1. Дыхание – Восприятие – Наблюдение

Этому первому шагу обучения способствует все, что требует активного использования наших двенадцати чувств. Существуют образовательные курсы, включающие в себя ежедневные получасовые упражнения по наблюдению, и это существенно повышает способность к обучению. Но объективное восприятие – только первый шаг. Вторым шагом могут быть художественные упражнения, позволяющие оживить чувства, что означает все больше включать в деятельность органов чувств жизненные процессы. Третий шаг состоит в том, чтобы сквозь то, что мы воспринимаем нашими органами чувств, уметь увидеть духовную реальность…

Это и есть гетеанистический путь, который теперь, однако, должен стать методом обучения, настоящим путем ученичества. Неприятные открытия, к которым часто приходишь в этой работе, являются частью самопознания. Ведь хотя наши органы чувств и бессамостны, но при их использовании мы окрашиваем свои впечатления бесконечным количеством психологических факторов. Потому чистого наблюдения там нет, либо же его очень мало. Кто из нас способен по-настоящему открыто и бессамостно слушать лектора? Или видеть в другом человеке его истинную природу? Для этого необходимы постоянные упражнения в основной способности открываться, удивляться, благоговеть перед феноменами – так, как это делает маленький ребенок. Преподаватель постоянно живет с вопросом, способствуют ли его занятия формированию этой способности у студентов или мешают. Он может открыть для себя очень много, если постарается почувствовать, как во время занятий работает его дыхательный процесс, а также как студенты своим дыхательным ритмом реагируют на него.

Ежедневные влияния радио, телевидения, фильмов, шумов существенно притупляют наши органы чувств. Поэтому обучение, способствующее оживлению органов чувств, уже является культурной терапией. Переход от восприятия к связыванию себя с предметом. Переходы всегда нуждаются в дидактическом сопровождении, так как каждый шаг требует новой установки. Насколько первый шаг открыт и беспристрастен, настолько второй является личным и субъективным. Ведь воспринятое должно здесь стать моим внутренним содержанием, я связываюсь с учебным материалом. Поэтому на этом этапе я сознательно задействую жизнь моих чувств. Учебное содержание воспринимается каждым по-разному, биография каждого как бы «резонирует» с ним – и вместо того, чтобы подавлять это как нечто мешающее, следует использовать его как врата к более глубокому обучению. Преподаватель должен интегрировать эмоции участников в учебный процесс, они очень ценны здесь. Таким образом, первый шаг беспристрастного принятия переходит в стремление построить свое личное отношение к принятому.

 

2. Отношение

Дидактика второго процесса раскрывается следующим образом: для того, чтобы процесс потепления мог вообще возникнуть, учитель должен учитывать уже имеющийся опыт студента и привязываться к нему. Наше Я производит тепло только тогда, когда нам по-настоящему что-то интересно. Необходимо вызвать у студентов энтузиазм – а для этого преподавателю самому должна быть очень интересны как темы, так и студенты. Энтузиазм заразителен!

Но соединение себя с материалом должно состояться все же как результат активности самого студента. Готовый, логически проработанный материал действует парализующе, отталкивающе. И наоборот – незавершенный, открытый, оставляющий много вопросов исследовательский процесс побуждает к активному участию в нем. Для ученика было бы очень полезно повторить прослушанную лекцию или занятие в уме, внутренне как бы ощупывая процесс: в какой момент я был затронут внутренне? что было важно, что не важно? что вызывало симпатию, что антипатию? Через какое-то время с помощью преподавателя возникает некая структура «тепло- холод» – первые наброски того, где находятся по-настоящему существенные для нас вопросы: причем те из них, которые вызывают в нас сопротивление, столь же важны, как и вызывающие одобрение. Через свое тепло и активность Я приспосабливает к себе принятое извне содержание или, другими словами, разогревает его. Такое утепление делает учебный материал человечным. Существует много форм обучения, где стараются избежать, даже помешать состояться этому важному шагу. Обучение в этих формах состоит в восприятии материала и точном повторении воспринятого. Однако тем самым как раз ослабляется активность Я, которая делает обучение захватывающим процессом открытий.

Чтобы стать энтузиастом, необходима сила воображения. За маленьким, на первый взгляд незначительным феноменом кроется целый мир. Образное изложение материала – через сказки, мифы, легенды – пробуждает наш голый интеллект к жизни, исполненной творческой фантазии. Когда-то Сократ очень метко сказал: «Что есть обучение – наполнение ведра или разжигание огня?». Этот процесс разогрева нужно поддерживать всеми возможными средствами, так как он станет двигательной силой для всех последующих шагов. Процесс обучения должен стать исполненным энтузиазма процессом познания. Для того, чтобы достичь понимания, нужно всякий цинизм, критику, насмешку или даже ненависть, поднимающиеся в нас по отношению к предлагаемому материалу, учиться сжигать огненным энтузиазмом. Только тогда мы сможем действительно соединить себя с материалом и по-настоящему его понять. Критические сравнения, несогласие, сомнения должны будут обязательно появиться, но на следующем шаге, переваривании – только после того, как предлагаемый материал занял в моей душе достаточно места.

Таким образом, первый шаг – это очищение наших двенадцати чувств, второй – возжжение нашей внутренней жизни для того чтобы по-настоящему связаться с содержанием.

Семь процессов являются одинаково значимыми абсолютно для всех видов обучения: интеллектуального, практического, художественного или любого другого. Переход от соединения с материалом к перевариванию или переработке. Чтобы совершить этот переход, необходимо пробудить стремление Я к независимости, автономности. Основной позицией должна стать следующая: не признавать ничего из того, чего я еще не понял, – но и ничего из этого непонятого не отвергать. Это ведет к перманентной неуверенности – ведь мы никогда ничего не понимаем полностью, всегда только частично.

Мое Я должно теперь учиться выдерживать эту постоянную неуверенность, пресуществляя ее деятельностью переработки. На этом этапе особенно важно, чтобы преподаватель собственным примером и постоянным поощрением помогал студентам преодолевать различные кризисы, связанные с переработкой материала, потому что подобная деятельность требует от них большого мужества. Конечно, гораздо проще слепо принимать все, что нам преподается. Даже будучи физически очень активными, духовно мы зачастую остаемся ленивыми.

 

3. Переработка и усвоение

Существует множество методов переработки воспринятого учебного материала. Условно их можно разделить на три важнейших категории:

  • Мыслительная переработка. Перечитываем свои записи, размышляем о них, противопоставляем им другие точки зрения, пытаемся встать на противоположную точку зрения, задаваясь при этом вопросом: что здесь не так? является ли это логичным, соответствует ли оно действительности? Проверяем учебный материал различными примерами!
  •  Переработка через чувство.
    Даем материалу прозвучать внутри нас; перерабатываем результаты второго шага; пытаемся выразить воспринятое художественными средствами, прислушиваемся к своим ощущениям; позволяем говорить своему чувству истины, и т. д. Переваривание материала своими чувствами удается в том случае, если мы уже до какой-то степени развили свой мир чувств в познавательный орган, в чувство истины.
  • Волевая переработка. Это наиболее важный этап, так как он подводит уже к следующему шагу обучения – индивидуализации. Здесь воспринятый материал мы должны противопоставить нашим фундаментальным убеждениям, всему тому, что уже живет в нас к этому моменту. Мы спрашиваем уже не только: верно ли это, гуманно ли? – но и: приемлемо ли это для моей морали? какое значение имеет этот материал в моей биографии? почему он пришел ко мне именно сейчас? как это содержание соответствует тому, что я, собственно, ищу? Этот третий способ переработки может стать очень существенным и даже привести к внутренним кризисам.

Очевидно, что хорошая переработка, становясь настоящим перевариванием материала, включает в себя все три описанных компонента. В сущности, этот учебный шаг представляет собой настоящую борьбу между старыми и новыми взглядами, между ощущением тепла и холода, а также и пересмотр наших собственных целей. Но этот третий шаг требует мужества. Поэтому преподаватель должен развивать методику «подбадривания» – например, «ободряющим» методом являются искусства.

 

Переход от переработки к отделению и индивидуализации

Внутренняя борьба этапа переработки наконец заканчивается, и на смену ей приходит внутреннее спокойствие, настроение открытости и вслушивания. Эту передышку можно создать и извне – преподаватель просит погрузиться в тишину, молчание, спокойное обдумывание. Но это может сделать и сам студент, если он считает, что уже в достаточной мере переработал материал. В обоих случаях переработанный материал вливается в пустоту, в некое внутреннее полое пространство, где может родиться нечто новое.

 

4. Индивидуализация

В человеке живет на самом деле намного больше, чем он может охватить своим повседневным сознанием. Его высшее существо, его совесть исполнены знания, в подсознательной области его души заложена невероятная мудрость.

На этапе индивидуализации и спокойного размышления может родиться нечто, что должно стать теперь собственным достоянием ученика. Оно может проявиться как новый взгляд, новая идея, новое понимание. То, что мы вначале просто знаем, становится теперь пониманием, своего рода переживанием света. Но это может быть и прорыв нового чувства, например, чувства красоты. Вся богатая палитра мира чувств может ярко проявиться здесь. Очень часто индивидуализация может быть связана с возникновением волевого импульса: понимание становится решением или побуждением. Но самое важное здесь то, что переживания эти являются для души новыми. Именно это подразумевает индивидуализация. То, что мы в процессе обучения взяли извне и переработали, становится теперь нашей собственностью.

Теперь задача преподавателя – уделить как можно больше внимания таким переживаниям. Прорывы чего-то нового, конечно же, случаются постоянно, но часто незаметно – поэтому под давлением впечатлений повседневности они быстро уходят. Сделать эти всплески возможными и удерживать их проявления становится задачей процесса обучения. Для этого могут быть использованы различные способы.

  • Может быть использован вечерний обзор дня, в котором каждый работает с вопросом «Чему существенному я научился сегодня и как это произошло?». Это может привести к озарениям в индивидуальном обучении.
  • Существует особенный групповой процесс, в котором участники помогают друг другу найти свою индивидуальную цель, можно сказать, осознать свой истинный вопрос. Возможно, это тоже приведет к процессу индивидуализации,
    когда становится очевидным, что вопросы у всех разные.
  • Индивидуализация усиливается, когда на занятии развивается культура постановки вопросов, а не ответов. Ответами процесс обучения завершается. Правильные же вопросы являются началом, они смотрят в будущее. С этой точки зрения можно было бы сказать, что три первых учебных шага являются только средством для того, чтобы пробудить в себе настоящие вопросы.

Наилучшее переживание для лектора – когда ему удается пробудить в человеке нечто, что, возможно, даже не имеет отношения к содержанию лекции. Лекция была только средством, чтобы родить в человеке что-то совсем другое.

Обучение взрослых, как процесс пробуждения воли, интенсивней всего проявляет себя именно в процессе индивидуализации.

Первые четыре шага обучения могут быть рассмотрены как целое. Они ведут извне во внутрь, в то время как четвертая является начальной точкой для трех последующих.

 

Переход от индивидуализации к практике

Как уже упоминалось, опасность четвертого шага состоит в том, что его озарения и прозрения быстро уходят, забываются и теряются. Поэтому первым правилом должно стать приобретение привычки сразу же записывать свое прозрение, повторять его внутренне несколько раз или удерживать другим образом. Хорошо было бы всегда иметь при себе маленькую записную книжку, ведь часто прозрение настигает нас в то время, когда мы заняты какой-то другой деятельностью.

Преподаватель, однако, должен осознавать тот факт, что зачастую блестящие идеи, переживания или волевые импульсы имеют поначалу только внутреннюю важность для участников. Но чтобы реализовать их во внешнем мире, должен быть еще пройден долгий путь. Необходим присмотр за этим «ростком» (это уже пятый шаг), спокойно позволяющий ему расти в качестве новой способности (шестой шаг) – пока, наконец, он не сможет вступить в мир как творческое выражение (седьмой шаг). Одним людям проще даются первые четыре шага, другим – последние три. Но значение имеет учебный процесс в целом, и именно в таком качестве он делает переход от четвертого к пятому процессу решающим. В обучении взрослых упражнения ради упражнений, без мотивации и ясной причины, являются бесполезными и даже вредными. Это означает, что побуждение, мотив для всякого упражнения должен родиться во время процесса индивидуализации (т.е. в четвертом шаге).

Впервые опубликовано в журнале «Дитина Вальдорф» №7-8, 2003