Пробуждение воли. Процесс обучения взрослых

Возможно ли привнести в мир нечто совершенно новое?

Фото: Юрий Марчук
Из книги Конрада ван Хойтена «Пробуждение воли»
Перевод с английского Наринэ Мальцевой
5 грудня, 2019, 6:46

Все еще остается полной тайной, почему у человека существует возможность обучаться и как в точности происходит этот процесс. Существуют различные научные объяснения, но ни одно из них не дает полного ответа. Обучение через имитацию еще можно объяснить, оно имеет место и в животном царстве. Намного сложнее объяснить такое обучение, при котором ты изменяешься, становишься другим человеком, развиваешься в что-то такое, чем раньше не был, — то есть когда происходит нечто большее, чем раскрытие уже заложенных талантов. Как же это возможно — вырастить то, чего ранее не было, принести нечто совершенно новое в мир? В этом как раз и состоит особенность обучения взрослых.

Благодаря Рудольфу Штайнеру и вальдорфскому педагогическому движению мы видим, что обучение ребенка основывается на жизненных силах, которые в возрасте около семи лет частично освобождаются от своих телесных функций и могут быть направлены на обучение. Подробнее этот вопрос рассматривается в антропософской педагогической литературе. Учебный процесс изменяется с каждым годом по мере взросления ребенка. И только после 21 года эти жизненные силы, задействованные в обучении, полностью переходят в распоряжение нашего Я. Упрощая,  можно сказать, что обучение взрослых основывается на том, как наше Я работает с жизненными процессами, которые вначале были вовлечены в формирование нашего тела.

Итак, базовый принцип обучения взрослых должен состоять в формировании индивидуального процесса обучения в соответствии с упомянутыми жизненными процессами (их существует семь). Далее приводится краткое описание жизненных биологических процессов, а также их соотнесенность с процессами в обучении.

Семь жизненных процессов

Подробное описание жизненных процессов можно найти в цикле лекций Рудольфа Штайнера под названием «Загадка человечества». Далее мы приводим выдержки из его лекции от 12 августа 1916 года. Мы начинаем с предположения, что все обучение прежде всего воспринимается через чувства. «…Чувство зрения привязано к глазу, оно охватывает только ограниченный участок в человеческом организме. Чувство слуха привязано к слуховому аппарату. Но одного этого недостаточно. Для того, чтобы слышать, требуется не только  ухо, хотя оно все же больше всего ответственно за слышание. Все подобные участки органов чувств равномерно пронизаны жизнью. Глаз живой, ухо тоже живое, — жизнь пропитывает все чувства. Если же мы теперь попытаемся эту жизнь рассмотреть глубже, то мы обнаружим дифференциацию. Существует не только лишь одна жизненная сила. Двенадцать участков, относящиеся к органам чувств, находятся в разных местах нашего организма, но жизнь пульсирует через весь организм, выражаясь в различных жизненных процессах. 

Прежде всего к этим процессам жизни относится то, что характерно всему живому. Это дыхание. То отношение к внешнему миру, которым является дыхание, должно присутствовать в любом живом организме. Дыхание человека постоянно обновляет его из внешнего мира. Это позволяет функционировать всем органам чувств. Ни чувство обоняния, ни чувство зрения или слуха не могли бы действовать, если бы их не поддерживало то, что появляется благодаря дыханию…

Второе, что у нас есть, — это тепловой процесс. Он вступает вместе с дыханием, но является чем-то другим. Проникновение внутренним теплом — это второй способ поддержания жизни. Третьим способом является питание. Таким образом, у нас есть три способа противостояния своими жизненными процессами жизни во внешнем мире: дыхание, согревание, питание. Они все как-то относятся к внешнему миру. Дыхание предполагает наличие определенного вещества — воздуха, согревание предполагает определенную теплоту окружающего мира, с которой мы вступаем в некое отношение, и так далее.

Дальнейшие жизненные процессы более направлены не ко внешнему миру, а вовнутрь организма. Следующий процесс можно было бы обозначить как преобразование, усвоение воспринятого извне. В науке для него еще нет названия, поскольку эти вещи она еще не различает. Это внутреннее преобразование того, что воспринимается нами извне, принадлежащее чисто внутренним процессам, мы можем представить себе четырехкратно.

Первое, что выступает после питания, — это «внутреннее выделение». Если принятая пища передается телу, если она становится частью нашего организма, это уже будет выделением. Выделение заключается как в отдаче наружу, так и в приеме внутрь. Прием пищи — это выделение через те органы, которые служат питанию: это выделение в организм. То, что выделяется в организм, должно сохраниться в другом жизненном процессе — его мы и обозначим как сохранение. Но чтобы жизнь могла продолжаться, она должна не только сохранить воспринятое, но и увеличить его. Во всем живом присутствует «внутреннее размножение» — это процесс роста в широком понимании. И, в конце концов, к жизни на земле принадлежит еще порождение целого существа. Процесс роста заключается только в том, что одна часть организма порождает другую. Репродукция — это уже процесс, который выше просто роста, он производит другого такого же индивида.

Вся жизнь распадается на эти семь процессов. Мы не можем сопоставить их 12-ти участкам органов чувств — они действуют независимо от этих органов, оживляя их все. Поэтому если мы хотим определить отношение этих семи к двенадцати, мы должны сказать следующим образом. У нас есть:

  • дыхание;
  • согревание;
  • питание;
  • выделение;
  • сохранение;
  • рост;
  • репродукция.

И они пронизывают органы чувств, образуя живое движение. Мы должны представлять себе человека таким образом, что у него есть двенадцать раздельных органов чувств, сквозь которые пульсирует подвижная в себе семичастная жизнь. Точно так же, как в макрокосмосе 7 планет в своих движениях относятся к 12-ти зодиакальным знакам, проходя через них, так же и жизненные процессы проходят через неподвижные участки органов чувств, струятся через них (см. Диаграмму 1)».

Итак, эти семь жизненных процессов Я взрослого человека может использовать для своего обучения. Они могут работать в двух направлениях: с одной стороны, оживлять деятельность наших органов чувств, а с другой — трансформироваться в душевные силы. Оба направления имеют чрезвычайную
важность для процесса обучения. Ведь каждый учебный процесс движется снаружи вовнутрь (через деятельность органов чувств), чтобы после усвоения снова выступить наружу уже как нечто «новое».

Первые три шага направлены извне вовнутрь, последние три — изнутри наружу. Четвертый шаг — это серединная точка. Природный аспект семи жизненных процессов посредством активности Я трансформируется в обучении в культурный аспект семи учебных процессов. Далее предпринимается попытка описать преобразование жизненных процессов в процессы обучения.

Семь процессов обучения

Дыхание — Восприятие

Любое обучение начинается с наблюдения за миром. Через 12 чувств внешний мир вливается внутрь нас. Но только часть из него наше Я делает осознаваемым наблюдением, а значит, и основой обучающего процесса. Нечто входит в нас извне. В случае органического процесса это ритмический вдох и выдох.

Если же это учебный процесс, то сюда, по крайней мере, нужно добавить внимание, чтобы из воспринятого что-то могло сохраниться в нас для самого учебного процесса — только тогда мы можем слышать говорящего, читать книгу, воспринимать звук, цвет, движение и т.д. Оживление активности органов чувств — это предпосылка для того, чтобы состоялся процесс обучения.

Необходимо обратить внимание на то, что восприятие — это ритмический процесс. Мы можем сознательно впитывать, «вдыхать» информацию только до определенной степени, нужно уметь также и «выдыхать». Умение правильно чередовать «вдох» и «выдох» учебных элементов — основная способность, которой должен обладать студент. Здесь важно рассматривать это «учебное дыхание» как нечто, что проходит через все семь шагов. Мы что-то вдыхаем, усваиваем его и выдыхаем в новой форме. «Дыхание» становится прототипом всего обучения.

Согревание — Связывание себя с предметом

Для второго шага обучения нам необходимо усилить нашу внутреннюю активность, чтобы смочь соединить себя с тем, что мы получили. Нужно установить отношение с предметом. Путем «охлаждения» или «согревания » мы примеряем воспринятое к своей внутренней жизни. На органическом уровне температурные процессы постоянно регулируют взаимоотношения с внешним миром — мы живем в определенных температурных границах, гармонирующих с нашим организмом. Слишком горячее охлаждается, слишком холодное согревается.

 

В обучении регулирование этого процесса должно взять на себя наше Я. Если, например, лектор нас слишком увлек, это может мешать точному наблюдению — тогда необходимо охлаждение. На скучных лекциях требуется теплый интерес, чтобы взять из них важное. Каждое наше восприятие принимает субъективную окраску одобрения либо неодобрения. Взрослый человек должен учиться сознательно регулировать этот процесс чувств, что значительно повысит его способность к обучению. В этой связи хотелось бы вспомнить слова моего дедушки: «Все на свете необыкновенно интересно, если мы только достаточно углубимся в это».

Питание — Переработка /переваривание

Связь между телесным питанием и питанием духовным исследовать сложнее, так как процесс питания тела в основном бессознательный. В целом его можно назвать процессом разрушения. Кусание, жевание, глотание и все, что дальше происходит в процессе обмена веществ, направлено на полное преобразование того, что было съедено. Для того, чтобы оно стало пищей для тела, оно должно быть полностью разрушено, даже дематериализовано, — только тогда оно будет усвоено нашим телом. То же самое и в обучении. Наше Я должно проделать сходный процесс, чтобы взятое извне содержание могло стать нашей духовной пищей. Таким образом, «переработка» — достаточно агрессивный процесс, в котором активность Я усиливается еще больше.

Часто «процесс переваривания» происходит в обучении все еще бессознательно, например, у детей. Один из главных пунктов в обучении взрослых — это то, как взрослый учится перерабатывать воспринятый с интересом («согретый») материал таким образом, чтобы он действительно послужил его духовному питанию.

Выделение (сортировка) — Индивидуализация

Система выделения в организме определяет, что следует из него вывести и что, будучи преобразованным внутренними силами, может быть усвоено телом. Точно так же и в процессе обучения после переработки воспринятого все ненужное отделяется, а оставшееся индивидуализируется внутренними силами. В нас рождается нечто новое. Это «новое» может быть новым пониманием, новой идей, новым и неожиданным взглядом; или же новым чувством, оценкой, сильным переживанием; либо новым волевым импульсом, мотивацией, решением и т.д. Всех их объединяет то, что они носят характер семени. Целью трех предыдущих шагов обучения является создание предпосылок для «нового рождения», чтобы сделать изученное нами действительно своим собственным. Именно на четвертом шаге происходит индивидуализация процесса обучения. «Новое» не означает, что эта конкретная мысль, эта эмоция или этот волевой импульс не существовали ранее, но теперь в душе ученика они родились заново.

Учиться значит изменяться. В этом смысле «обучение » и «развитие» идентичны. Чтобы процесс «выделения» и «индивидуализации» мог состояться, требуется активность нашего Я, оно должно создавать что-то из ничего. И для этого необходимо, чтобы предыдущий процесс переваривания создал как бы «вакуум». Обучение взрослых как пробуждение воли актуализируется именно в этом переломном пункте.

Ясно, что очень часто обучение происходит без переваривания и индивидуализации. Такой тип обучения остается периферическим. Он может быть практически полезен для интеллектуальных или практических навыков, но имеет еще и вредный побочный эффект, который выражается в затвердевании и неподвижности частей нашего душевного существа. Таким образом, процесс индивидуализации — основной стержень в обучении взрослых. Важно указание Рудольфа Штайнера на то, что ложные и порождающие иллюзии силы Аримана и Люцифера не принимают участия в процессе выделения. Поэтому в обучении взрослых это свободное солнечное пространство должно подниматься в сознание.

Поддержание (усвоение) — Практика (упражнение)

Типичным в обучении является то, что у нас часто появляются взгляды, переживания или импульсы, которые быстро исчезают или забываются. Чтобы их удержать, их необходимо повторять. Повторять что-то — значит упражнять его. И так через постоянную, ритмически повторяемую обучающую деятельность новое зерно медленно, но уверенно внедряется в наше существо. Забота о его развитии требует благоговения, ухода, благоприятного окружения и любви к самому процессу упражнения. Иначе, как и с растением, маленький росток не выживет. За всяким упражнением должна стоять побудительная причина — индивидуализация, а также цель: развитие новой способности. Если нет побудительной причины, упражнение может превратиться в дрессировку, что хотя и поможет развить интеллектуальные или практические навыки, но не даст развиться новой способности. В теле жизненный процесс поддержания происходит ночью посредством таинственных средств регенерации, благодаря которой на место разрушительных сил нашего дневного сознания приходят свежие жизненные силы. В процессе обучения, мы должны сами позаботится об этом процессе, выполняя упражнения, которые оживляют нас, а не дают застыть.

Рост — Рост способностей

Все, что есть живого в теле, умирает и обновляется — другими словами, растет. В природе существуют три характерные силы этого жизненного роста: полярность, усиление и метаморфоза. Где мы встречаемся с ними в процессе обучения взрослых? Упражнения сами по себе никогда не являются целью, они — средство, позволяющее расти духовной способности. Это означает, что внешнее упражнение должно умереть, быть забыто, чтобы дать возникнуть чему-то новому. Отдельное упражнение само по себе редко приводит к способности. Поэтому возможность к росту новых способностей дает только определенный набор, композиция упражнений, заключающая в себе упомянутые три силы, сопутствующие росту. Способность развивается медленно, никогда не бывает полностью развитой и проявляет себя в виде метаморфозы взаимосвязанных упражнений.

Рост — это музыкальный процесс, созвучие упражнений, что-то вроде синтеза. Если третий шаг, переработка, несет в себе нечто разделяющее, анализирующее, то рост — это синтезирующий элемент, постоянно преобразующий конкретные упражнения в более высокие способности. Необходимо многое исследовать, прежде чем мы точно будем знать, какая композиция упражнений развивает те или иные способности. Иначе мы будем наугад упражняться до бесконечности в надежде, что когда-нибудь через несколько лет возникнет настоящее умение…

Секрет роста таков: каждый день давать упражнению угаснуть в нашей душе, борясь с сопротивлением, которое оно при этом оказывает, и каждую ночь позволять ему возникать заново в качестве растущей способности.

Воспроизведение — Созидание нового

Как телесный жизненный процесс воспроизведение — это «повторение уже существующего», то есть что-то вроде умножения. В учебном процессе вопрос состоит в том, создаю ли я в результате прохождения шести предыдущих шагов действительно что-то новое. Укрепленная упражнениями способность или же новая способность дает возможность сделать что-то лучше или по-другому. Таким образом, от шести предыдущих шагов зависит, будет ли результат только повторением или же открытием нового. Многие экзаменационные работы студентов являют собой простое воспроизведение того, что мы восприняли на семинаре — в таких случаях нужно признать, что процесс обучения взрослых не состоялся. Это приводит нас к вопросу о том, что есть творчество в учебном процессе.

Мы уже убедились, что Я должно быть творческим на каждом из шагов обучения. На седьмом шаге это должно происходить одновременно со всеми остальными шестью шагами таким образом, чтобы конечный результат был больше, чем просто сумма отдельных шагов. Такие вещи можно наблюдать, например, на просмотре выпускного представления у эвритмистов, на заключительной презентации курса по менеджменту и т.д.

 

Описанным процессам присущи также следующие особенности:

  •  в каждом из семи процессов обучения уже содержатся качества шести других. Активность Я всегда вызывает тепло, каждый шаг — это творческий процесс, везде мы используем восприятие, каждый шаг содержит в себе элемент дыхания и т.д;
  •  семь шагов совершаются как поочередно, один за другим, так и одновременно, подобно тому, как это происходит и с жизненными процессами нашего тела. Это не всегда происходит сознательно;
  •  если один шаг опущен, например четвертый (индивидуализация), учебный процесс нарушается. В дальнейшем это может привести к проблемам, таким как навязчивые идеи или маниакальное поведение. Сегодняшняя нервозность вызвана, кроме всего прочего, еще и тем, что в человеке накопилось множество непереваренного материала;
  •  структурируя семь шагов, восприятие (1-й шаг) и создание нового (7-й шаг) можно рассматривать как полярность, представляющую собой вдох и выдох учебного материала. Индивидуализация (4-й шаг) — середина, создающая момент перехода между вдохом и выдохом. Затем согревание (2-й шаг) — середина первых трех шагов, а рост (6-й шаг) — середина трех последних. Рожденное из энтузиазма тепло воспламеняет рост новых способностей;
  •  учебный процесс был описан здесь в виде семи шагов. Обучение в целом также можно структурировать подобным образом, хотя реальность, к сожалению, другая. Внутри нас происходит много учебных процессов, которые находятся на разной стадии. Например, принятие (1-й шаг), связывание (2-й шаг) и ассимиляция (3-й шаг) могут проходить гораздо быстрее, чем практика (5-й шаг) и рост возможностей (6-й шаг). Это поясняет частые «проколы», неожиданно случающиеся в обучении.

Задача студента — гармонизировать друг с другом разные учебные процессы. Понимание семи шагов поможет ему успешно трансформировать для себя даже самый плохой учебный курс. Он сможет затем определить свой собственный учебный процесс. Учитель же взрослых должен составлять каждую программу и выбирать методы обучения так, чтобы в нем поддерживались и сопровождались семь описанных процессов.

Следующий раздел будет посвящен этому вопросу

Впервые опубликовано в журнале «Дитина Вальдорф» №3-4, 2003




Читайте також