Есть — чтобы жить, или жить — чтобы есть? Этот модный вопрос принуждает человека выстраивать некую искусственную иерархию: «цель питания — поддержание жизни» или «цель жизни — это добыча пищи». Ответ уже предложен в интонации вопроса: «Вы же не настолько примитивны, чтобы не понять, что вы должны есть, чтобы жить, а чтобы жить хорошо — вы должны есть хорошо!». И дальше в зависимости от цели рекламы: если реклама ресторана — то должны есть «только в нашем ресторане» хорошо приготовленную пищу; если реклама продуктов — то должны есть «только нами произведенную и нашими специалистами проверенную» качественную продукцию, если реклама книги про новую диету или стиль питания — то вы должны уметь «правильно» выбрать, что вам есть, «правильные» продукты для своего «правильного» питания.

«Не хлеб питает наше естество — Но Слово Вечное, Жизнь, Дух — внутри него».

Эти незамысловатые слова Ангела Силезского (1624-1677) приводит Отто Вольф в предисловии своей книги “Что мы едим”, когда говорит с нами о том, что может значить для человека пища. Мудрость и благоговение перед жизнью звучат в этих стихах. Есть ли у людей шанс среди современного «рационального» отношения к пище как к энергоносителю не подсчитывать количество калорий, джоулей и витаминов, а взрастить истинное уважение к ценности пищевых продуктов, несущих в себе Жизнь и Свет? Ведь мы можем по-новому рассмотреть совершенно логичную, так называемую «пищевую цепочку». Кто кого может съесть? Человек — животное — животное — растение — свет.

Но так ли все просто? Почему человек так редко употребляет в пищу мясо животных, которые едят мясо? Почему издавна основу нашего рациона составляет растительная пища? Не потому ли, что растения содержат в себе намного более концентрированную жизнь? «Организм животного сам не создает жизнь, но усваивает ее из растений, те в свою очередь — из солнечного света, а уж в последнем, как не без оснований ощущали люди в прежние времена, действует Дух Господень».

Книга Отто Вольфа полна вопросов. И риторических, и вполне конкретных, обращенных как ко всем, так и к тебе лично. Вопросы звучат между строк и выведены в заголовки глав. Откуда происходит жизнь? Может ли консервирование сохранить в продуктах жизнь? Вегетарианская пища или мясо? Кто в наше торопливое время заглядывает настолько далеко, чтобы осознавать, сколь глубоки и неотвратимы могут быть последствия питания? Автор, задаваясь такими сложными вопросами, не дает однозначных ответов. Советы и конкретные рецепты здесь можно встретить разве что случайно. Эта книга — действительно взгляд на питание, но взгляд настолько ясный и пристальный, что невольно спрашиваешь себя: «Это же так очевидно! Как я сам не заметил?». Но современному человеку трудно ориентироваться даже в известных и достоверных фактах — часто они появляются в печати как сенсации и их сложно свести в единую картину. Зато это с успехом делает Отто Вольф. Вот несколько отправных точек для ответа на самый главный вопрос: что же такое жизнь?

«Согласно привычным ныне взглядам, большинство людей полагает, что точно так же, как животные питаются и, следовательно, «живут» за счет растений, растения «живут» за счет поглощения калия, фосфора и азота. В основе этого убеждения лежит логическая ошибка: животное получает жизнь от жизни растений. Но жизнь — это сила, и она лишь периодически связана с веществом, вот почему растение никак не может забирать «жизнь» из калия, фосфора и азота, ведь эти вещества сами по себе совершенно безжизненны, «мертвы». Уже простое наблюдение показывает, что самым важным для растения является свет.

Свет есть сила, так же как жизнь. Всякое растение, пока оно зеленое, способно непосредственно поглощать свет. Этот процесс сегодня хорошо изучен: известно, что растение поглощает свет с помощью особого зеленого пигмента — хлорофилла — и таким образом из вдыхаемой углекислоты и воды способно образовывать свою телесную субстанцию, т.е. углеводы, в которых действует жизнь. Итак, жизнь возникает из солнечного света! Иначе говоря: жизнь есть преобразованный свет».

Не спешите думать, что здесь слишком много поэзии. Вольф крепко стоит на земле и знает, из чего растут розы: «Естественно, ни одно растение не состоит только из углеводов. В качестве жизненной субстанции оно нуждается и в некотором количестве белков, которые, однако, начинают играть главную свою роль лишь в организме человека. Некоторые виды растений могут добывать азот из воздуха, но чаще для удобрения в почву вносится азотосодержащий продукт животного происхождения, и тогда растение получает азот в органическом виде. …В искусственных удобрениях азот присутствует в виде растворимых нитратов, которые легко усваиваются растением, а это может привести к накоплению нитратных остатков, польза от которых весьма сомнительна, так как они могут превратиться в ядовитые канцерогенные нитрозамины. Впрочем, неправильно подготовленные или заложенные навозные удобрения могут нанести такой же или еще больший вред, чем удобрения искусственные».

Грустные ноты звучат в книге с первых страниц — иногда человек слишком далеко уходит от природы. «Так же, как элитная селекция растений связана с искусственными удобрениями, так и элитные животные — крупный рогатый скот, свиньи, куры-несушки и другие «производители» органической пищи — обеспечиваются исключительно так называемым «концентрированным» кормом, причем вопрос об истинной его полезности остается открытым».

Отто Вольф с огромным уважением говорит о молоке вообще, как об «уникальном продукте, перетекающем непосредственно из одного организма в другой» и о коровьем молоке, хотя и предназначенном для теленка, но в парном (свежем) виде употребимом для человека. А затем он с холодной бесстрастностью описывает трансформацию молока в результате тепловой обработки — от пастеризации и кипячения до суперпастеризации («Т-молоко») и гомогенизации. Когда автор считает важным расставить акценты, он не стесняется в выражениях: «Один известный специалист по питанию как-то метко сравнил «долгоиграющее» молоко с заколотым, застреленным, а потом повешенным трупом, но это сравнение еще более подходит к молоку сгущенному. …К сожалению, и многие матери часто не понимают, что означает молоко категории «Т». В странах испанского языка, например, суперпастаризованное молоко носит название «larga vita», т.е. «долгая жизнь», и матери покупают это молоко специально для детей, чтобы обеспечить им «долгую жизнь». И хотя потребление такого молока не наносит прямого вреда, но его результатом является дефицит жизни, который порой обнаруживается лишь через много лет». 

В книге подробному рассмотрению подвергаются также процессы варки, консервации, сквашивания и витаминизации продуктов. И здесь Вольф тоже предлагает нам смотреть в перспективу: «…Существенно вовсе не то, какому воздействию мы подвергаем продукт и подвергаем ли вообще, главное — кого мы им кормим, над кем проделываем опыты».

Зависимость жизненных сил, физического здоровья, а также способности к зачатию и деторождению от питания рассматривается на примерах наблюдения за группами животных, одни из которых получают традиционно выращенные корма, а другие — корма, выращенные биодинамическим методом. Причем по содержанию питательных веществ, витаминов и т.д. корма были идентичны. А результаты у первой группы оказались гораздо хуже. Этот опыт повторяли с разными животными. Для людей проблемы со здоровьем и продолжением рода становятся все более актуальными. Выводы неутешительны: «Питание оказывает очень глубокое воздействие и определяет жизнь и развитие всего организма, причем огромную роль играют уже сами методы возделывания почвы и выращивания сельскохозяйственных культур».

И снова пример человеческого легкомыслия — любимый всеми сахар, вынутый путем концентрации и очистки из сока сахарного тростника или сахарной свеклы. Это пример носителя чистой энергии, но не жизни. «Весьма знаменательно, что в природе «чистого» сахара не бывает. Больше всего сахара содержит мед, который в диком, натуральном, виде встречается весьма редко и добывается с большим трудом. Но мед вовсе не равнозначен сахару, ибо, кроме сахара, в нем присутствует много энзимов, витаминов, микроэлементов и так называемых биологически активных веществ — носителей жизни, ведущих начало как от цветка, так и от пчелы. Благодаря этому мед издревле используется не как питательное вещество, а скорее как лекарство. Прилив сил, энергия, полученная человеком из сахара, есть не более чем иллюзия. Именно поэтому достигнутый эффект уже через несколько часов слабеет; наступает даже реактивное понижение сахара крови, которое человек опять-таки ощущает как усталость. И конечно же, он вновь обращается к спасительному сахару. Таким образом возникает «сахарная зависимость», заколдованный круг, в плену которого ныне находятся многие люди».

А замечаем ли мы, сколько пищевых добавок вводится в потребляемые нами продукты? Ароматизаторы, усилители вкуса, красители, стабилизаторы, уплотнители, эмульгаторы и консерванты призваны человеком на службу, чтобы создавать иллюзию привлекательности продукта. Но после искусственного возбуждения, вызванного употреблением в пищу продуктов, сдобренных усилителем вкуса, приходит столь же сильная усталость, приводящая к «отупению», обеднению чувственных ощущений. «Уже давно известно, что многие из этих веществ способны вызывать аллергию, причем из-за многочисленности таких добавок едва ли можно определить, какая именно из них является аллергеном». Вольф приводит пример из практики известного аллерголога — исчезновение всех симптомов аллергии после полного исключения из рациона пациентки продуктов с синтетическими добавками. Кроме того, у нее произошло значительное улучшение душевного здоровья, которое было нарушено в течении двух лет.

Подробнейшее рассмотрение процесса пищеварения автор сопровождает также конкретными примерами, которые позволяют читателю оценить собственное отношение к еде. Обстоятельно показано, почему вредны вода и сладкие напитки до и во время приема пищи; как важен ритм и режим питания, исключающий, например, жареное на ужин, а также еду поздно вечером и ночью; что избыток сахара способен значительно расстроить обмен веществ и вызвать множество недомоганий. Речь идет об ответственности перед самим собой: хочешь ли ты быть своим «осознанным помощником» или «бессознательным вредителем»? Ведь «смысл пищеварительного процесса состоит в том, что человек не просто наделяется жизнью, но должен сначала приложить усилия, чтобы эту жизнь заполучить».

Из данного в книге сжатого обзора зерновых культур можно привести несколько сухих и точных фраз.

«…Пшеница, подлинная королева хлебных злаков, праздничная и воскресная еда, в нынешних условиях низведена до уровня дешевой повседневной прислуги. Это все равно, что, к примеру, ожидать от пианиста-виртуоза, чтобы он изо дня в день профессионально рубил дрова; он бы, конечно, вряд ли справился с этой работой удовлетворительно. Так и пшеница не может полноценно напитать человека, и на это неправильное применение продукта, если оно продолжается достаточно долго, организм реагирует аллергией».

«…Рожь гораздо ценнее пшеницы по вкусовым и питательным свойствам и она может обеспечить человеку здоровье, силу и работоспособность».

«…Овес с его редким сочетанием растительных белков, жиров и углеводов особенно полезен больным сахарным диабетом, если они, например, раз в неделю устраивают для себя «овсяные дни», когда вместо хлеба, картофеля и других углеводосодержащих продуктов едят только блюда, приготовленные из овса».

«…Ячмень дает физическую силу и выносливость. Перловая крупа отличается высоким содержанием кремния, который имеет бесспорное отношение к свету и который необходим для правильного образования волос, кожи и соединительной ткани, но также влияет на органы чувств и становление мозга».

Отто Вольф, обобщая, говорит, что «хлеб — это изначальная пища человека, но важное значение здесь имеет не только сорт зерна, его происхождение, заложенные в почву удобрения, урожай, но в первую очередь дальнейшая обработка, размол и выпечка, ныне во многом технизированные и не достигающие своей исконной цели».

Кратко описаны два принципа питания — вегетарианство и мясоедство. Приводятся результаты наблюдения диетологов: «Человек, ведущий строго вегетарианский образ жизни в течении десятилетий, демонстрирует заметные изменения; так, в нем совершенно исчезают такие свойства как агрессивность, бурное проявление эмоций и т.п., но также он становится в какой-то степени чуждым жизни или даже нежизнеспособным. Люди, которые много едят мяса, живее, импульсивнее остальных. Порой агрессивнее. Потребление мяса бодрит и побуждает к деятельности. Как человек использует это побуждение и как он себя в связи с этим проявляет — это уже другая, чисто духовная проблема».

Автор описывает некоторые примеры, когда введение мяса в рацион некоторых заторможенных детей старшего возраста давало хорошие «пробуждающие» результаты, но совершенно однозначно предостерегает от чрезмерного потребления мяса, которое соответствующим образом изменяет конституцию уже в детском возрасте, оказывая на нее губительное воздействие. И далее описывает, как влияют на человека основные сорта мяса, содержащие в себе нечто от сущности забитого животного. Он пишет о невозможности употребления в пищу мяса плотоядных животных, а также напоминает о том, что «в  незапамятной древности было наложено табу на мясо парнокопытных нежвачных животных, в частности на свинину. И дело не в их «нечистоплотности», а в поразительном сходстве состава белка свиньи и человека. Свинина легко переваривается, часто белок не распознается как чужой и участвует в обмене веществ, так сказать, «полурасщепленным». Результат наверняка испытал на себе каждый ревматик. Вволю поев свинины, он уже на следующий день ощущает значительное ухудшение своего состояния. А все потому, что не полностью расщепленный белок проник в организм и тот вынужден противодействовать ему уже в обмене веществ, в мышцах и суставах».

С горечью автор описывает современные условия содержания животных, предназначенных на мясо. «Биологическая целесообразность приносится в жертву экономической продуктивности, в результате «на мясо» идут органы животных, которые неправильно развивались. Душа животного, действующая в его организме на всех уровнях, вплоть до белка, соответственно продолжает воздействовать и в пищевых продуктах. И страдания, которые животному осознанно или неосознанно причинили неправильным содержанием и насильственным умерщвлением, тоже не могут не перейти в продукт. Следует подчеркнуть, что воздействия такого рода никогда не видны сразу. Если их не учитывать, они непременно проявятся через годы и десятилетия».

Понятен отсюда и взгляд на фабричное выращивание форели и грибов — нарушенные естественные процессы развития делают невозможным регулярное употребление таких продуктов. В то же время «дикая» морская рыба или осенние лесные грибы, хорошо обработанные, могут быть украшением стола.

И в конце книги Отто Вольф дает подробнейший анализ различных жиров и их воздействия. И здесь он помогает своим точным взглядом увидеть рекламные штампы и заблуждения диетологов, например о «страшном» холестерине и «благородном» маргарине. И хотя весь текст заслуживает внимательной проработки, мы можем позволить процитировать одно предложение: «Только для коровьего масла характерна такая черта как универсальность; оно находится как раз в центре спектра жиров — золотая середина между растительным маслом и говяжьим салом».

И как симптом современного отношения к жизни: «Жиры «без жира» продолжают испытанную традицию таких продуктов, как кофе «без кофеина», сладости «без сахара», сливки «без натуральных сливок», сосиски, не являющиеся колбасными изделиями, соевые шницели «без мяса» и прочее, что создает почти полную иллюзию и позволяет грешить, не испытывая раскаяния».

Заключительным аккордом звучат слова о традициях и культуре еды. «Людям некогда, и они не едят, а перекусывают — на ходу, в спешке, по возможности глядя в телевизор. В результате у них как минимум притупляется вкус, а о том, что пища — дар Божий, и вовсе никто не вспоминает. Раньше перед едой читали молитву, а после еды благодарили за сей дар. В начале книги цитировалось двустишие Ангела Силезского, гласящее, что нас питает не хлеб, но Божее Слово и Дух, т.е. материальная субстанция есть в действительности носитель жизненных сил.Теперь же можно добавить: столь же необходимо точно знать, какая именно сила действует в какой именно субстанции. Ангел Силезский выразил это в другом своем двустишии, продолжающем первое:

Нет, хлеб питает нас, и мы достигнем
Неба,
Коль мы вкусим его, как то достойно
Хлеба».

Впервые опубликовано в журнале “Дитина Вальдорф” №3, 2004р.