Хлеб — от зерна,
Зерно — от света,
Свет — от лика Божества.
Плодам Земли стать снова светом
Дай, Боже, в сердце у меня!

 

Говоря о питании в вальдорфском детском саду, мы имеем в виду возраст примерно от 3 лет 6 месяцев до 7 лет 8 месяцев, когда ребенок уже получил разнообразный вкусовой опыт и знаком с переживаниями соленого, сладкого, горьковато-пряного и кислого, а эпоха молочного рая уже далеко позади. Но особые требования к качеству продуктов, способу приготовления и вообще особое отношение к тому, что приходит к ребенку через пищу, не теряют своей актуальности. Малыш все еще глубоко включен в окружающий его мир, приходящие извне впечатления формируют его существо вплоть до телесности. Питание служит этому напрямую. Несмотря на большую зависимость от государственных представлений и норм в этом вопросе, даже в наших, во многом еще постсоветских, условиях можно сделать шаги в сторону здорового подхода к питанию. Родители дома дополнят этот процесс, дабы маленький человек не спеша, здорово и радостно воплощался на земле.

Дети дошкольного возраста с удовольствием подключаются к деятельности взрослого, подражая ему, и 5-6-летнему малышу уже можно доверить ножик, для того, чтобы он сам нарезал для всех яблоки к завтраку или морковь на обед. Конечно, до этого он уже наверняка имел опыт обращения с ножами под присмотром взрослого. Младшие приобретают этот опыт при совместном приготовлении мюслей, нарезании салатов, намазывании масла на хлеб. Ножи, которыми пользуются дети, должны быть не очень остро заточены, иметь недлинное лезвие, лучше с тупым концом, и рукоять, удобно помещающуюся в небольшую ладошку. Период первого семилетия — благодатное время для естественного, ненавязчивого формирования привычек. Приходя в группу с улицы, мы всегда моем ручки, а перед трапезой нам об этом напомнит веселая песенка воспитателя.

Льется теплая водица.
Не пора ли нам помыться?
Льется теплая вода.
Всем пора идти сюда.

Чистые ручки уже могут помогать расстилать на столах красивые розовые салфеточки, ставить на них чашки, класть вилки. Деток постарше можно выбирать в помощники, которым доверяют разносить тарелки с едой. Это очень ответственно, а если чувство равновесия все же подвело или кто-то подтолкнул — это тоже важный жизненный опыт. Надо помочь человеку убрать и переодеться. Понятно, что очень горячую еду дети не носят, ее вообще есть неполезно. Тщательное, неспешное разжевывание тоже нужно упражнять уже сейчас. Темный хлебушек с кислинкой, если его долго жевать, становится сладковатым во рту! Поищите с детьми, где еще прячется сладость. Это позволит им переживать вкус более осознанно и дольше жевать.

Все так называемые манеры — не разговаривать за едой, жевать с закрытым ртом, не крутиться, съедать все, что есть на тарелке — взращиваются на примере взрослых. Нужно всегда помнить важный закон, который действует в возрасте подражания: если хочешь чему-то научить малыша, делай сам это дело правильно, достойно и с любовью. Тогда возникает желание сделать точно так же, а в школьном возрасте еще лучше, чем тетя Таня или папа.

По поводу чистых тарелочек. Кто-то осилит порцию великана, кому-то подойдет порция гномика — так можно учиться рассчитывать свои силы. У нас в детском саду существует «правило 5 (10) ложек». Иногда малыш, увлекаясь, продолжает есть дальше. Но бывает, что и эти пять очень трудны. Тогда — хотя бы попробовать крошечку, как птичка, как маленький муравей, чтобы преодолеть барьер. А там, глядишь, этот белый незнакомый корешок окажется очень даже ничего. Если вдруг что-то срочно понадобилось, мы не кричим за столом, а поднимаем «шапочку» или пальчик. Так делают даже воспитатели.

— Что хотела тихая Маришина шапочка?

— Можно мне добавку хлеба?

Если ребенок забыл важное волшебное слово, тетя Люда с улыбкой делает выжидательную паузу, давая понять, что что-то еще недосказано.

— А… Пожалуйста!

— Ну, конечно. Пожалуйста, передайте Марише кусочек хлеба.

Шапочки (ручки, сомкнутые над головой или же перед собой только кончиками пальцев) дети поднимают и тогда, когда тетя Таня раздает добавки. Конечно, добавочный кусочек может попасть в тарелку, только если предыдущий уже съеден.

После уличной беготни так хочется пить! Легкий компот, сок или прохладная вода — в самый раз. И это лучше сделать перед обедом, минут за 10 — как раз успеем помыть чашечки, поставить их на место и накрыть на стол. Чистая вода всегда должна быть в группе. Красивый глиняный кувшин, накрытый специальным полотенечком, стоит у нас на полке буфета. Как раз на такой высоте, чтобы ребенок старшего возраста мог дотянуться, а малыш — еще нет, и ему обязательно надо звать кого-то на помощь. Среди помощников иногда возникает конкуренция, и тогда для одного из них нужно находить другой объект для оказания помощи.

Мюсли (злаково-фруктовая смесь, залитая ряженкой), с радостью приготовленные для всех из фруктов, которые по пятницам утром приносят дети и складывают в общую корзину, съедаются с гораздо большим аппетитом, нежели магазинные, а значит, и лучше усваиваются. Угощать, делить один кусок пирога на много-много маленьких кусочков — так, чтобы хватило на всех и еще осталось тете Ксении и тете Вике, которые придут после обеда, — это забота о тех, кто рядом. Пирожки, которые мы печем по четвергам, завернутые в салфетку, едут домой, и там за ужином их поделят на всех членов семьи. Нам даже известен один случай исцеления бабушки-соседки, отведавшей кусочек такого пирога.

Красивый салат, приправленный ароматными травами и орехами, которые подготовили дети; хлеб, аккуратно разложенный в широкой и плоской корзиночке, застеленной салфеткой; вазочка с цветами на столе, а в праздничный день — свеча; спокойные, размеренные движения взрослых — все это создает благоприятное, умиротворяющее настроение. Благоговение перед созидающими силами, любовь и благодарность к тем, кто дает нам пищу, слышны в словах, предваряющих каждую трапезу:

Дякуємо Сонечку,
Дякуємо Дощику,
Дякуємо всій Землі,
Що дала плоди рясні.
І тобі, і мені.

Благословенна трапеза наша!
Смачного!

За всем, что мы делаем с ребенком, взрослый должен видеть духовный праобраз, нести идею. Для принятия пищи — это образ пасхальной трапезы. Вкушая, человек приобщается к духовному через физическое, и силы, проникающие в организм, могут помогать ему на пути становления либо уводить в сторону.

Основой питания в этом возрасте должны служить злаки, овощи, фрукты, молочные и молочнокислые продукты, небольшое количество жиров. Чтобы сбалансировать перенасыщение животными белками, мы добавляем к тому рациону, которым нас обеспечивает кухня, свежие овощи к обеду и фрукты на завтрак и ужин. В этом помогают родители, имеющие дачу, бабушки и дедушки. Орехи и сухофрукты появляются как добавки в салаты, мюсли и как самостоятельные блюда — между завтраком и обедом может возникнуть небольшой витаминный перекус.

Естественную смену продуктов, находящихся на пике своей полезности, задает кругооборот года. В конце лета и в начале осени обилие плодов разворачивает перед нами богатую палитру вкуса; чуть позже набирают силу коренья, поддерживая наше мышление в эпоху Михаила. Тыквы похожи на яркие оранжевые фонарики. Они вкусны, как в сыром, так и в запеченном виде: с чесночком, творогом или просто так. А еще — это время переработки (и, конечно, припрятывания) орехов. С приходом холодов возникает необходимость согреться не только снаружи, но и изнутри. В этом помогут травки-приправки, которые активизируют наше пищеварение, теплые чаи с медом и, конечно же, сладости, которые в обилии появляются у нас на столе в течение всех зимних праздников: пряники-николайчики, рождественское печенье с корицей, цукатами, кардамоном. Кутя — это не что иное, как хорошо упревшая крупа с медом, орехами и сухофруктами. Наряду с крупами свою полезность очень долго сохраняют корнеплоды. Аж до весны держатся лук, чеснок и свекла, морковь — чуть меньше. По удивительному стечению обстоятельств именно эти продукты поддерживают нас в период зимнего ослабления иммунитета. Квашеные овощи и замороженные ягоды добавят разнообразия. Дальше — Масленица с блинами, а потом — самое сдержанное, в том числе и в питании, время. С наступлением Пасхи на столе могут появиться первые салатные травы, молодые листья дикорастущих растений, пробуждая наши чувства к свету и теплу. А потом подтягиваются и первые сезонные овощи и фрукты. Всему свое время.

Можно договориться с кухней, и тогда крупы в меню будут чередоваться согласно планетарным качествам злаков. В понедельник у нас бывает рисовый супчик, во вторник —ячменные хлебцы, в среду — пшенная каша на ужин, в четверг должна появиться рожь, в пятницу — мюсли с овсяными хлопьями, а в субботу родители смогут дополнить этот круг кукурузной кашей (она очень вкусна со сливочным маслом) и воскресными блинами из пшеничной муки (выпекание и поедание их с медом, чаем и разными домашними вкусностями может превратиться в чудесную воскресную традицию). Подобное приобщение к космически-земным циклам происходит и благодаря утренним чаям. Недавно мы обнаружили, что травяные чаи в очень слабой концентрации (щепотка или 2-3 веточки на 1-1,200 л) дети пьют с удовольствием и без меда. Подслащивание не дает распробовать естественный вкус, а дети смакуют его с интересом и даже удовольствием (кроме того, к дубу и хвощу полевому сладость не очень-то подходит). А еще наш стеклянный кувшин позволяет видеть меняющиеся оттенки цвета. У нас даже появились свои названия: в понедельник мы пьем лесной чай из травы, что растет возле озера («Тетя Люда, он пахнет рыбой и водорослями!»), «русалочий чай» — это хвощ; во вторник — чай силы (из вишневых побегов или коры дуба); в среду — веселый цветочный (ромашковый); в четверг — чай из золотых лепестков (календула, одуванчик); пятница — день тысячелистника.

С особым уважением мы относимся к хлебу. Его нельзя выбрасывать. «Если кто-то не может справиться со своим хлебом, принесите его, я обрежу», — эти слова звучат в конце каждой трапезы. С надгрызенным маленьким кусочком справляются все, а оставшееся будет кому-то добавкой. Если же хлеб упал на пол, то он станет завтраком для птиц. Если родители соберутся с силами, то белый батон можно заменить на бездрожжевой хлеб на закваске. Три семьи, сменяя друг друга, кормили нас здоровым хлебом целый год, а небольшие паузы-перебои мы заполняли «хлебцами-удальцами» из разных злаков.

В праздничное время на столе появляются ритуальные блюда, которые мы готовим с детьми прямо в группе: хлеб, мартыновы хлебцы, рождественские пряники, кутя, блины на Масленицу, пасочки и крашанки, печенье «жаворонки». Каждое из блюд принадлежит своему времени и приготавливается в соответствующем ему настроении. Таким образом, физическое в питании соединяется с душевно-духовным через культурные традиции народа и переживание кругооборота года, помогая инкарнации личности. А это есть одна из главных задач воспитания.

 
Впервые опубликовано в электронном журнале
«Дитина Waldorf+» №1, 2012