Опубликовано в «Журнале Педагогической секции Гетеанума», Михаил 2009. Перевод с английского Наринэ Мальцевой

В седьмом классе, когда ноги и руки учеников начинают вытягиваться, ощущение тяжести собственного тела доходит до предела, им трудно не только подпрыгнуть, но и просто ходить — «тяжесть тянет вниз»… Именно в этот момент мы можем направить свой взгляд вверх, преодолеть земное притяжение, улететь мыслями к звездным далям — «свет струится вверх»…

Ученики седьмого класса жаждут встречи с новым, подобно первооткрывателям, исследующим новые

территории. Они хотят узнать созвездия на эпохе астрономии. Хорошим проверенным введением в нее является рисунок на доске звезд Большой и Малой Медведиц. Полярная звезда рисуется в том же размере, что и большинство звезд «ковша», самой яркой и известной части Большой медведицы. В первый день на доске — только звезды; формы и линии могут появиться позже в течение недели. Учитель пробуждает большой интерес, когда ученики обнаруживают, как просто мы можем ориентироваться с помощью цвета самых ярких звезд. Они появляются вскоре после захода солнца, когда земное окружение еще наполнено цветом.  

Если мы спокойно будем вглядываться в голубое небо, вдруг, подобно молнии, может возникнуть точка света: вон там, я вижу! И мы удивлены, что так долго ее не видели. Чем темнее небо, тем четче можно различить цвет звезд. Если блеск звезды голубоватый, то одинокая точка света называется Вегой. Если она мерцает желтоватым светом, значит, мы смотрим на Капеллу. Если сияние звезды окрашено оранжеватым и, кроме того, она находится в непосредственной близости от «ковша», то это Арктур. Любой, кто хоть раз воспринимал цвета этих точек ориентации, может найти знаки зодиака, даже на облачном небе. Например, справа от желтоватой Капеллы находится уникальная небольшая группа звезд, Плеяды, или семичленное божество Вавилона. Окрашенная оранжевым звезда на расстоянии ширины ладони от них — это Альдебаран (арабское название «Аль-дабаран» означает «последователь», он следует за Плеядами). На старых небесных картах она обозначает один глаз Тельца.

Если ученики смотрят на Капеллу, Плеяды и Альдебаран ночью, то могут обнаружить, что их положение меняется. Вид звездного неба вызывает впечатление вечного покоя. Но все же, если я становлюсь внутренне активным и сравниваю настоящее положение звезд с картинкой в памяти, я обнаружу, что звезды или восходят (как Солнце на востоке) или погружаются (на западе).

Звезды — это феномен, созвездия же не являются таковым, это дар культуры. Мы знаем их от римлян, римляне от греков, а те, в свою очередь, от вавилонян. Телец во время своего восхода имеет ту же позу, что и Зевс из древнегреческого мифа, который принял форму быка (тельца), чтобы похитить прекрасную царевну Европу и перенести ее из Азии на Крит. Девушка сидела на его спине, и когда он переплывал Средиземное море, он так выгнул спину, что вода не тронула ее.

Однако когда Телец погружается в западное небо, он выглядит совершенно иначе — его рога направлены вверх.

Наблюдение за восходом и заходом созвездий внутренне взволновывает наблюдателя. Знаки зодиака при их восходе выглядят более впечатляющими, более характерными, чем когда они заходят. Примечательно, что вавилонские жрецы, которые дали созвездиям их имена, смотрели на небеса в сумерках и на утренней заре. Когда Плеяды, оранжевый Альдебаран и соседние с ним звезды восходили в апреле-мае незадолго до заката Солнца, они переживали восход Тельца.

Они дали звездам, становившимися видимыми во второй месяц весны, имя своего бога Тельца. Греки развили астрономию вавилонян далее, исходя из собственных вопросов и потребностей. Месяц наибольшего растительного развития стал месяцем Тельца. Примерно с 20 апреля до 20 мая работа Солнца имела качество Тельца.

Первые, древние дни астрономии были отмечены знанием о последовательности, очередности восхождения звезд. Для нас большой помощью будет, если мы знаем последовательность знаков зодиака на память: Телец, Близнецы, Рак и т.д. (также и в обратном порядке). Вавилоняне замечали, какие созвездия восходят и заходят одновременно, например, Телец восходит тогда, когда Скорпион заходит. Небеса давали вавилонянам помощь в ориентации во времени.

Можно живо представить себе, что все граждане мира окружены одними и теми же звездами, каждый человек стоит между Тельцом и Скорпионом.

Ученики седьмого класса любят рисовать знаки зодиака и могут, как вавилоняне, следовать небесным событиям внутренне и даже предсказывать их. Видя заход Скорпиона, они знают, что начинается восход Тельца. В конце эпохи астрономии ученики получают опыт того, что взаимоотношения звезд, которые они могут познать с помощью мышления, осуществляются в небе. «Это соответствует друг другу!». И ученики седьмого класса научаются работать с образными связями, чтобы вжиться в любимое окружение.

Использованы иллюстрации из книги Лизбет Бистербош «Астрономия. Материалы для преподавания в школе», Киев, Наири, 2006.
Вперше опубліковано в електронному журналі “Дитина Вальдорф+” №4, 2012.