«До свидания, дорогой 4 класс», — звучат слова прощания. Закончился учебный день. Закончился? Я иду готовиться к следующему дню, а дети, отдохнув немного, садятся за домашнюю работу. Как это происходит? Ребенок или оттягивает момент выполнения как можно дальше, или с радостью берется за работу. В какой-то мере это зависит от самого ребенка, его характера, отношения к школе, но в еще большей степени это зависит от самого домашнего задания. Для чего оно дается, с какой целью, каковы требования к его выполнению? Для каждого учителя это всегда вопрос — в каком домашнем задании нуждаются сейчас дети. Есть несколько точек зрения и каждая из них по-своему верна.

Я могу использовать свои знания после того, как они действительно стали моими — моим опытом, моим пережитым, моим многократно отработанным. Из этого всего рождается новое качество — знание становится не просто грузом, который я несу, а возможностью творчески действовать в мире. Сколько шагов надо пройти до этого? Что такое домашнее задание? Какой это шаг на пути к творческой реализации? Один из взглядов на этот вопрос говорит, что в домашней работе ребенок получает возможность самостоятельно проработать то, что он пережил в классе. Он может индивидуализировать полученный в школе опыт, сделать его своим достоянием.

Знакомая для всех ситуация — в классе дети активны, несколько человек очень быстро справляются с каверзными вопросами учителя, радостно открывая что-то новое для себя. Активность и радость этих детей создает у всех ощущение уверенности в себе, легкости поставленных задач. Но вот приходит вечер и, оказавшись наедине с тетрадью, ребенок обнаруживает, что он не знает, что ему делать. Ему необходимо приложить много волевых усилий, чтобы вспомнить, восстановить ход урока. Он еще раз переживает все, что происходило в школе, и пытается понять поставленную задачу.

Есть и другая теория. Она говорит о том, что если урок хорошо отработан и дети были активно включены в процесс, то не возникает надобности в больших домашних заданиях. Все, что надо, ребенок получил в классе. Р.Штайнер в одной из своих рекомендаций говорил о том, что было бы хорошо не давать детям домашних заданий вплоть до 3 класса. Учитель постоянно сталкивается с тем, что даже если материал хорошо объяснен и хорошо воспринят детьми, он должен еще пройти через фазу упражнений. После этого материал становится «своим», узнаваемым. Но куда отнести эту фазу упражнений — на время урока? Тогда не хватает времени на новый шаг в предмете. На домашнее задание? Тогда оно превращается в каторгу для детей. Именно такие работы, не несущие в себе ничего нового, особенно скучны для ребенка, именно их откладывают все дальше и дальше на вечер, а потом делают с большим трудом. В таких заданиях встречаются нелепейшие ошибки, которые ребенок делает от невнимательности. А невнимателен он потому, что уверен, что уже хорошо знаком с темой и нет нужды делать задание тщательно. Как ни странно это звучит, но именно такие домашние задания приносят меньше всего пользы. Это замечают даже родители. Они отмечают, что большие домашние задания не рождают качества. Усталость, пассивность или откровенное нежелание — закономерный результат такой работы.

Фото Сергея Еременко

Другой вариант — это дать ребенку творческое задание. В его выполнении задействуется все существо ребенка. Да и для родителей такое задание может стать настоящим испытанием. Если монотонность упражнений вызывает скуку, то в творческих заданиях у родителей часто отказывают нервы. Им кажется, что ребенок все сделал не так, не в полную силу, не использовал все возможности. И ребенок часто подвергается критике. Его ранят в самое больное место, ведь в творчестве дети очень открыты, и им их работы кажутся совершенством. Если взгляд взрослых слишком придирчив, то в ребенке может родиться пассивность — «все равно это у меня не получится». И опять выполнение задания откладывается все дальше и дальше к вечеру. Как найти этот хороший ритм для домашнего задания, эту точку равновесия между упражнением и творчеством? Понятно, что арифметика — половину на упражнения, другую на исследование — тут не пригодна. Задание должно соответствовать настроению эпохи, конкретной задаче дня. Постоянная эксплуатация творческих способностей ребенка, как и постоянные большие и скучные работы, ведут к одному результату — пассивности.

Умение дать ребенку нужное в данный момент задание — в этом искусство учителя. Помочь ребенку или, наоборот, оставить его без помощи — искусство родителя. А сами дети, как всегда, ориентируются на любимый предмет. Они любят делать то, что получается. Это придает им силы и уверенность в собственных возможностях.

Своими размышлениями по поводу домашнего задания с нами поделились учителя, родители и дети школы «Ступени», г.Одесса

Татьяна Храмова,
мама ученицы 12 класса и ученика 9 класса, воспитатель детсада:

«В начальной школе домашнее задание помогает формированию здорового ритма у ребенка (и у родителей), а уже в старших классах у детей появляется интерес к своим знаниям, уверенность в них, в своей собственной позиции. Кроме того, домашнее задание помогает видеть уровень, которого достиг ребенок, помогает добиться желаемых результатов. Благодаря ему можно сделать открытие и осознать его».

Анна Тесленко,
основной учитель 6 класса:

«Наиболее сложно — дать домашнее задание по способностям, каждому свое, отдельно».

Александр Гринин:

«Домашнее задание — это кроме всего прочего еще и общение ребенка и родителей. Это работа учителя не только с ребенком, но и с родителями. Начиная с 9-10_летнего возраста дети начинают посещать кружки, секции. Это требует большого количества свободного времени, поэтому домашние задания не должны быть большими, они не должны пугать ребенка своим объемом. В старших классах можно давать на дом совершенно новый материал, в средних — материал на повторение и упражнение».

Дима Сависько,
ученик 3 класса:

«Мои любимые домашние задания связаны с чтением — украинская и русская литература».

Валентина Головина,
основной учитель 9-в класса, специалист по лечебной педагогике:

«Если с самого раннего детства у ребенка есть постоянные ежедневные дела, то ему не нужно будет прикладывать больших усилий для выполнения домашнего задания. А первые задания могут быть очень простыми, можно сказать, домоводческими: поливать цветы, убирать в доме, составлять расписание, — да и многое другое, главное, чтобы это делалось с душой.

Домашнее задание — это прежде всего волевое упражнение. Но в наше время, когда дома обычно постоянно работает телевизор, родители, сами того не понимая, учат детей забывать о своей воле».

Светлана Мельникова,
основной учитель:

«Домашние задания — это отработка выученного материала с 1 класса. Обычно я даю домашние задания по одному или двум предметам — основному и языковому. Домашние задания — это волевой элемент. Поскольку в наше время не хватает движения и живого наполнения, то в домашних заданиях можно и желательно давать рисование форм».

Впервые опубликовано в журнале «Дитина Вальдорф» №1, 2004