Петер Гуттенхофер уже много лет работает вальдорфским учителем в Касселе (Германия), является основателем и ведущим семинаров для учителей и много лет путешествует по всему миру, обучая и вдохновляя педагогов на создание вальдорфских школ.
Петер открыл свою лекцию в Киеве историей о том, как в 1990-е годы он поехал в Африку и познакомился там с необычной, «просто фантастической» учительницей, которая занималась с детьми под открытым небом, не имея помещения для школы и ничего не зная об антропософии. Ее класс представлял собой дерево с прикрепленной на нем доской для письма. Она рассказывала ученикам истории, пела и танцевала. Она просто любила детей.
С тех пор прошло 25 лет, и на том месте в Африке теперь стоит четыре школьных здания и работает много учителей. Эти люди не читают «Философию свободы», и тем не менее, они – хорошие педагоги.
20-летний племянник Петера со своей подругой также собрались в Африку – в Малави, – желая заняться образованием местных детей. Они с Петером долго обсуждали, чему можно и нужно научить людей в стране, где очень высокий процент безработицы, а главная цель молодых людей – уехать подальше, в Европу. В конце беседы никто из них уже не мог с точностью сказать, что же такое «образование».
И сейчас этим вопросом задаются многие педагоги, так как кризис образовательной системы очевиден. Современная школа, по сути, является существом страха. Боятся не только дети, но и учителя, боятся родители, и государство тоже боится, поэтому существуют экзамены.
Что же такое образование на самом деле? Для чего приходят дети в этот мир? Чему они должны научиться?
Отвечая на эти вопросы, Петер говорит, что первое, чему стоит учить детей – это любить землю. Иначе пришлось бы им сказать: «Оставайтесь на небесах, там ведь лучше, зачем вам идти на эту ужасную землю». А что происходит сейчас? Люди не хотят жить на земле. Получая больше свободы и возможностей облегчить себе жизнь, человек выбирает город. Села опустошаются. По статистике, 100 лет назад в Германии, во время основания первой вальдорфской школы, 90% населения жило в деревнях. Сегодня эта цифра составляет уже 3%. Мы живем в городах и покупаем воду. Это бизнес. На очереди воздух. И мы точно знаем, что если наши дети будут мыслить так же, как мы сейчас, то в будущем мир придет к катастрофе. Кто будет преподавать в школах? Учителя, которых порождает система, непригодны для будущего.
По словам Петера, у нас уже есть готовый ответ на вопрос «Что делать?» – Нужно дать возможность ребенку встретится с Миром: с землей, животными, растениями и людьми. Идеальным местом для этого могла бы быть крестьянская усадьба. А это не только природа, но и культура. Как работает растение с почвой, как взаимодействуют и сотрудничают люди с растениями и животными?.. Кто может жить в этой усадьбе? Крестьянин, ремесленник, художник, врач, священник… И они все могут сотрудничать. Это общество будущего. И там должна быть школа будущего. Кто же будет учителем в этой школе? Крестьянин, ремесленник, художник, врач, домохозяин. Это люди, которые пишут и даже читают, и считать они умеют: сколько получится сыра, сколько нужно кормов, все на практике.
Такая школа может быть только маленькой.
Итак, чему же должны научиться современные дети? – Любви к Земле, взаимодействию с природными царствами и стихиями, пониманию смысла жизни и того, что есть другие люди, имеющие право развиваться по-своему. И задача современной педагогики как раз и состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться этим вещам и дать ему возможность справиться с вызовами будущего.
педагогіка
Чему должны научиться дети сегодня, чтобы пережить вызовы 2050 года
Обзор лекции, прочитанной 1 мая 2019 года в Киеве на вальдорфском педагогическом семинаре