«… этот своего рода «терновый венец (корона)», возложенный на наши головы во время Великого поста, чтобы культивировать полное доверие к силе наших идеалов и Духу Воскресения, который мы празднуем каждый год на Пасху и который излучает подлинные силы исцеления и надежды». 

Доктор Стефано Гаспери, Тренто, 24 марта 2020 г.  

Дорогие друзья и коллеги, Это письмо я начала писать в пасхальное время, когда наш друг, доктор и антропософ Джанкарло Буккери, борясь с коронавирусом находился между жизнью и смертью. Он оставил свое земное тело 7 апреля 2020. Я благодарю его за поддержку, которую мы получили за эти годы сотрудничества в Свободной высшей школе духовной науки: особенно за содействие в проведении уроков 1 класса, данных Рудольфом Штайнером. Мои размышления будут разосланы всем коллегам IFAPA 7 июня 2020, и конечно за два месяца многое поменяется, пройдет много запланированных мероприятий. Все сейчас меняется очень быстро. 

Вирус попал в точку: пандемия и кризис 

 По словам итальянского философа Джорджо Агамбена, пандемия привела нас к уровню «голой жизни», такой же голой, что и вирус. В разных частях света нам постепенно приходилось складывать свои орудия труда и оставлять тех, кто заболел и умер на произвол судьбы, нам пришлось отказаться от объятий и человеческого тепла. С февраля прошлого года и вплоть до совсем недавнего времени не было возможности совершать даже похоронные обряды, по крайней мере, в Италии. Однако эти условия «чистой жизни» не являются человеческими условиями, и поэтому они способны пробудить в нас силу, пробудить души для важных перемен. Действительно, кажется, что что-то прорвалось к нам из будущего, чтобы расшатать прежний, устаревший образ действий человека по отношению к другим людям и окружающей среде. 

Covid-19 – положение в мире

Прежде всего мы можем интерпретировать драму этого периода как ту, которая сопровождает каждый переходный период. Отличием является только тот факт, что в большей или меньшей степени в этот процесс вовлечен весь мир, вся планета Земля, все находятся в плавающем состоянии через распространяющуюся волну страдания и слушания. Вирус попал в точку. Мы им затронуты. Тот, кто болен, и кто переступил порог. Тот, кто находится только в кризисе дезориентации, тот, кто попал в водоворот страха, паники или печали. 

Если мы подумаем о становлении истории человечества и рассмотрим текущую ситуацию (так называемую эпоху антропоцена (эпоху людей), мы увидим, как человек все быстрее и быстрее оказывается перед лицом собственной ответственности, перед зеркалом, отражающим последствия его жестов. Даже не имея абсолютной уверенности, теперь все мы понимаем, что многие потрясения в природе тесно связаны с нашим поведением, и, оглядываясь назад, мы видим представляющуюся нам возможность познания связи между человеком и космосом. Ведь как человеческие существа, мы должны признать, что жили на земле и использовали ее так, как если бы она была наделена бесконечными ресурсами и действовали инстинктивно и наивно, но прежде всего разрушительно. 

Какую роль играет человек в общей системе Земли и всего космоса? Поиск Я проявляется в виде драмы, а если субъект не пойдет по этому пути, он будет нестись словно лодка без какого-либо управления и неизбежно увлечет за собой остальных живых существ. Личность и общество, общество и личность соприкасаются сейчас, в это время пандемии. Полярность между индивидом и обществом выражается, с одной стороны, как драма, в которой речь идет об индивидуальном одиночестве и изоляции, с другой стороны, это возможность получения опыта, причем для всех без различия. 

 «О, ты, человек, познай себя сам!»
 Теперь это убедительное наставление,
 «…сейчас или никогда!»
 как зов, по всей видимости, исходящий из центра добрых богов, а не от разрушительных сил.

 

Психотерапия во времена коронавируса 

 С 27 апреля в Италии действует служба психологической поддержки: 

«С 27 апреля 2020 года министерство здравоохранения и защиты от стихийных бедствий Италии установило бесплатный номер 800 833 833 для оказания круглосуточного психологического сопровождения Covid-19. Есть также и возможности доступа для глухих людей. Специалисты, психологи, психотерапевты и психоаналитики будут реагировать на запросы о помощи. Существует два уровня вмешательства. Первый заключается в одной только беседе, в ходе которой человека успокаивают и дают советы по облегчению тревожного состояния. Второй уровень предполагает до четырех повторных поддерживающих бесед по телефону или через Интернет».

Из журнала “International” 

 Состояние стресса в Италии

Сначала я представлю некоторую информацию из академического исследования, взятого из статьи в «Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения»: Общенациональное исследование психологических чрезвычайных ситуаций среди итальянцев во время пандемии COVID 19: непосредственные психологические реакции и связанные с ними факторы.

 

Выводы:  

В целом, женский пол, негативные воздействия и отсутствие отношений были связаны с более высоким уровнем психологического стресса. Наличие знакомых, инфицированных COVID-19, усугубляет депрессию и стресс, в то время как предыстория со стрессовыми ситуациями и проблемы со здоровьем в анамнезе усиливали депрессию и страх. Наконец, было обнаружено, что инфицирование члена семьи COVID-19 и молодой возраст как таковой, а также необходимость покинуть место жительства для того, чтобы пойти на работу, повышают уровень тревоги и стресса соответственно. В качестве первого шага эта эпидемиологическая картина могла бы способствовать выявлению лиц с более высоким уровнем риска пострадать от психических страхов, что может привести к психопатологическим последствиям и к утрате способности функционировать. Однако только 30% (максимум) вариабельности депрессии, тревоги и стресса объясняются социально-демографическими и личностными факторами.  Это означает, что большинство отмеченных в настоящем исследовании случаев увеличения уровня дистресса, вероятно, было связано с дезадаптивным и травматическим протеканием пандемии, последствия чего могут быть оценены эмпирическим путем только в конце чрезвычайной ситуации. Таким образом, эти результаты не только являются важным ориентиром для выявления субъектов риска, но они могут быть также полезны для разработки психологических мер, нацеленных на помощь при посттравматическом синдроме”. Подробнее читать

Выдержка: неконтролируемое распространение коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19) повлекло за собой беспрецедентные меры, принятые правительством Италии в виде карантина по всей стране. Карантин имеет огромные последствия и может привести к значительной психологической нагрузке. 
Настоящее исследование направлено на определение распространенности психиатрических симптомов и факторов риска и защиты от психологического стресса среди населения в целом. Онлайн-опрос проводился с 18 по 22 марта 2020 года среди 2766 участников. Многофакторные ординальные статистические регрессионные модели были построены для изучения взаимосвязей между социально-демографическими переменными, личностными характеристиками, депрессией, тревогой и стрессом. Женский пол, негативное поведение и реактивные нарушения отношений были связаны с более высоким уровнем депрессии, тревоги и стресса. Заражение знакомых влекло за собой повышенный уровень депрессии и стресса, в то время как предыстория стрессовых ситуаций и медицинских проблем была связана с более высоким уровнем депрессии и страха. Наконец, люди с инфицированным членом семьи и молодые люди, которым приходилось работать вне дома, имели более высокий уровень страха и стресса. Эта эпидемиологическая картина является важной подсказкой для выявления людей, подвергающихся более высокому риску пострадать от психологической нагрузки, и эти результаты полезны для организации психологических воздействий на посттравматический характер стресса. 

 

Необходимость изменения жизненных привычек 

Карантин, с его ограничениями и социальной изоляцией, длившийся более двух месяцев, вырвал людей из привычного им мира и, где это возможно, дал решительный импульс к самовоспитанию и поиску себя. То, что мы не могли сделать в обычном состоянии сознания, и что мы сейчас вынуждены делать из-за внезапно наступившей дезориентации, стало теперь необходимостью. Мы находимся в поиске нового баланса между разными полярностями. 

Если прежде сфера привычек служила нам хорошей поддержкой, своего рода надежной опорой в тяжелых ситуациях, то теперь мы должны полагаться лишь на себя и это — испытание для нашей душевной жизни. Привычки действовали неосознанно, они действительно поддерживали нас, обуславливали нас, давая нам поверхностную идентичность. И вдруг, лишившись опоры, мы оказались на экзистенциальном распутье: провалиться в пустоту или же развернуть наш парусник в сторону своей середины, своего центра. 

В нашей работе мы видим усиление феноменов, которые затронули сегодня каждого из нас. С большинством людей я в это время могла продолжать психотерапевтические беседы по видеосвязи. Благодаря этому мне удалось выявить некоторые всплывающие феномены, которыми я считаю необходимым поделиться с другими, надеясь также получить возможную обратную связь от заинтересованных коллег в будущем. До сих пор я еще не лечила пациентов с Covid-19. 

Душевная жизнь

Все психологические трудности пациентов несколько усугубились в течение этих трех месяцев и сдвинулись в сторону их склонности к преимущественной полярности. 

Ухудшение ситуации напоминает поверхностное воспаление. Воспаление, которое, однако, охватывает собой и склероз (Люцифер и Ариман слева в скульптуре Р. Штайнера), как в состоянии удушья; или, точнее, это выглядит как внезапный жар, как шок, основанный на фиксированном (жестко установленном) поведении. 

Чрезвычайное положение, возникшее в результате пандемии, дезориентировало, по сути, все переживания, даже проблемные, болезненные.  Жар продолжительного шока, следовательно, коснулся и того вынужденного образа действий, от которых пациент уже не может избавиться. В этом смысле происходит не только обострение, но и попытка пробудить целительные силы. 

В этом смысле есть не только обострение, но и попытка пробудить исцеляющие силы.

 

Не в сети!

Многие люди вынуждены непосредственно сталкиваться со своими страхами и, зная, что у них больше нет защищенной сети, которая могла бы их спасти, они оказались вдруг перед необходимостью самостоятельно поддерживать себя во время длительной изоляции или перед лицом перемен. Идея возможности обратиться к системе здравоохранения для обследования, поддержки и даже в отделение неотложной помощи, например, в случае панической атаки, исчезла. Лучше не идти в больницу, если только ты не находишься в совсем бессознательном состоянии. 

Covid-19 и легкие. Сжатие лёгких

Термин «сдавливание органа» (выжимание) в результате несчастного случая, травмы или болезни я взяла из доклада Рудольфа Штайнера 2 июля 1921 года в Дорнахе (ПСС 205). Органы — это контейнеры; на своей внешней поверхности они имеют функцию отражения подобно зеркалам или функцию воспоминания; по своей внутренней структуре они подобны ящикам, сохраняющим полученный на земле опыт. В случае с легкими, травмы или болезни могут засвидетельствовать отток живых мыслей, задачей которых в посмертном бытии было бы организация сил для новой инкарнации. В связи с этим возникает вопрос: что станет с переживаниями, потерянными в ходе жизни, и что мы будем делать без этих жизненных сил, если они нам понадобятся? Легкие «содержат» душу в ее соотношении к восприятию мира, мыслительным процессам, мышлению и поиску истинного суждения. 

Внутри ящика легких хранится опыт восприятия чувственного мира, который накопился за время существования на земле. Эти вытекающие живые мысли неуправляемы, неконтролируемы человеком, и из-за своего преждевременного освобождения они вызывают психопатологию в виде компульсии, навязчивых мыслей, иллюзий или одержимости. В случае Covid-19 мы сталкиваемся с патологией, которая атакует легочную функцию, и повсюду вокруг нас мы вдыхаем навязчивую одержимость постоянным мытьем рук, пользованием средствами индивидуальной защиты, перчатками, масками. Это кошмар для тех, у кого уже и без того есть обсессивно-компульсивный синдром легкого. 

 

Расширение вопроса в области психотерапии

  1. Прежде всего, мы наблюдаем дезориентацию, вызванную исчезновением старых привычек. Подчеркивается необходимость воссоздать новый образ существования, новое, более динамичное устройство, в котором сохраняется возможность большего риска потерять: деньги, работу, родственников, друзей и жизнь. 

Пример из практики 1: 40-летняя замужняя женщина, работающая в магазине в качестве наемного работника с постоянным контрактом. В психотерапии около двух лет. Будучи человеком с ПТСР, она полна решимости преодолеть свои слабости в эмоциональной реакции. Она блестяще справилась с испытаниями COVID-19 благодаря, в частности, вечерней ретроспективе и третьему дополнительному упражнению (контроль над чувствами). Пациентка сообщает: «Эта пандемия изменила все. У меня было два основных настроения: страх перед инфекцией и рабочее напряжение. Справиться со страхом мне очень помогла беседа с одним спокойным человеком, и тот факт, что я поделилась своими страхами с тем, кто умел слушать и отвечать на мое беспокойство спокойствием. Я научилась размышлять и выбирать обязательства, приходя к пониманию того, что для меня важнее. Это начинается с мелочей, которые не так уж и малы. Что касается работы, я серьезно подумывала о ее потере, и у меня было много недоразумений с начальником и коллегой. Самое главное, что я осознала, так это то, что нужно срочно дать понять, что я всегда чувствую себя нездоровой в таких ситуациях. После того, как это выяснилось в терапии, я начала избавляться от страха знать об этом, от страха как-то это решать и сразу же решила эту проблему. На работе я говорила четко, но без гнева, как с начальником, так и с коллегой, и я ждала, позволяя продолжаться разговорам, которые мы вели. В разговоре все прояснилось, и напряжение растворилось. Кажется, это легко понять, но мне потребовалось некоторое время, чтобы усвоить эту концепцию. Самое замечательное, что я могу применить это и в других контекстах, и это будет действенным инструментом, который позволит мне улучшить свою жизнь».

  1. К трудностям в сфере взаимоотношений (которые были и до эпидемии у людей), наблюдается усиление проблем, связанных с чрезмерной близостью в домах или увеличенным расстоянием между друзьями. Столкновения между супругами, между братьями и сестрами, ужесточение всех условий. Чрезмерное использование медиа даже среди маленьких детей. В семьях, которые живут в небольших домах без балкона, проблема с нехваткой солнца и света или воздуха и движения также очень ощутима. 
Пример из практики 2: 65-летняя пациентка, страдающая депрессией, живущая со своей семьей в маленькой квартире; она работает в больнице и уже год как ушла с работы, чтобы ухаживать за своей больной раком матерью, которая с ней живет. Помимо них, семью составляют: муж-пенсионер с манией уборки, 32-летняя дочь с обсессивно-компульсивным расстройством и 26-летний сын, студент университета, заканчивающий свою учебу и находящийся в состоянии карантинного истощения, которое еще обострилось из-за удушающего социально-семейного окружения. 
Дочь держит всю семью в «ежовых рукавицах», восприняв законодательные постановления о карантинных ограничениях как подтверждение правильности ее потребностей в уборке и дезинфекции. К тому же по ее мнению, лишь она одна в состоянии сохранить жизнь своей бабушки, каждый день со всей тщательностью дезинфицируя ее, что вызывает недомогание из-за опухоли под одним глазом. Дочь и бабушка пациентки спят в одной спальне. Режим контроля за уборкой и выходом из дома членов семьи является полным. У брата кризис гнева и даже физические столкновения с сестрой. Угрожает покончить жизнь самоубийством. Родители в полном подчинении. Антропософский врач предписывает семье Cinis Tabaci для укрепления легких и иммунной системы. 
  1. Состояние длительной тревоги и напряженности: ты становишься свидетелем вложения собственных сил в работу, в процесс адаптации, в поддержании своего рода терпения перед лицом трудностей, то есть прилагаешь усилия по защите, затрачиваешь энергию, отнимая ее от других видов деятельности. (Как долго может длиться чрезвычайное положение?) 

 

Пример из практики 3: 43-летний мужчина, разведенный и безработный, с 12-летней дочерью. Мужчина – наркоман (кокаин и алкоголь), с логистическими и бытовыми ограничениями, обусловленными попыткой ограбления около года назад. Он попал в аварию на мотоцикле, которая заставила его спать в течение трех месяцев с июня по август 2019 года. Я следила за ним в течение этого периода с мая 2019 года и сейчас поддерживаю с ним контакт по почте.
Лечение колебалось из-за наркомании. Многопрофильная антропософская терапия пыталась после медицинского обследования начать с антропософских препаратов (Nux Vomica Nicotiana comp., Cichorium Plumbo Cultum D2). Он уже в августе 2019 года поступил на лечение к антропософскому психиатру, начал цикл арт-терапии, который я провела: искусство речи, сказочное действие, творческий дневник, и вот-вот начнётся терапевтическая эвритмия. Команда терапевтов, в том числе врач, психиатр, массажист, психотерапевт и эвритмист, также регулярно встречалась с ним раз в неделю в течение месяца в Terapeuticum Santa Claus в Болонье, где я работаю. Человек ждал суда, чтобы иметь более комфортные условия жизни с родственником, который будет принимать его. Судебный процесс был назначен на 20 марта, и из-за коронавируса он был внезапно перенесен на май. Человек, который уже даже начал делать небольшую уборку, чтобы пробудить в себе волю, потерял работу и потерял уверенность в себе, будучи не в состоянии работать или уйти из дома, и из-за отсрочки судебного разбирательства он потерял самообладание, и 24 марта он предпринял еще одну попытку ограбления, и теперь он находится в тюрьме.
 
4. Становится все труднее противостоять тревогам, связанным с изоляцией, одиночеством, внезапной девальвацией самого себя и крахом многих ценностей, таких как риск бесследного исчезновения из больницы в массовое захоронение или крематорий, даже без проведения похоронного ритуала. Могут возникать мысли о том, что ты никто и никому не нужен.

 Пример из практики 4: 67-летний мужчина, которого я наблюдаю много лет, выпускник университета, последние двадцать лет работает в городской библиотеке, находился на психиатрическом лечении с 16 лет. Он досрочно вышел на пенсию в связи с психиатрической госпитализацией, обусловленной тем, что внезапно (около 15 лет назад) перестал принимать психиатрические препараты и был отправлен семьей в дом престарелых вдали от города, где он и жил. С тех пор психотерапия продолжается в виде двух регулярных телефонных бесед в неделю. Его сестра, которая всю жизнь была настроена против него, продала ему дом по согласованию с менеджером службы поддержки. Несколько лет назад его нескольким университетским друзьям, очень мотивированным (и имеющим прочные связи с институциональным миром), удалось организовать перевод, который должен был состояться в апреле 2020 года, в семейный дом в городе, где он долгое время работал и где он мог бы наладить свою жизнь и найти новую работу. Со вспышкой пандемии все приостановилось. Пожилому человеку, который не хотел мириться с вегетативно-растительным существованием, это вновь открыло враждебную по отношению к нему картину окружающего мира, и в его поведении вновь появились моменты страха и депрессии. 

  1. Социальный страх стать объектом манипуляции в информационном поле, заставляет нас прилагать большие усилия в попытках сохранить доверие, не впадая при этом в чрезмерную наивность. Потребность быть в курсе новостей и быть в состоянии сформулировать собственную точку зрения на ситуации, которые больше нас, здорова, но она заставляет нас ощущать себя маленькими и неспособными к различению. 

Психотерапия, в целом за последние три месяца, с аудио и видео сеансами на расстоянии, дала хорошие, эффективные, глубокие плоды. Телефонные беседы, хотя им и недоставало физического присутствия и очных встреч, продемонстрировали другие неожиданные качества, такие как большая концентрация у собеседников, чему особенно способствует слуховой фактор по сравнению со зрительным.

Сенсация в том, что вмешательства, которые проводились в этой чрезвычайной ситуации и с использованием такого инструмента, как телефон, часто давали хороший результат. 

Михаэлическая добродетель: упражняйся в отличении существенного от несущественного 

 Сегодня именно человеческое “Я” призвано говорить со звездами, предлагая свои мысли, свои интимные размышления об этих событиях. «Я», как звезда, говорит теплыми мыслями к Михаилу. Михаила нельзя увидеть глазами извне, в то время как дракон, использующий человеческую душу, проявляется повсюду своими необычайными и экстравагантными атаками.  

Михаила можно найти, если пробуждать его силу с помощью мыслей, усиленных и согретых волей. Давайте рассмотрим одну из мыслей: 

 

 «Кровь — это солнце» (Христиан Моргенштерн)  

Пандемия является проявлением тени, и, хотя ее продвижение происходит на бессознательном уровне, она может привести к пробуждению. Так страх может преобразоваться в мужество. Из оков страха, мрачно связывающих людей друг с другом, может родиться цепь братства. 

Когда-то людей пугали призраки, а теперь, как говорит Штайнер, панику вызывают бактерии или вирусы. Это уже не невидимый духовный, а бесконечно маленькая частица материи. Страх заражения объединяет нас. В невидимом мы связаны, даже если мы должны оставаться в изоляции. В эту эпоху перехода к форме не эгоистичных отношений мы рискуем вместо этого взлелеять в себе эгоистичное существо.  Внезапно мы оказываемся связанными тем, что нас разделяет. И все же этого недостаточно. Нам нужно осознание. Необходимо осознание тесной взаимосвязи между людьми, между людьми и миром, между нами и царствами природы, между нами и духовным миром. Страх можно преодолеть мужеством знания. 

 

 Джованни Сегантини:
 «Ave Maria на переправе»
 

Цепь братства между людьми начинается в Италии 

В Италии некоторые больницы в регионе Ломбардия (Мантова и Павиа), наиболее пораженном вирусом, а теперь также в Больцано в Трентино-Альто-Адидже, лечат пациентов, пораженных вирусом COVID-19, путем переноса плазмы (плазмаферез) от излеченных пациентов с тем же самым заболеванием. 

Они излечивают болезнь за 48 часов с маленькими затратами, но об этом до сих пор мало говорят. На самом деле, ничего нового, потому что это безопасный метод, который применяли в прошлом, но сейчас необходимо распространять его из больниц, которые уже успешно применяют этот метод без какого-либо риска. Лекарства уже существуют, врачи в этих больницах нам об этом говорят, и они применяют эти препараты:

  • плазмаферез;
  • противовоспалительное средство; 
  • антикоагулянты;
  • азитромицин. 

По сути, это так работает.

«Доноры должны быть здоровы, излечены от Ковида и иметь нейтрализующие антитела», говорит директор департамента иммуногематологии и трансфузионной медицины Массимо Франчини.  «Вы принимаете 600 мл плазмы, из которых вы получаете 2 дозы по 300 мл каждая. Протокол предусматривает 3 приема. После первого введения проводится клинический лабораторный мониторинг, а в случае отсутствия реакции второе введение и т. д. С интервалом в 48 часов. Совместимость с плазмой определяется по типу крови». Франчини говорит, что плазма обладает замечательным уровнем вирусной безопасности и является абсолютно безопасным и надежным продуктом, и подробно рассказывает: «Если вакцина, которой у нас нет, заставляет вас вырабатывать антитела, то это пассивная иммунотерапия, которая передает антитела от излеченных к больным. Пациент ничего не производит и ничего не создает. Но оно работает и реально спасает в больницах в Павии и Мантуе, в которых уже месяц как не умирают. Они там лечат серотерапией, переливанием плазмы излеченных. Симптомы устраняются в течение 248 часов (Антонио Амороси affaritaliani.it). Директор иммуногематологии и при больнице Сан-Маттео в Павии Чезаре Перотти разработал протокол и исследование крови и назвал его «гипериммунной плазмой». 

Из газеты: La Stampa 11 мая 2020 года Кьяра Балди: 

«Регион Ломбардия запускает банк гипериммунный плазмы. Об этом сообщил советник по социальному обеспечению Джулио Галлера, который объяснил, что “по показаниям поликлиники Сан-Маттео ди Павиа будет определен протокол сдачи крови и плазмы во всем регионе”. Центр в Павии и больница в Мантуе были первыми, кто экспериментировал с гипериммунной плазмотерапией у пациентов, излеченных от коронавируса. И именно из «многих излеченных пациентов, которые есть во всем регионе, объяснил Галлера, будет создан банк гипериммунной плазмы: каждый ассистент будет звонить излеченным от COVID-19 и приглашать их пожертвовать плазму». Будет обследовано около 500 000 человек. Сначала «будет проверен уровень иммунитета и сила антител в их плазме крови, и, как только способность будет установлена, их попросят пожертвовать плазму…»

Пилотное исследование, проведенное Павиа и Мантуей, началось 17 марта и завершилось 8 мая: в исследовании приняли участие 46 бывших пациентов, переболевших Ковидом. «Мы брали 600 мл крови от каждого пациента, потому что мы видели, что нам нужно 300 мл крови, чтобы влить ее в одного, еще больного пациента. Таким образом, каждый излечившийся человек, в свою очередь, может помочь двум людям, которые все еще поражены вирусом», пояснил Чезаре Перотти, директор службы иммуногематологии и трансфузионной медицины в Сан-Маттео-ди-Павия. Результаты исследования показали, что смертность пациентов, получавших лечение гипериммунной плазмой, снизилась с 15% до 6%». 

 

Мы все братья и сестры 

Давайте теперь на мгновение обратимся к глубокому значению, которое может иметь событие такого масштаба: кровь (я сейчас просто назову это плазмой крови) человека, который преодолел болезнь, через преодоление болезни, способен говорить с кровью другого человека и приносить ему исцеление. Разве это не диалог? 

Говорят ли люди друг с другом через свой опыт с кровью? О крови говорят обычно со страхом, со стыдом, с ужасом. Кровь вызывает такие темы, как кровные отношения, наследование, переливания, пересадки, группы крови, менструальная кровь или так называемая «кровавая баня», которая во время войны смешивает разные крови, но выбрасывает ее и оставляет лежать на поле битвы. Кровь часто понимается как сочетание необходимости. И все же этого недостаточно.

Сама кровь является проводником Я и может объединить все живое, всех людей, выходя за рамки родственных связей. Мы все братья и сестры. Кровь была глубоким и истинным каналом вхождения сил Христа в сердце Земли. Земля пропиталась тогда кровью, оплодотворенной новым индивидуальным сознанием, которое было в состоянии принимать другого с любовью, а не со страхом. Сегодня, благодаря крови, которая была пролита в то время, мы можем без дрожи обращаться к этой теме. Сегодня кровь привязывается к сознанию Я и благодаря ей способна открывать новые братства. Это уже не только кровные родственники или кровавые бани. 

 

Микеланджело Буонарроти: Снятие с креста (“Пьета Бандини“).

Может быть, мы имеем дело с цепочкой братства? Начиная с бесконечно малого?  

Даже если это лишь маленькое начало, можем ли мы начать замечать путь света в темных меандрах эпидемии? Можем ли мы начать думать, что больная кровь одного человека может быть освещена тайной исцеления, передающейся при встрече с другим 

Возможно ли начать видеть то, что живет за пределами эгоизма, что кровь может показать сквозь свои огни и тени показывать свет и тепло Солнца? Что при исцелении одного человека кровью другого возникают кармические пересечения, о которых сперва будет знать только кровь, и о которых когда-нибудь наверняка вспомнит человеческое Я? 

Начнется ли, благодаря этой эпидемии, более осознанная цепь братства среди людей? 

Это кажется столь же простым, как улыбка или рукопожатие. Спасая жизнь другому человеку, жертвуя собственную плазму, благодаря опыту преодоления болезни. Интересно поднять в сознание этот фрагмент возможности. Если бы это было так, то и фигура врача также взяла бы на себя новую, более здоровую, более сбалансированную и честную роль. 

«Кровь — это солнечный свет», – как говорит Моргенштерн. Наше собственное самое спонтанное и элементарное чувство воспринимает это. Мы чувствуем, что это правда. 

Солнце — это звезда, в которой мы живем. В нашем «чувстве» живут боги, укрытые в свет. Если мы откажемся от своего эгоизма, мы сможем увидеть добрых богов центра в амплитудах крови и сердца и дадим пронизать себя силами солнца. 

Когда мы говорим «Солнце» … 

Приведу слова нашего антропософского друга из Болоньи Джованни Симончини: 

«Когда мы говорим “Солнце”, то это не образ солнечного шара снаружи в космосе, а место, с которым мы разделяем события и судьбы и за которое мы несем ответственность, осознавая, что рана с периферии воздействует на весь организм, даже на сердце самой системы.  Подобно тому, как кровообращение вездесуще, будучи связанным с каждой частью организма, так и Солнце светит и сияет в каждой части планетарного космоса. 
Солнце и сердце раскрывают свои секреты друг другу. Поддержание жизни может происходить только в пределах ритмичного пульса Солнца, которое является сердцем космоса, и сердца, которое является солнцем человека.
Мы должны заново открыть тайну Солнца, с его светом, который парит и пронизывает пространство, наполняет его жизнью и заставляет вселенную пульсировать, через волны человеческих чувств вливая любовь во все существа». 

Благодаря осознанию нашей исцеляющей связи с другим человеком и интимной связи с космосом и всеми обитающими в нем существами, мы можем, таким образом, найти своё место в нем и внести свой самый высокий вклад, на который мы только способны. 

«…ибо где двое или трое собираются во имя мое, там и я среди них». 
Евангелие от Матфея 18:20 

Продолжение следует….