Одна из ассоциаций, которая у меня возникает, когда я думаю о предстоящей осени и учебном годе – это то, что у детей опять начнутся эти бесконечные сопли. По мере взросления наших детей и увеличения их количества болезни перестают казаться нам катастрофой, мы научаемся воспринимать их как естественный процесс и, возможно, даже видеть в них определенное благо. Но естественно, мы все хотим, чтобы наши дети были здоровы и расстраиваемся, когда они болеют. Какие болезни и в какой форме являются неотъемлемой частью развития ребенка, какие ситуации стоит считать отклонением от нормы, и где искать истинные причины болезней наших детей – своим мнением на этот счет я попросила поделиться Юлию Каташинскую, врача санолога-гомеопата, Юнгебад-терапевта, студентку IPMT (международного постдипломного образования по антропософской медицине), студентку семинара по антропософской психотерапии, а если из личного опыта – очень ответственного, внимательного и неравнодушного врача.

Естественно, мой первый вопрос был про сопли и про то, как жить или как бороться с их практически постоянным присутствием в нашей жизни.

Юлия Каташинская: Непосредственно сопли или, как вариант, заложенность носа действительно являются самым распространенным симптомом у современного человека. И этот симптом говорит о том, что в жизни этого человека слишком много информации, с которой он не может справиться. (Изобилие в большинстве своем ненужной информации действительно является символом нашего времени. – Комментарий Я.К.) Через сопли организм выводит то, что ему не нужно, все что ему чужеродно. В данном случае – ненужную информацию. Однажды я пришла на прием домой в семью, состоящую из 9 детей, мамы, папы, бабушки и дедушки. Семья живет в трехкомнатной квартире в «хрущевке». Можете себе представить, какой там недостаток места даже для того, чтобы разместить самую необходимую одежду. Сразу как заходишь в квартиру, по обе стороны узкого коридора начинаются полки с вещами. И вся эта одежда, игрушки, книги всех членов семьи является ненужной информацией для каждого из них. В данном случае мы говорим о неизбежном изобилии – семья-то большая. Но ведь зачастую мы годами храним ненужные вещи, с которыми нам жалко расстаться, которые «авось, пригодятся» – приходится признать, что нашему менталитету действительно свойственно «плюшкинское» накопительство. Безделушки, свечки, коробочки, поделки из садика, разнообразные «тряпочки» в наших небольших квартирах, безусловно, создают уют и тепло, но зачастую – в ущерб собственному здоровью. (Так что если Ваш ребенок в бесконечных соплях, отдайте ненужные вещи в детский дом, собрание сочинений Ленина – в библиотеку, и, возможно, расставаться с милым сердцу 55-м подсвечником не придется – Я.К.) Кроме такого бытового источника ненужной информации, существует информация, которая приходит к нам из внешнего мира.

Классический вариант возникновения соплей у маленького ребенка (0–5 лет) – после выхода в «свет», в большое скопление народа: зоопарк, театр, гости, рок-концерт. (Многие мамы сразу после рождения ребенка стремятся вернуться к привычный жизни, и их малыш в слинге путешествует вместе с ними по всем их взрослым делам. По-человечески я их отлично понимаю, и сама так очень часто поступала, особенно с моим вторым ребенком – Я.К.) Традиционная реакция на возникшие сопли – «наверно, подхватил какой-то вирус в этой толпе». А может быть, Вашему малышу просто не надо еще в зоопарк, может это для него та самая ненужная информация, которую он еще не в состоянии переварить? Последствия этих многочисленных выходов в «свет» в течение первого года жизни могут проявляться не сразу, а через несколько лет. Поэтому, чтобы правильно диагностировать причину пресловутых соплей (да и других симптомов тоже), скажем, лет в 7 разговор с мамой я всегда начинаю «с пеленок».

Раз уж мы заговорили о первом году жизни ребенка, то как и чем ребенку позволительно болеть в этот период? Может какие-то симптомы являются естественными для этого возраста?

Ребенок приходит на землю со своей собственной задачей, со своим Духом, а физическое тело ему достается от предков. И это физическое тело не всегда подходит для реализации задач Духа. Значит, тело нужно подкорректировать, изменить, «переплавить». А раз переплавить, значит, при высокой температуре. Эта самая переплавка тела является одной из причин высокой температуры при заболеваниях на первом году жизни и позднее в первом семилетии. Частота и высота температур зависит от объема работ, которые необходимо этому ребенку произвести с телом, чтобы оно соответствовало его Духу. В данном случае физическое тело можно рассматривать как квартиру, где собирается поселиться этот человек – не всегда же удается снять или купить квартиру, которая идеально подходит. Иногда человеку достаточно только обои переклеить, чтобы чувствовать себя комфортно в новом жилище, а иногда ему нужно стены сломать, чтобы сделать этот дом «своим». Вот точно так же ребенок на первых годах жизни при высокой температуре меняет данное ему физическое тело, чтобы оно соответствовало потребностям и задачам его «я». Однако, все вышесказанное – не повод, чтобы абсолютно спокойно относиться к тому, что ваш ребенок регулярно болеет с высокой температурой. Во-первых, потому что все хорошо в меру, а во-вторых, потому что для высокой температуры бывают и другие причины.

Что значит «в меру»?

Раньше нормой считалось, сели ребенок переносил болезнь с высокой температурой 3-4 раза в год. Теперь – это 9 раз в год. С моей точки зрения, нормой это нельзя считать, так как при такой частоте ребенок болеет фактически раз в месяц. Между болезнями не проходит достаточно времени, чтобы ребенок успел восстановиться, не говоря уже о том, чтобы насладиться здоровой жизнью. Едва поправившись,он заболевает снова. Какова же причина этой «новой» допустимой нормы, что поменялось в мире, что дети стали в 3 раза чаще болеть? Болезнь – это один из способов привлечения внимания. То есть причина для участившихся болезней – психологическая. Дети, да и взрослые, болеют чаще, потому что им не хватает внимания при нашем сумасшедшем ритме жизни.

Дети болеют, потому что им нужно просто побыть с мамой. В некоторых случаях болезнь и температура – это способ, которым пользуется ребенок, чтобы возразить чему-то, высказать свой взгляд на происходящее (других-то способов у грудного ребенка нет). В моей практике есть семья, в которой старший 5-летний сын до 2 лет вообще не болел, а годовалый младший болеет почти каждый месяц. Мама и папа – одни и те же, беременность желательная, семья благополучная, взаимоотношения в семье позитивные. То есть, картинка очень «гладкая». Но в этой семье мама и ее младший сын уж очень сильно не совпадают взглядами на жизнь и темпераментом; мама довольно категорична и пытается навязать свои взгляды ребенку, а не подстроиться под него. В таком случае ребенок может выразить свое несогласие, только болея. Тогда к нему проявят больше внимания, попробуют разобраться в причинах его нездоровья. Похожее взаимонепонимание между мамой и ребенком иногда является причиной срыгивания у грудничков. Если сказать очень простым и понятным языком «мама пытается впихнуть в ребенка то, от чего его тошнит». Понятно, что мама впихивает, а ребенок тошнит на физическом уровне, но это является выражением внутренней психологической проблемы.

Юля, давайте вернемся к вопросу, с которого мы начали – вот начинается учебный год, и наши дети, и в саду, и в школе, начинают болеть. Один вирус сменяется другим, некоторые дети подолгу болеют дома с температурой, другие дети, в целом, неплохо себя чувствуют и ходят на занятия, кашляя и чихая, и это картина сохраняется на протяжении всего учебного года, с тех пор как существует мир. Что правильнее – ходить в сад и школу, когда там явно «живет» какой-то вирус или пересидеть его дома? А если пересидеть его дома, то когда же ходить в школу, если в школе всегда живет какой-нибудь вирус?

Давайте начнем с того, что вирус – это информация.

Давайте. Только объясните, пожалуйста, что это значит )).

Вирус состоит из молекул ДНК и РНК )).

Да, из школьного курса генетики я помню, что эти молекулы передают информацию.

Вирус встраивается в клетку и таким образом формирует свои внешние проявления – кашель, понос, высокую температуру и т.п. На самом деле, нас постоянно окружает огромное количество вирусов, но кто-то заболевает, а кто-то нет. Привычное и справедливое объяснение этому – крепость иммунитета того или иного человека. Вирус победить невозможно, вирусы всегда вокруг нас. Истинная задача человека – научиться с ними жить. Сосуществовать с ними так, чтобы эти вирусы нас не «цепляли». А если вирус – это информация, то значит, научиться сосуществовать с чужеродной, зачастую нежелательной для нас информацией, приходящей к нам в виде других людей. На протяжении всей нашей жизни мы сталкиваемся и вынуждены взаимодействовать с людьми, и наша основная социальная задача – принимать их такими какие они есть, защищать свое пространство при необходимости, и научиться сохранять свое «я» при этом взаимодействии. Это – задача на всю жизнь. Дети начинают ее выполнять в саду, продолжают оттачивать свои социальные навыки в школе, «варясь» в общем котле вирусов, то есть новой социальной информации, притираясь к другим людям, обучаясь взаимодействовать с ними. Старшеклассники (9-11 классы), в основном, легче переносят вирусы, они тоже кашляют и чихают, но гораздо реже, чем ученики средней школы, лежат дома с температурой. Объясняется это тем, что они уже перешли в следующее, третье семилетие, их «я» уже окрепло, некоторые из них уже могли почувствовать, в чем их задачи и призвание, они уже не так подвержены внешним влияниям, так как они крепче изнутри. Именно эта внутренняя сила позволяет им «взаимодействовать» с вирусами, а не становиться их добычей.

Если развить эту мысль, то старые МУДРЫЕ люди должны быть самыми здоровыми людьми на свете. Им известно, как принимать жизнь такой, какая она есть, быть истинно терпимыми без ущерба для своего «я».

Совершенно верно. Естественно, на протяжении жизни физическое тело, как любой механизм, изнашивается и не может работать без перебоев и поломок, как молодой организм. И пожилые люди, естественно, всегда будут сталкиваться с «поломками» своего физического тела. Но если они действительно пришли к мудрости, то их болезни не будут глубокими и серьезными, подчиняющими себе все их существование. Другое дело, что к этой мудрости приходят единицы. И, соответственно, единицы приходят к красивой, излучающей свет старости.

Все мы, в основном, двоечники и, к сожалению, не выполняем свои задачи и не проходим все те уроки, которые должны пройти. Именно поэтому, большинство стариков – это недовольные жизнью, брюзжащие и тяжело болеющие люди, и зачастую их болезни – это, так же, как и у детей, просто способ привлечь к себе внимание. Наверно, все мы хотим быть красивыми и мудрыми стариками. А для этого, в каждой отдельный момент времени надо правильно пройти испытание, которое ставит перед нами жизнь. Отнестись к нему как к благу, которое позволит нам сделать шаг вперед или вверх.

Болезни – это тоже испытания, или страдания, пройдя через которые мы можем развиваться. Чтобы болезнь стала помощником, надо для начала признать, что она у нас есть. Практически все люди испытывают страх или стыд по отношению к своим болезням, поэтому пытаются создать видимость того, что они здоровы, или заглушить болезнь таблетками, чтобы ее как бы не было. Этот страх и стыд по отношению к болезням мешают нам признать их существование (так же, как и страх или стыд по отношению к нашим собственным мучительным или низким чувствам), и, соответственно, работать с ними. Ведь если болезни нет, то с чем работать? Таким образом, начать нужно с признания того, что болезнь есть, дальше должно появиться желание что-то с этой болезнью сделать (это желание далеко не естественно, многим людям «удобно» болеть), далее найти выход, путь излечения, и самое последнее – пройти этот путь. В таком случае эта болезнь, как и любое другое жизненное испытание, сделает нас увереннее, сильнее, мудрее, спокойнее. И мечта стать когда-то в очень отдаленном будущем красивым, мудрым и светлым стариком станет на один шаг ближе.

Вперше опубліковано в електронному журналі «Дитина» №3, 2015