«Также как и у Великого Океана есть всего лишь один вкус — вкус соли — так и у нашего образования есть один вкус – вкус свободы»
Из буддизма
Каким образом нам воспитывать и обучать наших детей, чтобы позже, будучи взрослыми, они смогли быть свободными? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понимать, какими должны быть воспитание и образование, чтобы они создавали условия, необходимые для становления свободного человека. А для этой цели нам необходимы знания о развитии человека.
Нам стоит с должным почтением и вниманием взращивать в ребенке то, что является «корнем жизни», чтобы в нем постепенно могли развиться физические, психические и душевные качества, которые и сделают его уникальным и свободным человеком. Тогда мы можем полагаться, что из зачатков нашего воспитания и образования взрослый человек сможет расцвести и участвовать в строительстве общества и мира.
К сожалению, дети все чаще и все раньше оказываются в ситуациях, где спрашивают их мнение, или, где они сталкиваются с однозначными оценками взрослых. И они зачастую еще даже не в состоянии сформулировать свое мнение или верно оценить какое-либо суждение, так как они для этого еще слишком молоды. Впрочем, и взрослым не всегда легко дать правильную оценку ситуации в наше время. Многим из нас именно сейчас, когда политическая и финансово-экономическая ситуация более неустойчива чем когда-либо, очень трудно вынести морально верное суждение. Поэтому утверждение, что кризис, который мы сейчас переживаем – это моральный кризис, безусловно, верно.
Делать выбор
Прекрасный солнечный день. Супермаркет. Полки радуют изобилием продуктов. Молодая мама со своей пятилетней дочкой покупают продукты. Маленькая девочка лучезарно улыбается и толкает тележку вперед. Время от времени тележка ударяется о полку с продуктами или о стеклянную дверь холодильника, и тогда девочку бросает взгляд на свою маму и замечает, что «это, к счастью, не так уж и страшно». Потом она опять храбро толкает тележку. Управлять такой тележкой довольно сложно. «Катя, что мы сегодня будем есть на ужин?», спрашивает мама. Девочка смотрит вокруг себя и не знает на чем остановить внимание. «Выбери что-нибудь». Мама идет дальше. Они стоят перед большой витриной с пиццами, блюдами из картофеля, готовыми вторыми блюдами и салатами. Выбор огромен, и Катя не может наглядеться на это изобилие. «Ты уже решила, что тебе нравится?» Теперь девочка смотрит на маму немного глуповато и отрицательно вертит головой. «Ну, как же так, здесь столько всего. Посмотри как следует. Все вкусное. Выбирай». Мама подходит к дочке, нагибается к ней, обнимает ее одной рукой, и они вместе смотрят через стекло витрины на все эти замороженные разноцветные яства. Девочка уже «просмотрела» глаза, но не может сделать выбор. «Может нам тогда просто взять эту пиццу (мать указывает) с тунцом?» «О, да, пицца вкусная», и Катя лучезарно кивает, соглашаясь, открывает стеклянную дверь и берет пиццу. Вечером за ужином пицца все-таки приходится Кате не по вкусу, но делать нечего — ей все равно нужно съесть свою порцию, «потому что ты сама ее выбрала».
От Кати требуют слишком многого или она вполне в состоянии сделать этот выбор? Ведь в конце концов, мама предоставляет ей возможность научиться делать выбор. Справедливо ли поэтому, что вечером она должна доесть свою порцию? Традиционное представление заключается в том, что ребенок должен довольно рано научиться делать выбор, а также уметь видеть его последствия и принимать их. Ведь в этой связи действует «рано научился, долго пригодился».
Иногда можно услышать мнение, что это как раз хорошо – давать детям возможность выбирать уже в раннем возрасте. Это может быть полезным, так как позднее, благодаря этому они станут самостоятельными и самодостаточными взрослыми людьми. То, что взрослому человеку полагается быть самостоятельным и самодостаточным, кажется мне правильным предположением. Но я ставлю под сомнение, что эти качества могут быть развиты способом, используемым Катиной мамой. Затем, исходя из того, каким должен быть взрослый человек, нам нужно, размышляя в обратную сторону, решить как и когда в образовании и воспитании нам стоит начинать предлагать детям делать выбор. Этот способ размышления опирается на идею, что ребенок уже вполне к этому готов и что нам нужно лишь просто стимулировать его. Кроме того, мы исходим из того, что это развитие происходит более или менее прямолинейно – от простого к сложному.
Давайте рассмотрим вторую ситуацию, опять в один солнечный день в супермаркете. Отец идет по магазину с двумя детьми, девочкой и мальчиком, оба около шести-семи лет. В то время, когда он наполняет тележку различными покупками его сын спрашивает: «Мы пойдем сейчас к бабушке с дедушкой?» «Да, конечно. Но сначала мы отнесем покупки домой, маме». Девочка смотрит вверх на отца и спрашивает: «А затем мы сразу пойдем к дедушке с бабушкой?» «Конечно, вот увидишь». Отец берет с полки несколько упаковок напитков и печенья и кладет их в тележку. «Это вкусно. На дорожку». Дети подпрыгивают от радости, потому что папа взял как раз то, что им очень нравится. «Это я тоже возьму (берет с полки), потому что это очень нравится маме». Так они идут вдоль полок, пока папа не останавливает тележку. Он достает из кармана брюк список и говорит: «Так, проверим, все ли мы взяли». Он называет покупки по списку и смотрит вместе с детьми в тележку, все ли там лежит. «Да», говорит отец, «у нас все есть. Пойдемте теперь к кассе». «Ура!», — кричат дети. «Мы готовы», — и они радостно бегут к кассе.
Здесь также идет речь о совершении выбора. Могут ли дети в этой ситуации чему-то научиться? Берет ли отец явно «всю ответственность» за выборы, которые осуществляются в данной ситуации? Что тогда остается детям? Относится ли сюда «чем раньше научился, тем дольше пригодился»?
Очень распространено мнение, что если детей как можно раньше обучить обращаться с … (заполнять можно чем угодно… деньгами, интернетом, движением, здоровым питанием, агрессией и т.д. и т.п.), это принесет пользу впоследствии. Исходя из цели, которую нужно достигнуть, для ее достижения дается пошаговая инструкция. Этот способ мышления мы наблюдаем в индустрии, в любом производственном процессе.
Когда принцип производственного процесса применяется в образовании и воспитании, тогда мы отталкиваемся от прямолинейного развития к конечному результату, от простого к сложному, куда «чем раньше, тем лучше» отлично вписывается.
Знание о человеке и фазах его развития приводят нас к инсайтам, какую форму и содержание придать обучению и воспитанию, чтобы они соответствовали возрастной фазе ребенка и цели развития в этой фазе. И то, кем в таком случае может стать этот уникальный человек, кроется в развитии этого одного человека. И мы должны делать все, чтобы с помощью воспитания и образования сделать это уникальное развитие возможным. Тогда созревший человек сможет делать свой собственный выбор и нести за него полную ответственность.
В двух вышеупомянутых ситуациях в магазине происходит гораздо больше, чем то, что можно наблюдать извне. Между родителем и ребенком происходит очень важный обмен чувствами. Со стороны это не сразу заметно. В обмене чувствами происходит больше, чем мы обычно осознаем. Из того, что взрослым не произносится вслух, ребенок воспринимает очень много. Ребенок ощущает бессознательно, но это не значит, что менее эффективно, понимает ли родитель ребенка в ситуации, и из каких убеждений родитель действует.
Тогда в связи с этим всплывают совсем другие вопросы, например: что произойдет, если я позволю дошкольнику выбирать? Как школьник переживает осуществление выбора? Как это делает подросток? И тогда вдруг сутью больше не является «как можно раньше обучать осуществлению выбора», а сутью становится представление о развитии этого человека. Возможно ли по развитию ребенка «считать» информацию о том, не слишком ли рано вы начинаете с предоставлением ему выбора или запаздываете? И как вообще влияет осуществление выбора на развитие детей и на их дальнейшую взрослую жизнь?
Размышляя таким образом, умение осуществить выбор больше не является «задачей», с которой ребенок должен — чем раньше, тем лучше — справиться, а становится «задачей» воспитателя, в которой речь идет о понимании ребенка.
Я пытался представить себе, как эти два разных опыта детей из вышеописанных примеров продолжают жить, расти и развиваться вместе с детьми. Как они могут проявиться в дальнейшей жизни? К какому мнению о них придут дети?
Сейчас, будучи взрослыми, мы можем взглянуть на наше детство и юношество, и понять, в каких ситуациях нас правильно оценили, в каких запросы были высоки, а в каких — низки. В основе этого понимания сформировалось определенное мнение. Это мнение в значительной степени определяет то, как мы идем по жизни. Это стало либо «задачей», либо «подарком» на пути.
В выборе, который мы позволяем осуществлять детям или в выборе, который мы делаем за них, дети ощущают более или менее осознанно, как мы к ним относимся. Речь идет о формировании оценки. Строго говоря, они ощущают, несем ли мы ответственность за выбор или полностью перекладываем эту ответственность на их плечи. Обычно это (отношение) остается незамеченным в замечании, которое подразумевалось как исключительно позитивное «Ты сам это выбрал». Какая оценка скрывается за этим? Как это влияет на ребенка? В выборе, который мы совершаем как взрослые за наших детей, они также ощущают, как мы к ним относимся. Они воспринимают, более или менее сознательно, какова при этом наша оценка. При этом они также ощущают, как мы относимся к другим людям. Отец из второго примера привлекает свою жену в ситуацию. Дети также чувствуют, как мы относимся к миру, обществу, например в таком высказывании как: «В это я не вмешиваюсь. Каждый сам ответственен за свою собственную жизнь». Все эти переживания скрытого смысла в высказываниях, связанных с осуществлением выбора, приводят детскую душу к формированию оценки о самом себе, о ближних и о мире.
психологія
Как воспитать свободного человекa
Что произойдет, если я позволю ребенку выбирать самостоятельно? Действительно ли это для него полезно?