С Романом Чернявским – главой Родительского Совета и Администратором от родителей Вальдорфских классов СЗШ 195 мы встретились прямо в школе. Говорили о радостях и трудностях Вальдорфа в Украине, о проблемах и перспективах киевской школы «София», о решении наболевших вопросов, о спонсорах, о мечтах, и, конечно, о наших детях. Ведь все это – ради них.

– Роман, как долго вы находитесь в управлении вальдорфских классов школы «София»?

– В управлении вальдорфской школой я уже 6 лет. Я прошел путь от активного родителя до администратора школой. И сейчас подал свою кандидатуру в Совет (Раду) Школы София. Первые три года это было участие в работе родительского актива. Тогда еще не было Совета школы, а был родительский актив. Мы круглый год собирались с активными родителями, и каждый вторник обсуждали, решали вопросы хозяйственного, административного и поиска спонсоров.

Потом в какой-то момент школа осознала, что ей нужно выстроить вертикали и горизонтали с точки зрения управления, и появилось полностью разведение функций и обязанностей: Совет школы, педагогическая коллегия и Родительский Совет. Совет школы отвечает за стратегические вопросы. Педагогическая коллегия – сейчас занимается исключительно педагогическими вопросами и педагогически-административными. Также в педколлегии выделился малый круг, потому что школа уже выросла.

В школе на данный момент 444 ребенка и порядка 40 учителей. Мы поняли, что коллегия не может принимать все решения, сидя в круге из 70 человек. Поэтому  был создан малый круг, из 18 человек. Так нужные решения принимать эффективнее. Отдельно есть Родительский Совет (Батьківська Рада) – это родители, делегированные представители от класса, они занимаются информированием и работой в рабочих группах по питанию, по строительству забора, по собеседованию с новыми семьями, по организации праздников и тд. И самый главный орган управления – это Совет школы, на него возложены стратегические задачи. В том числе, подготовка и разработка стратегии школы на пять-десять лет, переговоры,  в том числе другими украинскими и Европейскими школами ит.д.

– Такое разделение принято во всех вальдорфских учебных заведениях? Какова ваша роль в этой структуре?

– Во всех вальдофских школах есть такое понятие, как управляющий школы. В немецких школах это называется гешефтфюрер. Фактически, это директор со всеми функциональными обязанностями, но без права вмешиваться в педагогический процесс. Такой директор-хозяйственник.

В Украине в государственных школах немного другая система, потому что у нас государственная школа, только часть параллелей – это вальдофские классы. Всей школой управляет директор. Если брать 18 вальдорфских классов, то в последние 3 года администрированием от родителей занимаюсь я.

– Что удалось сделать за это время?

– 7 лет назад, когда мы пришли в эту школу, это была типичная страшная постсоветская школа, она была в упадке. Тут было порядка 200 детей. Ее готовили на закрытие. В принципе, приход вальдорфских классов спас эту школу от закрытия.

Как вы знаете, раньше вальдорфская школа «София» находилась на ул. Тампере, позже на пр-те Мира, потом школа выросла до 150 человек. Наши дети уже не вмещались в эти помещения, и нужно было новое здание. Так мы переехали сюда.

Так вот, когда мы попали в помещение средней общеобразовательной школы №195, она была в тяжёлом положении. Первый этаж практически не работал, работал второй этаж, третий чуть-чуть, четвертый тоже не работал, там вообще институт Гринченко был. Вокруг были страшные стены, покрашенные масляной краской. Отсутствовала электричество в части классов, проводка, в коридоре не было света. Такой был, одним словом, «занепад».

Придя сюда, мы потихоньку начали помещения реконструировать, так сказать «овальдорфивать». Отремонтировали холл, он был такой «советский», на стенах было какое-то коричневое ДСП. Мы постарались отказаться от квадратных стен и сделать органические формы. И так как в школе было темновато, мы стремились снять лишние шторы, дать максимально светлую краску на стены. Сделать максимально белый потолок, чтобы помещения были легкими. В кабинетах старались везде менять пол на деревянный. Сейчас почти во всех классах есть деревянные панели на стенах. Также недавно мы полностью переделали учительскую.

– Сложно было занять третий этаж?

– Да, это были бесконечно долгие переговоры, чтобы мы смогли заселиться с классами на третий этаж. Сейчас все кабинеты там заняты вальдорфскими классами. С точки зрения цифр, спустя 7 лет в школе учится чуть больше 800 учеников. За это время школа выросла почти в три раза. Половину первого этажа, полностью третий и четвертый этажи занимает вальдорфская часть. На втором – общеобразовательные классы и один наш класс эвритмии.

Для нас было важно развести вальдорфские и общеобразовательные классы по разным этажам. Потому, что, откровенно говоря, случались некоторые недопонимания и столкновения, были нюансы в самом начале. Как вы понимаете, то, что нормально для вальдорфских классов, возможно, воспринимается странно для общеобразовательных. И наоборот. Сейчас мы не пересекаемся и друг другу не мешаем.

– Не только внутри здания, я вижу, что и снаружи во дворе ведутся какие-то работы?

– Несмотря на то, что на данный момент мы не можем добавить в официальное название школы слово «Вальдорфская», мы пытались в интерьере и экстерьере всеми силами показать, что вальдорфская школа здесь находится. С левой части здания теперь видно все наши детские площадки, мурал «Вальдорф 100» на стене – это видимая часть педагогики. Потому что до этого, подходя к школе снаружи, невозможно было увидеть, что здесь есть вальдорфские классы. За эти три года мы постарались сделать зрительно и видимо, что эта школа – вальдорфская. Например, с октября 2018 по апрель 2019 нам с родителями удалось построить амфитеатр на 60 мест во дворе школы.

– Как происходит коммуникация между вальдорфской частью школы и администрацией СЗШ 195, которая в свою очередь подчиняется районному управлению образования и соответственно МОНу?

– Такая ситуация не во всех государственных вальдорфских школах Украины. Государственные вальдорфские школы есть в Днепре и Кривом Роге, у них  вальдорфский директор, они более свободны в своих действиях. У нас директор и администрация из общеобразовательной системы, нам сложнее. Но благодаря поддержке министерства, депутатов, и районного управления образования, мы стараемся находить консенсус по многим вопросам.  Директор доверяет педагогам и нашим завучам в педагогических процессах. И это здорово, что сейчас в школе работает завучем вальдорфских классов кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник академии пед наук и сопредседатель Ассоциации вальдорфских инициатив в Украине Елена Мезенцева.

Естественно, учителя и завучи выполняют всё, что относится к документообороту: ведутся журналы, запоняются табеля, распределяется нагрузка и т.д.  

– Правда ли, что нынешний директор хочет сохранить статус лицея и добрать детей в старшие классы?

– Как любой директор, Оксана Николаевна хочет развивать лицейное направление. А задача стратегического органа Совета (Рады) школы – выработать стратегию развития вальдорфских классов на ближайшие 5-10 лет.

Летом прошлого года, например, мы даже организовали поездку директора и завуча в Берлинскую вальдорфскую школу. Я ездил с ними и показал, как работают европейские вальдорфские школы, какой-то процесс налаживания сотрудничества пошел.

– Но в принципе, контакт есть?

– Да, конечно, контакт сейчас намного лучше. Ведь когда выбирался новый директор, была встреча общеобразовательного и вальдорфского актива, мы были все вместе на защите директоров и какие-то важные вещи проговорили для всей школы. В рамках этих договоренностей мы и движемся.

Мы договорились о том, что директор развивает две параллели одновременно. Не отдает предпочтение ни общеобразовательной, ни вальдорфской. В первый год это соблюдалось, во второй год немного хуже. Однозначно, что необходимы встречи родительских активов школы с директором.

А кто из вальдорфцев коммуницирует с директором и администрацией СЗШ 195?

– Сейчас директор взаимодействует по педагогическим вопросам – с нашим завучем, по родительским, административным и хозяйственным вопросам – со мной.

У нас есть Совет школы, в который входят 2 учителя, 2 родителя, это главный орган управления школы, он берёт на себе стратегическую коммуникационную функцию в общении с депутатами, министерством, районом и городом. На этих встречах могут выбираться приоритеты и направления.

 

Продолжение читайте здесь