В последние годы появилось множество исследований, в которых изучается воздействие на учащихся интерьерных, в том числе цветовых, решений школьных помещений. Исследования показывают, что школьная архитектура оказывает существенное влияние на отношение учеников не только к учебе, но и на их настроение, готовность к проявлению агрессии, а также на подверженность детей различным заболеваниям.

Как школьные здания воздействуют на телесное и душевно-духовное самочувствие

Обзор исследований, сделанных Design-Council London, показывает, что цветовое решение, меблировка, качество освещения и акустика школьных кабинетов, наряду с такими факторами, как качество воздуха и питание, оказывают существенное воздействие на настроения, успехи в учебе и самочувствие учеников. К тем же выводам пришли исследователи австралийского Министерства образования, подготовившие специальный отчет по данной теме (“School Issues Digest”). Подобные результаты были также получены в ходе исследовательской работы, проведенной в Лаборатории школьного дизайна и проектирования школьных зданий (“School Design and Planning Laboratory”) одним из американских университетов в штате Джорджия. В свою очередь ряд специальных исследований, проведенных в Германии, ЮАР, а также США, показал, что ученики менее склонны к разрушению школьного инвентаря, если они позитивно воспринимают то, что их окружает. Схожие результаты были получены учеными Рут Клокхаус и Бригиттой Хаберманн-Морби, которым в своей работе удалось доказать, что вандализм среди школьников возрастает, если они воспринимают здание, в котором учатся, убогим, однообразным, с уродливым цветовым разрешением (ср. первое и второе фото как позитивный и негативный примеры). Согласно еще одному из недавно проведенных в Германии исследований, предрасположенность к совершению правонарушений у подростков зависит от переживания “тепла” в школе, что среди прочего достигается благодаря цветовому оформлению.

Некоторые исследования также указывают на негативные воздействия плохой звукоизоляции школьных помещений: сильное эхо, различные источники шума средней мощности, длительный шум улицы приводят к снижению успеваемости и к ухудшению здоровья учеников. Следующим фактором, который влечет за собой не только ухудшение успеваемости, но и в целом приводит к повышению уровня проблемного поведения, распространению стрессовых состояний среди школьников, является слишком высокое число учащихся на один квадратный метр. При этом результаты исследований свидетельствуют, что позитивные переживания, которые дети испытывают в отношении внешнего фасада и внутренних интерьеров здания школы, снижают количество физических и психических заболеваний.

Мои собственные исследования показывают, что архитектура школьного здания имеет четко выраженные телесные воздействия: в зависимости от форм и цветов человек испытывает физическое напряжение или расслабление, у него изменяется характер кровоснабжения, движение глаз, направление взора и другие физиологические параметры. То, как телесно воздействует архитектура, позволяет понять, почему школьный вандализм, подверженность заболеваниям или возникновение разного рода антипатий могут усиливаться или ослабляться посредством определенных архитектурных форм.

Некоторые исследовательские работы особо указывают на то, что использование различных цветов и материалов, полного или частичного спектра освещения, дневного или искусственного света и т.д. влияют на изменение частоты сердечных сокращений, кровяное давление, общее телесное самочувствие. Дети, у которых школа и дом  находятся в окружении деревьев, садов, парков или лугов, показывают в школе лучшие результаты, чем их сверстники из густо застроенных районов. Об этом свидетельствуют результаты тестов, которые проводятся при переходе учеников из школ с одним окружением в школы с другим окружением. Подобный эффект предположительно можно объяснить расслабляющим физиологическим воздействием природных ландшафтов.

Исследования, проведенные Глен Эртман и другими учеными в США, показали, что успеваемость учащихся почти по всем предметам может улучшаться благодаря архитектурному окружению, которое воспринимается детьми как симпатичное. Если же школьное здание воспринимается школьниками как антипатичное, тогда в статистическом разрезе их успеваемость ухудшается. Подобные исследования проводились во многих отдельных американских школах.

Были также получены данные, согласно которым такие технические показатели, как, например, уровень термического комфорта (не слишком высокая температура и сухость воздуха в жаркий период года), хорошее неслепящее освещение в классных помещениях повышают работоспособность как учеников, так и учительского персонала. Конечно же, результаты перечисленных исследований показывают лишь статистическую тенденцию, из которой могут быть исключения.

При сравнении школ с большими помещениями со школами, в которых площадь классных помещений меньше, обнаруживается, что ученики чувствуют себя во втором типе зданий более уютно и учатся с большей охотой, чем в так называемых “школах-динозаврах” (Dinosaurier-Schulen ). Исходя из этого, некоторые оригинальные и позитивно оцененные критикой реформаторские школы нуждаются в проведении новых исследований, поскольку имеют слишком большие помещения и излучают атмосферу “зала ожидания”. Между тем, более комфортными воспринимаются школы, помещения которых поделены на различные зоны: в них есть маленькие учебные уголки, “избушки”, перегородки из цветов или деревьев. Например, таковой является вызвавшая большую дискуссию школа Hellerup-Schule в Копенгагене.

Одно из исследований также показало, что окружающая среда в школе оказывает воздействие на восприятие учениками своего учителя. Так, учителя, проводящие урок в строго прямоугольно или кубически структурированных классных комнатах (“классическое классное помещение”, см. второе фото), на часть учеников производят впечатление более строгих, нежели те, кто преподает в более “живых” помещениях (первое фото).

Ряд исследований касаются вопроса школьного питания: многим ученикам еда, которую они едят в приятной с эстетической точки зрения школьной столовой, кажется вкуснее, нежели та, с которой они имеют дело в неприглядном помещении. В целом, такая “окраска” восприятия пищи благодаря архитектурному окружению хорошо известна из психологии архитектуры и окружающего мира.

Различные классные помещения

Некоторые эксперименты, в которых участвовали школьники, занимающиеся в классных помещениях с разной окружающей средой, показали широкий спектр их воздействия. Так, после восьмичасового пребывания в классном помещении, квалифицированном как некрасивое, в сравнении с пребыванием в помещении, получившем оценку “красиво”, ученики реагировали однообразием в поведении, усталостью, головными болями, раздраженностью и враждебностью. Подобные эффекты породили в американской дискуссии термины “soft classrooms” (“мягкие классные комнаты”) и “hard classrooms” (“жесткие классные комнаты”), где имеются в виду классные помещения, показанные соответственно на первом (классная комната с теплым приятным цветовым решением окраски стен и штор, деревянной мебелью) и втором фото.

Таким образом, не может возникать никакого сомнения в том, что оформление школьных помещений имеет существенное значение для успеваемости, хорошего самочувствия и здоровья подрастающего человека. Использованию различных форм и цветов в архитектурном оформлении школьных зданий, их внутренних помещений, а также убранству и оформлению школьных дворов необходимо уделять столько же внимания, сколько и качеству обучения и учебным программам.

Об авторе: Кристиан Риттельмайер – профессор, доктор философии, дипломированный психолог, до 2003 г. профессор педагогики при Педагогическом семинаре университета в Геттингене.

Опубликовано в журнале “Erziehungskunst”, июнь 2014.