Седьмой класс. Только что закончилась эпоха химии. Потрясение и восхищение еще в глазах детей. Увиденное на занятиях стихийно обсуждается детьми между собою, с родителями…

Не так просто вывести из этой эпохи тринадцатилетнего человека. Но начинается эпоха биологии, и это не случайно. Удивление и восхищение, вызванное проявлениями внешнего мира, теперь пробуем переместить внутрь человека, внутрь себя. Прекрасно!

– Кто не любит кушать? – спрашиваю я.

Девочки смотрят на меня как на ненормального и о чем-то шепчутся.

– Ну вы и вопросики задаете! – это Юра.

– Я не люблю, – говорит мальчик с печальными красивыми глазами. Все недоверчиво и уже с какой-то жалостью смотрят на него. – Терпеть не могу, – добавляет он. – Но надо, – идет печальный вздох. Все смеются.

– А зачем нам надо кушать, еще и так часто? – спрашиваю я. – Некоторые змеи вон всего лишь раз в два-три месяца питаются.

Обязательно следует реплика:

– Ну мы же не змеи!

И потом уже идут «квалифицированные» ответы: «Чтобы была энергия!», «Чтобы расти!», «Чтобы быть сильным!», «Чтобы все_все делать и всему радоваться!»

– А зачем пить? – спрашиваю.

Первый всплеск уже вышел, эффект новизны закончился, на простые вопросы уже отвечать не хочется.

– Ну, для того же, что и есть, – кто-то вяло замечает.

– Чтобы не засохнуть!

Еще один примитивный вопрос – и шутки станут ядовитыми.

– Мы же на 70% или сколько-то там из воды состоим, вот и пополняем запас, – это кто-то из умников.

– Чтобы пища растворялась и легче усваивалась! – ответ самого преданного учителю.

– Молодцы! – «не сдерживаю» восхищения. – Абсолютно правильные ответы. Я даже не знаю, стоит ли начинать эпоху биологии – вы и так все знаете. Ну, а зачем человеку дышать? Зачем мы дышим?

Здесь следует серьезная пауза. Атмосфера в классе очень быстро меняется. Идет мобилизация детских умов, душ и воли. И через эту паузу столько чувств вкладывается в последующий ответ, что этим мне ни в коем случае нельзя пренебрегать. Все, эпоха началась. Мы рассматриваем перечисленные нами процессы, и эрудиты класса отмечают, что при дыхании человек из воздуха «забирает» кислород и отдает углекислый газ. Я предлагаю сравнить это с только что изученным на химии процессом горения. Класс потрясен: – Так мы что, горим?!

– Да! Только медленно.

Потом следует рассказ об открытых не так давно болезнях, когда человек сгорает полностью, хотя вся одежда на нем остается почти без повреждений. Затем мы говорим о ферментах, витаминах, и я даже ввожу понятия АТФ и AДФ (не раскрывая их, разумеется), рассказываем об их функциях, благодаря которым мы не сгораем, а живем. Уважение, которое только что появилось в детях к этим биохимическим соединениям, сыграет свою немалую роль в одиннадцатом и двенадцатом классах, когда нужно будет максимально развить интерес ко всем сложным процессам, происходящим в организме, когда нужно будет по большей части самим ставить вопросы и искать ответы.

Кислород – газ-убийца! А мы берем его в себя, укрощаем, заставляем работать в нас и преобразовываем в другое вещество, безобидное, неагрессивное. Живой газ, без которого невозможна не только жизнь растений,
но и всего живого на земле. Разве это не восхитительно! В детях растет вопрос: как же мы это делаем? И тут мы идем по неизведанным лабиринтам системы дыхания. Мы смело вводим названия, которые уже дали различным местам системы «первопроходцы». Мы разбираемся в бронхах первого, второго, третьего порядков, мы говорим о бронхиолах, альвеолах, ацинусах и даже «мертвом анатомическом пространстве»,
о ресничном эпитемии на стенках. Здесь нет мелочей: нельзя пропускать подгортанник, носоглотку, нос – у каждого элемента своя функция, все гармонично встроены в систему и работают в одном ритме. Мы даже подробно разбираем вопрос, зачем в трахее и бронхах хрящи, причем в бронхах кольца, а в трахее
полукольца. Все имеет значение для детей.

Апофеоз всего этого – газообмен. Газ встречается с нашей кровью! Можно, конечно, ограничиться словами: здесь кровь отдает углекислый газ, а забирает кислород. Но можно и рискнуть, рассказав о гемоглобине эритроцитов, о сродстве его с углекислым газом, которое в 200 раз (!) больше, чем сродство с кислородом, и как может вследствие этого происходить газообмен.

Главное, чтобы хватило достаточно ярких и красочных образов! Когда я рассказывал о процессах в эритроцитах и разнице в сродстве, я предложил детям самим нарисовать этот процесс в образах. Это было восхитительно!

Причем ни один рисунок, ни один образ не повторился. При этом прекрасно видно, из каких чувств растущий человек сейчас смотрит на мир.

Разве можно забыть рисунок одной девочки, которая рассказала об этом процессе языком классической драмы любовного треугольника?!