Каждый человек представляет собой парадоксальное и противоречивое существо. Он любит и ценит своё одиночество и изолированность от других людей, но при этом не может существовать долгое время без общества и общения с другими. В течение всей жизни каждый из нас пытается найти равновесие между личным и общественным, эгоизмом и альтруизмом. Можно обратить внимание на отельного человека и увидеть, что он является растущим и развивающимся организмом, в котором идут постоянные и непрерывные процессы – биение сердца, дыхание, деление клеток и др.

Можно обнаружить, что в обществе тоже идут постоянные процессы – борьба идей, рождение детей и смерть стариков, эмиграция и иммиграция в страну и многое другое. Общество состоит из отдельных людей, которые создают семьи, рабочие коллективы, братства, партии, общественные организации. Поэтому правомерно попытаться сравнить те процессы, которые происходят в организме отдельного человека с процессами, происходящими в обществе. Если человека воспринимают как “винтик” в социальном организме, тогда социальный организм быстро превращается в социальный механизм, в котором нет места человеческому, живому.

Рудольф Штайнер в цикле лекций “Оккультная физиология” (GA128) указывает на то, что “в системе крови оправдано видеть образ Я, а в нервной системе – образ астрального тела. Систему желез можно считать выражением эфирного тела, а процесс питания и перемещения веществ – проявлением физического тела”. Кровь – наиболее внутреннее, что есть в человеке, она не должна вытекать беспрепятственно. Нервы уже немного открываются наружу для восприятия внешнего мира, но ничего не противопоставляют ему. Наши железы отвечают на воздействия внешнего мира своими выделениями – слюной, потом, соками. А в питании происходит самое глубокое взаимодействие с внешним миром – преобразование, метаморфоза пищи и извлечение из неё самого ценного.

Попытаемся соотнести те процессы, которые происходят внутри каждого Человека, с процессами, происходящими в обществе. В жизни общества появляется нечто, имеющее смысл только в обществе и бессмысленное для отдельного человека. Например, деньги или власть над другими людьми.

Для единственного человека, живущего на необитаемом острове, ни одно, ни другое не имеет смысла. Что же в обществе соответствует Я отдельного человека? Это деньги, которые не зря называются “кровью экономики”. Не случайно говорят о финансовых потоках, о текущем счёте в банке, о финансовых пожертвованиях. Деньги обязаны течь, иначе возникает застой. Деньгами можно и нужно делиться с другими людьми, как донор делится своей кровью. Вся кровь проходит через сердце и преобразуется, если где-то в организме возникает тромб и кровь не может свободно течь, человек может умереть. Так и в социальном организме все деньги должны проходить через бухгалтерию организации, чтобы их течение могло быть прослежено. Как крови в каждом человеке не может быть больше или меньше, а столько ,сколько положено, так и денег в обществе (в организации) не должно быть слишком много или слишком мало. Если денег не хватает, жизнь общества хиреет, развитие становится проблематичным. Если денег в изобилии, они обесцениваются, растёт инфляция, и нормальное развитие тоже становится невозможным.

Что в обществе соответствует астральному телу в человеке? Информация и различные средства массовой информации. Благодаря нервной системе вся информация о внутренней жизни организма и внешних воздействиях поступает в головной и спинной мозг для последующего реагирования. Благодаря информации общество, социальный организм – становится не абстрактным понятием, а реальностью. Зрелое гражданское общество невозможно без правдивой и своевременной информации и вытекающих из этой информации конкретных действий. В любой организации есть информация о внутренней жизни этой организации и информация о внешнем мире. Любая организация пытается найти баланс между внутренней закрытостью, корпоративной солидарностью, и внешней открытостью, желанием рассказать о себе всем остальным.

Человек может реагировать на внешнее воздействие рефлекторно, спинным мозгом, а может выдавать более-менее сознательную реакцию. В социальном организме также возможны как массовый психоз, истерия, паника, так и проявления зрелого гражданского общества. Отсутствие своевременной и правдивой информации ведёт к социальным взрывам. И, наоборот, социальный мир – результат доступной для каждого члена общества информации и её осмысления.

В человеке есть система желез, которые выделяют ферменты, соки, способствующие перевариванию пищи. В социальном организме есть власть, которая принимает законы, обеспечивает справедливость и следит за исполнением своих законов. Эфирное тело отдельного человека может ослабеть, тогда появляются проблемы с пищеварением. В социальном организме власть тоже может стать слабой. Тогда её законы перестают действовать, она лишается уважения граждан, её меняют либо мирным путём, либо в результате переворота или революции.

И, наконец, физическое тело человека можно сопоставить с уставом, сводом законов, которые действуют в социальном организме. “У него такая конституция”, – так говорят о физическом теле человека. У каждого государства тоже есть своя Конституция или свод законов. У человека есть голова, ноги, руки, туловище, которые собраны в единое физическое тело. У государства или организации всегда есть свой устав, который регламентирует права и обязанности граждан или членов организации.

Власть может меняться множество раз, но Конституция остаётся неизменной. Если бы каждый новый президент или монарх принимал новую Конституцию, нормальная жизнь общества стала бы невозможной. Если меняется Конституция, то возникает другое государство, старая Конституция перестаёт действовать вместе со старым государством. Например, после распада СССР в бывших республиках были приняты новые Конституции. Так же происходит и в организациях – новый устав отменяет старый и утверждает новую организацию.

В жизни отдельного человека ритмично чередуются сон и бодрствование. Во время сна астральное тело и Я покидают эфирное и физическое тело. Не происходит ли нечто подобное и в социальном организме? Если социальный организм “бодрствует”, то деньги и информация оказывают влияние на те законы, которые принимает власть. Это иллюзия – считать, что законы принимает народ. Даже в самой демократической стране законы пишут юристы, а принимают депутаты, редко задумываясь о последствиях законов. Если социальный организм “спит”, то власть и её законы существуют отдельно от денег и информации. Более того, часто власть пытается управлять финансовыми потоками и ограничивать доступ к правдивой информации. Происходит неправомерное вмешательство государства в сферу экономики и свободной духовной жизни.

 

Этапы развития общества

В истории человечества был период, когда ещё не было денег и средств массовой информации. Если исследовать жизнь какого-то первобытного племени на острове, то можно обнаружить, что оно живёт в гармонии с природой. В нём уже есть вождь, но ещё нет чётких представлений о жизни других племён на далёких островах. У племени есть ритуалы, мифы, какие-то представления о мире, но ещё нет письменности, исторического сознания, торговли и финансовых расчётов. Такую жизнь правомерно назвать растительной жизнью. Всё возникает из природы и растворяется в ней. Так живёт не только первобытное племя, но и … дети в дошкольном возрасте, в состоянии, близком к райскому, когда астральное тело и Я, в очень слабой степени влияют на эфирное и физическое тело.

Следующая стадия развития связана с появлением астрального тела и началом товарного обмена между разными племенами. Заканчивается растительная и начинается животная жизнь.Человек испытывает различные душевные состояния, встречает разных людей, подвергается всяким влияниям. А в социальном организме происходят встречи разных племён, возникает торговля и обмен ценностями. Одно племя замечает другое, одно государство обнаруживает рядом другое и начинаются войны, захваты территории, потом заключаются мирные соглашения, появляются деньги. Как универсальное средство обмена, налаживается международная торговля.

Первые деньги появляются в начале греко-латинской эпохи в Лидии в 8 в. до н.э. Они представляют собой монеты, на которых изображён князь, царь или император. Таким способом демонстрируется связь между деньгами и носителем власти. Сила индивидуальности, Я , материализуется в деньгах. До сих пор во многих странах на банкнотах можно увидеть портреты королей, президентов, деятелей науки и культуры. Постепенно деньги становятся средством власти, с их помощью одни люди подчиняют себе других, покупают их полностью или частично. Во времена крепостного права в России можно было купить за деньги людей – вспомним “Мёртвые души ” Гоголя – даже без их согласия. Сейчас, в начале 20 века покупают интеллект, рабочую силу, голоса людей на выборах. Власть денег по-прежнему очень сильна, но отдельным людям становится уже стыдно откровенно продаваться за деньги, работать только ради денег, ставить деньги на первое место в иерархии ценностей. Начинает развиваться благотворительность. Люди и организации учатся жертвовать свои деньги нуждающимся, как донор жертвует свою кровь.

Штайнер неоднократно указывал на новое пришествие Христа в эфирном теле, которое начнётся с 30-ых годов 20 века. Что он имел в виду? Идёт ли речь о воздействии эфирного тела Христа на отдельного человека или о действии Христа в социальной жизни? История свидетельствует, что во второй половине 20 века силы Христа начинают действовать в социальной жизни, до этого социальная жизнь ещё не была христианизирована, люди верили в Христа почти 2 тысячи лет, но не знали, как построить совместную христианскую жизнь. Наряду с христианством существовало рабство, крепостное право, уничтожение одних христиан другими, непримиримая борьба между конфессиями. Если сопоставить эфирное тело отдельного человека с принципом власти в социальном организме, то можно предположить, что основной проблемой, которую предстоит решить в ближайшем будущем, является проблема власти.

До сих пор практически в любой организации существуют начальники и подчинённые, есть власть одного человека над другим, потому что многие к этому привыкли и не представляют себе другого типа отношений между людьми. Но возможны  и другие отношения, отношения братства, когда начальник не стесняется советоваться с подчинёнными, а подчинённые готовы по-человечески поддержать своего начальника в трудной ситуации. Тогда отношения начальник – подчинённый не отменяют человеческие отношения и не превращаются в формальные. Тогда руководитель понимает, что стал таковым не благодаря своим особенным заслугам и качествам, а благодаря доверию людей, его избравших, для служения интересам общества. А подчинённый перестаёт испытывать страх перед начальником и льстить ему, а говорит с ним как равный с равным в своём человеческом достоинстве. Начальником ты можешь и не быть, причём уже завтра, а человеком быть обязан. Тогда становится возможным творческое сотрудничество и взаимное уважение достойных людей. Если человек владеет собой в полной мере, он не ищет власти над другими, а действует на них своим моральным примером, не нарушая их свободы. Иисус Христос владел собой в полной мере и привлекал учеников и простых людей не деньгами, не обещанием власти и славы, даже не чудесами, а смирением, мудростью и любовью.