Недостатки балльной системы оценивания
Балльная система имеет три основных недостатка:
1. Воспитательное воздействие оценок на детей нельзя считать положительным. Балльное оценивание ведет к тому, что внутри класса образуется иерархия по уровню достижений. У учеников и родителей создается впечатление, что двух учеников можно объективно и однозначно сравнивать. В любом предмете можно посмотреть на годовые оценки двух учеников и сказать: «Этот — лучше, этот — хуже». Можно вычислить среднее арифметическое оценок по всем предметам и также однозначно сравнить по нему разных учеников. В детях появляется глубокое убеждение, что качество ученика можно измерять цифрами так же объективно и однозначно, как, например, его вес в килограммах. Социальные последствия этого ошибочного представления негативны. Это представление о возможности распределить людей по ступенькам линейной иерархии часто остается на всю взрослую жизнь. Важнейшими требованиями сегодняшней экономики являются способность работать в команде, способность точно видеть сильные и слабые стороны личности человека. Для того, чтобы воспитать эти способности, мы нуждаемся в более комплексной, нелинейной системе оценивания.
2. Балльная система оценивания, как она обычно практикуется, является по сути своей дрессировкой ученика. Его внимание отвлекается от самого содержания работы и направляется к эгоистическому требованию хорошей оценки себя со стороны учителя и родителей. Ученику не интересно, какие ошибки он допустил, ему интересно только их количество. Эта привычка во взрослом возрасте приводит к неспособности действовать из собственного импульса, к полной зависимости от оценки других людей. При этом одно из основных требований современной экономики — инициативность и независимость, а также способность к объективной самооценке.
3. Как показали многие исследования, объективность балльных оценок является в большой мере иллюзией. До сих пор никому не удалось точно сформулировать объективные критерии оценивания работы ученика с помощью чисел. При ближайшем рассмотрении предложенные государством критерии являются более чем неоднозначными. При оценке ученика учитель должен учитывать разные аспекты работы ученика: его объективные способности, его прогресс, его прилежание, активность на уроках, качество выполнения контрольных работ и т.д. При этом каждый из этих критериев можно разложить на более детальные компоненты. Возникает вопрос — как, исходя из этих элементарных критериев, можно сложить одну оценку ученика?
Как пример приведем систему, представленную в разработке «Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів у системі загальної середньої освіти», 2000г. Эти критерии были разработаны на выполнение решения Министерства образования и науки Украины и Академии педагогических наук «Про запровадження 12-бальної шкали оцінювання учнів у системі загальної середньої освіти». Проблематичность подхода можно иллюстрировать на примере, предложенном для математики.
Оценка «4» обозначает, что ученик может: 1) называть элементы математических объектов; 2) формулировать свойства математических объектов; 3) выполнить задание по образцу. Оценка «6» обозначает, что ученик может: 1) иллюстрировать определения математических объектов; 2) формулировать теоремы и иллюстрировать их собственными примерами; 3) самостоятельно решить и пояснить решение задачи.
В принципе видно, что данная система оценивания составлена из трех-четырех различных, достаточно независимых друг от друга критериев. В данном случае критерий (1) оценивает знание математической терминологии, критерий (2) — способность формулировать общие закономерности, (3) — способность решать задачи. Критерий (1) относится к способности запоминать, (2) — к способности абстрактно мыслить, (3) — к способности применять знания к реальной ситуации. Опыт показывает, что эти способности чаще всего развиваются у одного и того же человека разными темпами — таким образом, одна способность ученика может отвечать требованиям оценки «6», другая — требованиям оценки «4». Вывод — данного ученика в целом невозможно оценить ни оценкой «4», ни оценкой «6» (ни оценкой «5», как видно из рассматриваемой разработки). Если учитель пытался бы оценивать учеников точно по данным критериям, вероятно, большинству учеников он не смог бы выставить никакой оценки, так как только в редких случаях все три способности развиваются в одинаковом темпе.
Поэтому в реальности учитель, вероятно, в большинстве случаев подсознательно более ориентируется на тот критерий, который он из своей субъективной симпатии считает более важным. Но з самой оценки информацию о том, какой именно критерий имел в виду учитель, извлечь невозможно. Кроме того, в данных балльных определениях никак не отражается временной аспект. На самом деле итог работы ученика за год слагается из множества конкретных работ, выполненных в течение года. Например, годовая оценка «8» может обозначать два совершенно различных случая: или ученик показывает стабильные результаты уровня «8» на протяжении всего года, что показывает его настоящий уровень, или же он имеет высокие способности, но вместе с тем сильно подвержен влиянию обстоятельств и из-за душевной нестабильности демонстрировал оценки «4»-«12»-«4»-«12». При этом из самой оценки «8», опять же, не видно, о какой ситуации идет речь. Кроме того, прогрессу или его отсутствию в течение года не уделяется особого внимания.
Система оценивания в вальдорфской школе
В вальдорфской школе работа ученика не оценивается по балльной системе. Очевидно, что разные способности и внутренние качества ученика необходимо оценивать отдельно, и ставить единую оценку путем среднего арифметического не имеет смысла, поскольку из полученного результата невозможно обратно реконструировать его составные части, отвечающие разным критериям. Кроме того, в каждом критерии надо безусловно непосредственно учитывать временной аспект — стабильность и прогресс. Из всего сказанного ранее и из психологической невозможности переводить наблюдаемое учителем качество работы в число следует, что даже элементарные критерии не имеет смысла оценивать числами. Любые числовые оценки всегда создают иллюзию объективности.
Поэтому предлагаемая вальдорфскими школами система оценивания состоит из отдельных словесно оцениваемых критериев. При этом четко различаются когнитивная, эмоциональная и волевая сферы ученика. Сама когнитивная сфера далее подразделяется на области памяти и области мышления в его разных аспектах.
Оценивание в начальной школе
Более подробно объясним систему оценивания на примере предмета «Рисование форм», который является подготовкой к предмету «Геометрия» в средней школе. Предмет «Рисование форм» преподается эпохой — ежедневно в течение месяца на полуторачасовом главном уроке. Таких эпох в учебном году может быть несколько. На этих уроках дети рисуют разнообразные геометрические формы и орнаменты.
Характеристика по критериям в форме таблицы Перед эпохой учитель формулирует для себя цели данной эпохи, исходя из особенностей возраста и индивидуальных потребностей класса. В данном случае учитель прежде всего хочет развивать ориентацию в пространстве, ощущение гармоничности форм и цветосочетаний, ощущение симметричности формы (осевая и центральная симметрия).
Учитывая утвержденную Министерством образования программу вальдорфской школы (которая предоставляет учителю большую степень свободы) и исходя из целей эпохи, учитель составляет содержательный (тематический) план эпохи. В данном случае учитель определяет следующие темы: базовые формы, усложненные формы, четвертичная симметрия (взаимная симметрия фигуры относительно двух перпендикулярных прямых), метаморфозы формы — и далее их конкретизирует.
Последней степенью конкретизации является определение конкретных задач по каждой из тем. Каждая задача подразумевает достижение учеником конкретных умений или освоение конкретных знаний.
В течение эпохи учитель у каждого ученика отслеживает степень выполнения каждой конкретной задачи. Контроль за выполнением задач осуществляется в форме наблюдения за работой ученика в тетради на уроке, проверки домашних работ, самостоятельной работы или контрольной работы. В предложенной к рассмотрению эпохе задача в освоении петлевидной формы проверялась путем пятиминутных самостоятельных работ на отдельном листе в начале каждого урока в течение пяти дней, задача в освоении симметрично отображенной спирали проверялась во время контрольной работы в конце эпохи, задача освоения технических навыков рисования карандашом проверялась через рассмотрение классных и домашних тетрадей.
Следующие части характеристики описывают отношение ученика к работе, качество его работы в классе, выполнение домашних заданий и результаты контрольных работ . Комментарий учителя в конце говорит о прогрессе ученика, может содержать предложения по дальнейшей работе.
Школа «Софія»
Характеристика роботи учня
Ім’я учня: Тимошенко Галина Клас: 3 Учитель: Маринець М.І.
Предмет: Малювання форм Період: 3 чверть (12.01. — 04.02.05)
Вид уроків: Епоха малювання форм
Мета курсу малювання форм у 3 класі
– Развивати геометричні уявлення і гнучкість мислення.
– Розвивати орієнтацію в просторі, точність спостереження, навички аналізу для визначення послідовності етапів роботи.
– Розвивати відчуття гармонії у співвіднесенні форм та ліній, відчуття відповідності між кольором та динамікою обраної форми.
– Розвивати і закріпляти навички графічного зображення форм через використання різної техніки штрихування олівцем.
Зміст епохи малювання форм
– Базові форми: пряма вертикальна та горизонтальна, дуга, коло, овал, квадрат, спіраль, лемініската («вісімка»);
– Ускладнені форми: «українська» та «гуцульська» зірка, петлевидна форма, серцевидна форма, серцевидна форма, що ускладнена петлею, ускладнена лемініската, подвійна лемініската;
– Почвірна симетрія: форми, в яких заданий елемент опирається на вісь симетрії; форми, в яких заданий елемент не опирається на вісь симетрії; форми, в яких заданий елемент перетинає осі симетрії; симетрично відтворена спіраль.
– Метаморфоза форми, поворот форми та додаткові елементи:
метаморфози базових форм: метаморфоза овала в коло в почвірній симетрії; метаморфоза дуги в почвірній симетрії; поворот осей почвірної симетрії на 45 градусів; поворот квадрату, поворот овалу, поворот петлі, поворот лемініскати в почвірній симетрії; коло, що утворюється при динамічному обертанні лемініскати навколо центру; метаморфоза квадрата через «втручання» зовнішньої сили додаткових елементів; добирання додаткових орнаментальних елементів до форми «Гуцульська зірка».
Удосконалення техніки та естетики графічного виконання форми олівцем:
а) робота над удосконаленням лінії: елементарні лінії — пряма та дуга; удосконалення базових та ускладнених форм шляхом динамічного малювання;
б) виконання тла олівцем: техніка руху олівця; напрямок штриха, обраний для виконання тла, який допомагає підкреслити характер форми; інтенсивність тла, яка відповідає інтенсивності лінії; добір кольорів тла, який допомагає підкреслити характер форми.
Завдання уроків малювання форм
1. На основі навичок, здобутих у 1 та 2 класах, закріпити виконання вищеназваних базових форм шляхом їх безвідривного багаторазового динамічного повторення (тобто технікою так званого «динамічного малювання»).
2. Навчитися малювати вищеназвані ускладнені форми на основі базових форм, застосовуючи елементи аналізу форми.
3. Навчитися виправляти та покращувати форму через динамічне малювання.
4. Навчитися гармонійно доповнювати три інші частини симетричної форми (в почвірній симетрії) на основі однієї заданої частини форми.
5. Навчитися симетрично відтворювати задану спіраль в почвірній симетрії, словесно аналізуючи рух цієї спіралі.
6. Навчитися виконувати метаморфозу квадрата, тобто змінювати форму квадрата відповідно до характеру інших зовнішніх елементів, які впливають на цю форму.
7. Навчитися доповнити форму «гуцульської зірки» додатковими орнаментальними елементами, враховуючи характер центральної форми, характер додаткових елементів та кольорові поєднання.
8. Закріпити техніку малювання лінії олівцем та оволодіти технікою штрихування тла олівцем.
9. Навчитися гармонійно розташовувати форму на сторінці зошита, враховуючи центр та поле.
10. Виховувати уважне і відповідальне ставлення до власної роботи, виховувати внутрішню мотивацію учнів до удосконалення та довершення власної роботи.
Поведiнка учня i його ставлення до навчання
Відвідування та пунктуальність: регулярно, без пропусків, запізнення
Сконцентрованість під час уроків: достатня
Сумлінність: значний поступ в порівнянні з попередньою епохою форм у 2 класі
Ініціативність: висока
Якість класних робіт: добра
Робота учня в класі
Характеристика лінії:
Інтенсивність: середня
Динаміка: лінія в основному швидка, динамічна
Якість прямої: рука не достатньо тверда, пряма не дуже впевнена
Якість дуги: майже безвідривна, не завжди рівномірна
Рівень пропрацьованності: середній, інколи необхідне заохочення, щоб доопрацювати лінію
Характеристика тла і оточення форми:
Вибір техніки: штрихування олівцем, деколи — розтирання стружкою
Якість штриха: може бути дуже високою
Рівень пропрацьованності: достатній
Відчуття кольору: багато творчих знахідок, інколи — нестандартні поєднання кольорів, хороші кольорові розтяжки, форми виглядають дуже гарно, інколи за рахунок кольору стає непомітною недосконалість лінії
Орієнтація в просторі аркуша:
Поле: добре відчуває
Центр: форма, що опирається на осі симетрії добре центрована, у формі без осей симетрії центр зміщений дещо вниз
Форма
Розмір: форми великі, добре співвідносяться з розміром аркуша
Співвіднесення частин почвірної симетрії: гармонійно, хоч розміри частин форми повторюються не досить точно
Метаморфоза квадрата: зміну характеру лінії відчуває добре
Орнаментування «Гуцульської зірки»: в додаткових елементах багато фантазії, хоч з формою деякі з них не досить співзвучні
Якість виконання форм у просторі: добре передає тілом рух форми, рух легкий і плавний
Закінченість роботи: майже всі роботи виглядають закінченими, як правило, Галя не потребує для цього вказівки вчителя і вирішує це сама
Кількість освоєних форм 17-ть з 17-ти
Які саме форми потребують особливих зусиль: лемніската з поворотом, пелюсткова форма, що ускладнена петлею
Домашні завдання
Виконуваний обсяг: повний обсяг
Регулярність виконання: регулярно
Якість виконання: дуже висока
Якість виконання домашньої роботи порівняно з класною: вища
Творчий внесок: багато творчих знахідок у кольоровому оформленні тла та у додаткових елементах
Підсумкова робота
Контрольна робота :
1.Симетрично повторена спіраль: одна виправлена помилка при нижній симетрії
2.Коло: рука стала рухатися по колу значно впевненіше, коло гарно «котиться»
3.Довільно обрана форма та її якість: лабіринт, рух правильний, симетрія дещо зміщена
4.Копіювання незнайомої форми без допомоги вчителя: вдалося гарно скопіювати, адже здогадалася намалювати допоміжну сітку з симетричних осей, добре оформила тло
5.Оформлення роботи: дуже старанно і охайно, без зайвих, часто притаманних Галі, елементів
Коментар учителя і примітки
Галя показала велику зацікавленість роботою під час всієї епохи, результат її роботи дуже відрізняється від попередніх років, вона стала більш старанною і працювала з великим задоволенням, стала бачити і визнавати недоліки своєї роботи, без особливого спонукання з боку вчителя стала самостійно закінчувати роботу. Як і раніше, Галю надихає можливість внести в роботу свою власну творчу вигадку. Велику роль в заохоченні до навчання відіграла мама Галі, яка вдома разом з донькою теж малювала форми у власному домашньому зошиті.
Текстовая годовая характеристика
Предлагаемая нами форма характеристики учеников 3 класса предназначена в первую очередь для учителя и руководителей эксперимента. Годовую характеристику, предназначенную для детей и родителей начальной школы, целесообразно составлять в несколько иной форме — в форме целостного текста, описывающего достижения и прогресс ученика с учетом психологического состояния ребенка в классном коллективе и влияния окружения на его состояние. Эта более развернутая, описательная, форма лучше подходит для родителей, поскольку призвана не только констатировать наблюдения, но и объяснять их, чтобы тем самым побудить семью к сотрудничеству со школой. Важно также учитывать то, что такую характеристику может прочитать и сам ребенок, и для восприятия детей младшего возраста развернутая форма подходит больше чем схематичная.
К тому же и сами учителя младших классов вальдорфской школы всегда стремятся избежать схематичности, поэтому предпочитают целостные описания. Предложенную выше табличную форму характеристики эпохи они рассматривают как вспомогательную, на основе которой можно фиксировать основные параметры развития ученика в течение года и составить развернутую годовую характеристику.
Оценивание в средней школе
Начиная с четвертого класса ребенок уже способен добывать мотивацию к учебе не из внешнего словесного поощрения учителей и родителей, а из собственного осознания качества своей работы. В этом возрасте как ученики, так и их родители нуждаются в точной информации о достигнутых результатах. Очень важной является точная постановка конкретных задач и четкий контроль за их выполнением. Система оценивания носит не только описательный характер, многие задачи в этом возрасте можно уже оценивать по принципу «выполнил — не выполнил». Задача должна быть сформулирована так, чтобы можно было однозначно сказать, была ли она выполнена. Например, о задаче «начертить правильный пятиугольник» можно однозначно сказать, выполнил ее ученик или нет.
Для учителя цель состоит в том, чтобы все ученики смогли выполнить все основные задачи эпохи. Если ученик не справился с какой-либо задачей, необходимо настаивать на том, чтобы он стремился это исправить. Соответственно учитель должен предоставить возможность переписать работу, пересдать устный зачет. В конце эпохи каждый ученик должен точно осознавать, чему он научился, а чему он не научился. Эту информацию также должны получить и родители ученика, чтобы дома работать над конкретными задолженностями.
практичні матеріали
Система оценивания в вальдорфской школе
Характеристика ученика или балл?