Что отличает вальдорфскую  школу от обычной государственной? Прежде всего, история её возникновения. Она не может возникнуть по приказу чиновника из департамента образования, она вырастает как организм из совместной инициативы родителей, педагогов и детей. Большинство вальдорфских школ имеют название, а не номер, как государственные.

Школа вырастает постепенно, как растение из семени. 

Если проследить растение  в кругообороте года, а школа в своём развитии похожа на многолетнее растение, то можно заметить, как чередуются периоды бурного роста весной, созревания плодов летом, увядания осенью и сна-смерти зимой. В жизни школы также можно наблюдать чередование периодов роста, становления, разрушения старых и создания новых форм. Например, школа может потерять своё помещение и возродиться, как Феникс из пепла, в новом месте и в новой форме.

Опыт разных вальдорфских школ показывает, что главное не помещение, а учителя, дети и родители, которые создают атмосферу в школе.

Поговорим об этом подробнее. Мы характеризуем атмосферу, которая возникает между людьми, такими словами, которые взяты из наблюдения, за природными явлениями. Каждый из нас знает, что атмосфера или погода бывает холодной или  тёплой, дождливой или ясной, туманной или ветреной. Есть народные приметы, по которым можно прогнозировать погоду на следующий день и на несколько дней вперёд. А что же оказывает влияние на атмосферу в школе, как она возникает и почему изменяется?

В природе погода меняется в связи с изменением направления ветра, а ветер появляется из-за разного нагрева поверхностей суши и воды. В школьной коллегии учителей, особенно в большой, встречаются люди разных темпераментов – холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Можно представить, какая атмосфера будет царить в коллегии и в школе, если преобладают меланхолики. В природе оптимальные условия для жизни и развития возникают при температуре от +15 до + 25 градусов, когда растения, животные и люди чувствуют себя комфортно.

А в учительской коллегии необходимо искать золотую середину между полюсом холода и полюсом жары, между влажностью и сухостью.

Холод в отношениях возникает из-за чрезмерной критичности учителей по отношению друг к другу. К критике склонен интеллект, рассудок, который строит жёсткие понятия и схемы, строит барьеры между людьми, разделяет их на группы, вынуждает их нападать и защищаться. Другой полюс – кипение страстей. Все полны энтузиазма, чувствуют сильную симпатию друг к другу и готовы идти за лидером без долгих рассуждений. В этом случае действует сильная воля харизматической личности, которая ведёт за собой, не учитывая мнений других.

Чрезмерная влажность возникает тогда,  когда в коллегии слишком много говорят, «льют воду» и забалтывают проблему, не принимая чёткого решения. В такой коллегии не хватает структуры, формообразующих сил, поэтому многое «протекает» мимо сознания. Если же доминирует форма, предлагаются готовые решения без обсуждения, не возникает дискуссии, всё засыхает, становится меньше сил у учителей, каждый замыкается  в себе или в узкой группе и сужает область своих интересов.

Необходимо искать равновесие между жарой и холодом, влажностью и сухостью во время работы в коллегии.

Эта работа важна для создания общей атмосферы в школе. Не случайно часть работы коллегии посвящается занятиям искусством. Искусство воспитывает и облагораживает наши чувства.

Каждый из нас учится более тонко воспринимать другого, творя вместе с ним.

Слово «сочувствие» указывает на возможность соединения в чувствах с другим. В мышлении и в воле соединиться сложнее. Из взаимного сочувствия возникает тёплая атмосфера в коллегии и в школе. Именно она привлекает родителей и детей в школу. Как путники идут в тёмном лесу, видят вдалеке огонь и спешат к нему, так и родители с детьми путешествуют по миру в поисках живого огня.

Задача учителей поддерживать этот огонь, чтобы его могли заметить ищущие родители и дети.