Отношение к речи в современном обществе очень изменилось в ходе развития человечества. С появлением новых средств коммуникации — интернета и мобильного телефона — живая речь заменяется печатным текстом или вообще набором значков. Современный человек уже не участвует в процессе речи всем своим существом. Речь же является универсальным выразительным средством души, через нее человек открывает свое существо другим людям.

Эвритмия — это искусство, которое посредством движения в пространстве делает речь и музыку видимой. Человек может воспроизвести каждое движение, которое производит организм речи или организм пения. Характер движения у человека, занимающегося эвритмией, рождается из самой природы человеческого организма. Во время говорения или пения из выдыхаемого воздуха возникают жест и форма, которые могут быть повторены движением рук и ног, движением человека в целом. То, что переживается ухом или гортанью, может стать целостным переживанием всего человека и затем соответственно воплотиться в определенном жесте.

Эвритмия является воплощением этого переживания. Изначально эвритмия возникает как искусство в 1912 году, а в 1919 году при основании вальдорфской школы вводится в учебный план как предмет и преподается с первого по двенадцатый класс. Поэтому педагогическая эвритмия и искусство эвритмии непосредственно связаны друг с другом. Именно эвритмия даёт возможность внести в школьную жизнь истинно художественные достижения человеческой цивилизации. Все преподавание в вальдорфской школе основывается на глубинном познании существа человека. Человека мыслящего, чувствующего и действующего в воле. На уроках эвритмии задействуются и развиваются все эти сферы человеческого существа.

Первое свое отношение к тому, что заключено в языке, человек обретает в начале своего жизненного пути, когда учится говорить. В период второго семилетия это отношение к языку меняется, переходит в другую стадию развития, «…человек в возрасте от семи до четырнадцати лет борется с тем, что заключено в языке…». «Он мало что знает об этой борьбе, поскольку она протекает неосознанно. Однако он борется с тем, что, возникая как звук в недрах его ритмической системы, все более интенсивно сочленяется с его мыслями, с его ощущениями, с его стремлениями. И то, что в эту эпоху формируется именно в языке, и есть постижение человеком самого себя» (Р.Штайнер «Педагогика и искусство — педагогика и мораль», ПСС 304).

В период 9-10 лет ребенок обретает новое отношение к миру, смотрит на него со стороны, отделяет себя от него, самосознание углубляется и усиливается. На уроках эвритмии меняется основное расположение учеников в пространстве. Если до этого основной формой расположения был круг, то теперь большую часть урока ученики находятся во фронтальном положении, т.е. напротив учителя. Они учатся двигаться фронтально, учатся идти спиной вперед. Появляется не только конкретное справа и слева, но и пространство впереди и сзади. Теперь пространство сзади не ограничивается стенами помещения, оно расширяется и позволяет выражать сверхчувственное, например: мысли, идеи. Этот процесс только зарождается и продолжит развиваться вплоть до старшей школы. Появляется возможность свободно двигаться в пространстве, выполнять более сложные формы, развивается самостоятельность, умение правильно ориентироваться в пространстве (это становится основой для изучения географии, а в дальнейшем геометрии).

В новом отношении к миру пробуждается непосредственный интерес к его устройству, к законам, действующим в нем. То, что в речи являлось неосознанным, с момента изучения грамматики поднимается в сознание, становится осознанным. Изучение грамматики способствует формированию самосознания. На уроках родного языка ученики изучают различные части речи: существительное, глагол, прилагательное и др. Когда учатся обозначать вещи именами существителъными, обособляют себя от внешнего мира, когда добавляют имя прилагательное, вновь соединяются с ним. Слыша глаголы, человек соучаствует в некоем действии.

«Эвритмия же, как таковая – это не что иное, как видимое слушание… это откровение деятельности слушающего человека». (Р.Штайнер «Искусство воспитания. Методика и дидактика», ПСС 294).

При изучении грамматических форм (выражаясь профессиональным языком эвритмистов, аполлонических форм) на уроках эвритмии задействуются силы представления и грамматическое понимание. Знания, полученные на уроках родного языка, углубляются, обретают новое качество.

 

Имена существительные

В эвритмии различают несколько видов существительных в соответствии с их содержанием. Например: существительные, называющие конкретные вещи, которые можно взвесить, измерить, пощупать обретают в пространстве «конкретную» форму. Они выполняются в виде угла, который «очерчивает» некую часть пространства, открытую, видимую зрителю.

Глаголы в речи обладают совсем иным качеством. Слова, называющие действия побуждают к душевному содействию. Они по своей сути могут выражать активное или пассивное действие, или продолжительное действие, связанное с аспектом времени (длительные) и имеют направление. Для движения назад или спиной вперед требуется больше пробужденности и активности, чем для движения вперед, туда, куда направлен взгляд.

Имена прилагательные описывают и характеризуют, а потому выполняются стоя на месте.

Для выражения предлогов или союзов используются наклоны корпуса тела или движение головы. С этим ученики знакомятся позже — в старшей школе.

Формы отдельных слов складываются в общую форму целого произведения. И вот мы можем по-новому прожить любимое стихотворение.

 

На западе солнце пылает,
Багряное море горит;
Корабль одинокий, как птица,
По влаге холодной скользит.
И. Никитин

 

 

Были два приятеля —
Бублик и Батон.
Ждали покупателя
Бублик и Батон.
Бублику понравился
Школьник в колпачке.
А Батону — бабушка
В бежевом платке.
Бублик в ранец бухнулся
И пустился вскачь,
А Батон тихонечко
В сетке кач да кач…
М. Бородицкая

 

Впервые опубликовано в электронном журнале «Дитина Вальдорф+» №3, 2012