Живопись и рисование – одна из естественных потребностей человека. Это доказывают наблюдения
за развивающимся ребенком – желание рисовать в детях просыпается часто раньше, чем способность говорить.

Ребенок осваивает возможности своего тела, и одновременно с этим он проявляет это на своих рисунках. С каждым днем рисунки меняются, на них появляются все более знакомые и совершенные образы. Так проявляются в видимом изображении процессы, происходящие внутри и скрытые от глаз взрослых.

Форма и цвет – две возможности развития в живописи.

Современная педагогика в большей степени предлагает ребенку работу с формой. Малышей учат рисовать предметы, роль цвета при этом – «закрашивание». Внимательное наблюдение за ребенком говорит о том,
что его связь с цветом намного интимнее и интенсивнее, чем это предполагается на обычных уроках рисования.

Несколько наблюдений: ребенок выбирает чаще всего самую яркую игрушку, отказывается от еды, если цвет еды ему не нравится и вызывает сомнение, хочет носить одежду определенного цвета… Дети переживают цвета как самостоятельные сущности, имеющие свое настроение и могущие «говорить».

Через выбранный ребенком цвет вы гораздо яснее поймете, что с ним происходит, чем через попытку расспросить его. На цветовых предпочтениях выстроено несколько систем психологического тестирования. Сознательная работа учителя с цветом в живописи позволяет ребенку окунуться в мир чувств, пережить нюансы различных эмоциональных состояний.

Форма, образ играют здесь вторичную роль. Ощутить радость и лучистость желтого, задумчивость и холод синего, нежность розового цвета – это означает найти, открыть эти качества в себе. Узнать лучше себя, свой
внутренний мир посредством работы с цветом – главная задача таких уроков.

Работа с рисунком несет другую задачу – овладение формой. Наблюдения за строением предметов, за их жестами, попытка выстроить правильные пропорции – это работа с внешним по отношению ко мне миром.

Из умения рисовать рождается умение писать, чертить, геометрическое и пространственное мышление. Можно ясно наблюдать, как взаимосвязаны движения ребенка с его способностью передавать рисунком формы. Также все это очень связано с развитием интеллекта. Точная передача формы требует наблюдательности, осознанности, хорошего владения техникой рисунка.

Современность придает очень большое значение интеллектуальному развитию, но здоровое развитие интеллекта происходит по определенным законам, которые взрослыми, сопровождающими ребенка, часто нарушаются. Полноценное развитие интеллектуальных способностей ребенка происходит ступенчато: он осваивает движения, затем мир чувств, затем мир мышления. Это тоже можно наблюдать непосредственно.

Маленькие дети с огромной радостью и активностью двигаются, узнавая через движения себя, мир, свойства предметов. Развитие мелкой моторики (умение совершать точные движения пальцами рук) помогает и освоению речи, и развитию мыслительных способностей. В логопедии часто используют пальчиковые игры как действенный метод помощи ребенку.

Итак, в раннем возрасте (от 0 до 7 лет) мышление развивается через движение.
Затем наступает время открытий в мире чувств. Взаимосвязь с миром выстраивается через образы и отношения. Ребенок удивляется, восторгается, пугается и через эти чувства выстраивает свое понимание окружающего.

Мир в возрасте от 7 до 14 лет не допускает холодных абстракций. Ребенок нуждается в личной связи с ним.

В этом возрасте наиболее благотворно занятие живописью, погружение в мир цвета, осознание себя через искусство.

И наконец, самое плодотворное время для работы с мыслью как таковой — это возраст после 14 лет. Если ребенок развивался до этого правильно и его силы сформировались в соответствии с природным развитием, то именно после 14 лет молодой человек может развить в себе живое мышление, не сформированное штампами и определениями. Приходит радость от возможности осмыслять мир, видеть закономерности и взаимосвязи, строить теории и рассматривать их как живые структуры. В этом возрасте молодые люди самым естественным образом осваивают графику во всех возможных вариантах, и это питает их развивающиеся интеллектуальные способности.

Все, что несвоевременно входит в жизнь ребенка, носит для него и его способностей разрушительный характер. Часто способность, на которую взрослые с радостью и воодушевлением набрасываются, желая ее развить, погибает от чрезмерной опеки. Милые, радостные, талантливые дети, которые подают столько надежд в 5-10 лет, зачастую к 14 годам теряют интерес к учебе и входят в подростковые конфликты со своими родителями. Это плата за несвоевременность.

Наблюдение с любовью, мудрое сопровождение, знание возрастных особенностей помогут выбрать для ребенка то занятие, которое будет полноценно питать его задатки и позволит в будущем воспринимать мир многогранным и красочным.