить в вазу с водой в теплой комнате. Воду необходимо менять каждые три дня. Затем, когда ветки уже стоят возле хлева и яслей на столе сезона, дети могут наблюдать, как они распускаются — происходит чудесная «рождественская проповедь»

Подарки

Что лежит в основе обычая делать подарки к Рождеству? Любовь, сопутствующая каждому дарению, есть отражение той любви, которая притекает к нам из божественного мира, и выражение нашей связи с Богом.

Подарок становится подлинным рождественским подарком, когда он приносит радость, тепло и любовь тому, кому предназначен, и когда он несет в себе правильное настроение Рождества. Мы вернее достигнем этого с помощью тщательно и любовно выбранных, специально для конкретного человека предназначенных значимых вещиц, даже совсем ничего не стоящих, чем с помощью дорогих предметов. Адвент дает нам замечательную возможность подвести детей к такому тщательному и любовному приготовлению подарков (тут даже заворачивание важно). Если ребенок мастерит маленькие подарки с радостью, теплом и любовью к тому, кому будетих дарить, тогда он чувствует, что сам становится богаче. Это подлинная подготовка к Рождеству. Потому что каждый рождественский подарок должен нести в себе то, что связывает его с великим рождественским Даром, который однажды был принесен нам, и который каждый год заново приносится на Рождество.

«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него» (1 Ин 4:9).

Впервые опубликовано в газете “Дитина” №11-12, 2002

Фрагмент из книги «Праздники с детьми» Бригитты Барц (издательство «НАИРИ», 2015)