Каждый, кто вступает в контакт с вальдорфской педагогикой, несомненно, заметит, как это прекрасно: очаровательные натуральные игрушки и «вкусные» столы сезонов в детском саду, невероятные рисунки на доске в каждом классе. В вальдорфской школе можно насладиться удивительными детскими художественными творениями – живописные картины и рисунки, трикотажные куклы и вязаные животные, плетеные корзины, фигурки, слепленные из пчелиного воска и вырезанные из дерева.

Впечатляют музыка, которую исполняют дети на флейте и других инструментах, их пение и замечательные пьесы, которые ставит каждый класс. Мало кого оставят равнодушным сделанные самими учениками эпохальные тетради, иллюстрирующие все богатство учебной программы вальдорфской школы. И, конечно, нельзя не заметить счастливые лица детей в вальдорфской школе.

Но неизменно возникает вопрос о том, как и когда дети учатся читать. В современном обществе настолько растет беспокойство по поводу ухудшения навыков и падения культуры чтения у детей, что вдруг все чудеса и красоты вальдорфской педагогики меркнут перед вопросом чтения. «В вальдорфской школе принят отложенный подход к чтению, – говорят люди, – вальдорфских учеников не учат читать в первом классе, как в других школах».

Как мама четырех вальдорфских учеников, я часто слышала подобные замечания, и всякий раз это вызывает во мне бурю протеста. Хочется кричать: «Посмотрите же глубже! В чтении заложено намного больше, чем кажется на первый взгляд».

Обычно о чтении думают, что это способность распознавать конфигурацию букв на странице и произносить слова и предложения, представленные там. Это механическая внешняя активность чтения, которую легко увидеть. Так, когда говорят об обучении детей читать, имеют в виду умение декодировать символы, которые стоят за звуками и словами.

Несколько лет я преподавала в обычных школах, использующих стандартный подход в обучении чтению. В детском саду дети в возрасте 4 лет и 8 месяцев должны запомнить алфавит, набор абстрактных символов, а также изучить звуки, которые ими выражаются. Этот сухой и абстрактный процесс, называемый готовностью к чтению, чужд самой природе маленьких детей.

В начальных классах дети продолжают работать над внешним механическим аспектом чтения. Ученики проводят длительные периоды времени, читая простые тексты, которые соответствуют уровню их способности декодирования. В хрестоматии и учебники включаются адаптированные рассказы, написанные упрощенным языком, с ограниченным словарным запасом и простой структурой предложения.

Мало что здесь может зажечь воображение ребенка, вызвать его удивление и восхищение красотой и разнообразием языка.

Ко времени, когда мои ученики достигали пятого и шестого классов, все они были способны декодировать слова на странице с разной степенью текучести. Некоторые из них даже хорошо читали, но для многих слова и предложения не складывались в единое целое. У них были проблемы с пониманием или запоминанием того, что они читают. На первый взгляд казалось, что эти дети читают, но с таким ограниченным пониманием, что вряд ли это можно было назвать чтением.

Очевидно, что чтение – это нечто намного большее, чем то, что встречает глаз! Для правильного вдумчивого чтения кроме поверхностного процесса декодирования слов на странице большое внимание надо уделять внутренней активности. Вальдорфские учителя называют это «вживанием в историю». Когда ребенок живет в истории, она формирует творческие внутренние образы, стоящие за словами. Способность образовывать ментальные образы, понимать придает смысл процессу чтения. Без этой способности ребенок вполне может быть способен декодировать слова на странице, но все же он останется функционально неграмотным.

Конечно, и невальдорфские учителя признают важность внутренней деятельности чтения. Они относят это к навыкам понимания прочитанного. В средней и старшей школе огромные усилия тратятся на попытку расширить словарный запас учеников и работу на понимание. И это оказывается трудной задачей во многом потому, что чтению изначально обучают без учета естественных способностей ребенка. Учителя в старших классах должны решать проблемы понимания прочитанного, а также иметь дело с огромной антипатией, которую испытывают к чтению дети, столкнувшиеся с трудностями в нем.

Очень трудно научить учеников 5-го или 6-го класса, которые имеют проблемы с пониманием прочитанного, создавать мысленные образы. Кажется, что эта внутренняя способность во многих из них не была должным образом развита. А вот дошкольники и дети младших классов беспрепятственно и естественно постоянно заняты созданием творческих внутренних образов. Они любят слушать истории и фактически живут в области визуального воображения, в образах. Как трагично, что в большинстве детских садов и начальных классах ученики отвлекаются от развития и укрепления этой внутренней способности, столь необходимой для истинного чтения, в пользу изучения сухих абстрактных символов и навыков декодирования. То же самое можно сказать и о словарном обогащении.

Все знают, как легко дети младшего возраста развивают чувство языка и насколько быстро и бессознательно растет их словарь. Они слышат новые слова в рассказах и беседах и как-то осознают их смысл. Они могут быть не в состоянии давать словарные определения, но так или иначе новые слова встраиваются в образы, проходящие через душу ребенка, когда он слышит истории.

Как жаль, что в младших классах большинство детей не встречается с богатым сложным языком просто потому, что такой язык не совместим с их ограниченными навыками декодирования. Как раз в то время, когда их души наиболее открыты для усвоения языка, они работают с искусственно ограниченным школьным словарем! Конечно, пополнение словарного запаса – это непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всех школьных лет и далее. Но намного легче детям старшего возраста узнавать новые слова, если они уже имеют хорошо развитое чувство языка и большой запас слов и мысленных образов, на которые можно опереться.

Очевидно, что растущая проблема неграмотности в мире вовсе не вызвана отсутствием технических навыков декодирования. Для большинства детей с недостатками чтения это кризис именно в понимании, кризис, который в значительной степени вызван ранним введением абстрактных навыков декодирования и игнорированием мощных инструментов воображения и художественной деятельности, которые являются естественными для обучения детей младшего школьного возраста. И как ни странно, единственное лекарство, которое может предложить современная школа, – это продолжать и дальше работать над повышением уровня навыков декодирования, что только усугубляет проблему.

Обычный метод обучения чтению должен быть вывернут наизнанку, чтобы использовать естественные развивающиеся возможности для обучения. И это именно то, что происходит в вальдорфской школе. В первый же день в детском саду ребенок в вальдорфской школе начинает учиться читать. Правда, это не технический, сухой, внешний аспект. Вместо этого дети занимаются гораздо более важным, внутренним аспектом чтения.

Обладая знанием о развитии ребенка, вальдорфский учитель начинает обучение чтению, опираясь на чувство языка ребенка и всемерно заботясь о внутренней способности формирования мысленных образов. В классе постоянно используется яркие словесные образы и богатый язык. В рассказывании сказок и историй всегда употребляется богатый словарный запас и сложные структуры предложений. Дети поют и читают огромное количество песен и стихов, многие из них учат наизусть. Они живут в мире воображения, создавая внутренние образы и совершенно не осознавая, что при этом развиваются наиболее важные способности, необходимые для понимания прочитанного, для чтения с пониманием. Они учатся естественно и радостно.

Образные истории, песни и стихи не заканчиваются в детском саду. Рудольф Штайнер указывает, что дети в возрасте от 7 до 14 лет обладают как наивысшей способностью даром фантазии. Поэтому лучше всего они познают то, что пленяет их воображение. В своем цикле лекций «Педагогика, основанная на познании человека» (ПСС 311) Штайнер говорит следующее: «Мы должны избегать прямого подхода к обычным буквам алфавита, которые используются в письменной и печатной форме цивилизованным человеком. Скорее мы должны провести ребенка ярким и творческим путем через различные этапы, которые человек прошел в истории цивилизации».

Мои собственные дети испытали радость изучения букв алфавита через образные истории, каждую из которых сопровождал живописный рисунок-образ. Буква «К», например, может быть введена в сопровождении чудесной истории о короле. Тогда учитель может нарисовать рисунок короля, стоящего в позе, похожей на букву «К». Этот процесс погружает нас в способ письменности древнего человека и придает нашим современным абстрактным символам реальные и живые качества, с которыми дети могут войти в отношения. Несмотря на то, что на такое изучение алфавита уходил целый год, детям никогда не было скучно. Они жили в своей фантазии, насыщаясь непосредственно из источника художественных образов. На самом деле они освоили навыки понимания прочитанного задолго до того, как узнали декодирование. Удивительно, но вальдорфские дети научаются изначально самому сложному, даже не зная его! Они живут в историях, создают внутренние образы и понимают слова. Затем наступает самая легкая часть – обретение умения декодировать буквы, которые уже совсем не так абстрактны и неизвестны, и умения читать печатное слово.

Итак, первая книга, которую моя дочь Анна прочитала после того как «наконец окончательно научилась читать», была не какой-нибудь скучной хрестоматией, а прекрасной прозой Элвина Брукса Уайта «Паутина Шарлотты». Действительно, она научилась декодировать буквы позднее, чем многие из ее одногодок из государственных школ, но читать бегло, с пониманием и удовольствием она научилась гораздо раньше, чем большинство из них. Взгляните на сложные романы и стихи, которые изучают в старших классах вальдорфской школы. Посмотрите на пьесы Шекспира, которые ставят в 8-м классе, и вы увидите очевидную мудрость в подходе к обучению чтению в вальдорфской школе.

Работая с истинным познанием человека, истинным пониманием этапов развития ребенка, вальдорфский учитель способен воспитывать детей таким образом, что позволяет им расцвести с радостью. Как сказал Рудольф Штайнер, «в действительности дело обстоит так, что истинное знание о человеке расслабляет и освобождает внутреннюю жизнь души и вызывает улыбку на лице».

Впервые опубликовано в электронном журнале “Дитина Вальдорф+” №2, 2014р.