Жак Мольман и его жена Джил Мольман по нашей просьбе приезжают в Украину два раза в году для проведения семинара по антропософской психотерапии. Удивительным образом этот семинар собрал людей разных профессий: антропософских врачей, вальдорфских педагогов, лечебных педагогов и художественных терапевтов. Сложно было представить более подходящее время для подобного семинара. Вместе мы ищем понимание происходящих событий, пытаемся найти способы помощи людям, которые оказались сейчас в сложном положении.

В ноябре 2014 года темой семинара была здоровая социальная жизнь, проблемы трансгенерации, поколений, национальная история, накладывающая определенный отпечаток на людей, живущих на этой земле в трех поколениях.

Социальная жизнь в мире становится все тяжелее. На земле не осталось народа, который не имеет отношения к социальному беспокойству. Везде люди борются и везде есть попытки наладить мир. Везде говорят, как люди должны друг друга любить, как можно прийти к миру.

Не поняв по-настоящему, что такое социальная жизнь, нельзя понять, что такое мир в этом мире. Если социальная жизнь больна, то люди становятся душевно все более и более больными. Как душевные болезни связаны с социальной жизнью? В чем их причины?

Человек живет между светом и тьмой. Свет стремится сверху вниз, тьма поднимается вверх, посередине, в районе диафрагмы они смешиваются. Сверху стремятся ко мне идеалы, а снизу подступает желание выпить кофе. А посередине – социальная жизнь. Человек стоит между светом и тьмой, и баланс между светом и тьмой есть социальная жизнь. Это и есть ключ ко всем заболеваниям.

Слишком много тьмы, тяжести проявляется, например, в агрессии. Слишком много света, слишком много духа может привести к растворению. Вверху человек слишком светел, внизу – слишком темен, и то и то антисоциально. Социальность – это равновесие.

Рудольф Штайнер говорит о том, что человек ищет идеал в возрасте 14–21 лет. Он ищет его в учителе, во взрослых людях, в окружающих. Это попытка найти свой идеал, идеал, с которым человек пришел из духовного мира. Но если человек остается с этим идеалом, то он становится большим эгоистом (или террористом, готовым ради своего идеала погубить незнакомых ему людей).

Социальная жизнь, в свою очередь, очень связана с тем, смогли ли люди в молодости обрести духовное. Дух же обретают через идеалы. Но важно также найти дух во взрослом возрасте. А также важно видеть разницу: что есть юношеские идеалы и что есть идеалы, которые мы уже будучи взрослыми людьми сознательно вырабатываем в себе. Если юношеский идеализм связан с плодами предыдущих инкарнаций, то идеализм взрослого устремлен в будущее. Первый все еще связан с моим маленьким эгоистическим Я, второй – это уже не Я, но Христос во мне. Для здоровья общества очень важно, чтобы молодые люди имели свой юношеский идеализм. Но столь же важно, чтобы позже этот идеализм был разрушен и был найден идеализм взрослый.

Каждый человек должен самостоятельно найти свой взрослый идеал. Например, на Майдане можно было чувствовать, как в людях зажегся новый идеал. Там была не только тьма, но и свет, свет идеала. (Из этого родилась совершенно особенная социальная братская жизнь – самоорганизация.)

Когда в августе 2014 сбили Боинг, мы в Амстердаме узнали, что в нем погиб молодой учитель нашей вальдорфской школы, который летел в отпуск со своей подругой. Школа погрузилась во тьму, печаль и даже в агрессию… Как бог мог позволить этому случиться? Почему столько невинных людей погибли на украинской земле? Как пережить это гнетущее чувство?

Что я как психолог мог сделать? В эти дни школу заполнила тьма. Мы слушали беспомощные заявления политиков, которые изо всех сил старались обойти острые углы. Это не помогало.

И тут я стал рассказывать старшеклассникам и учителям о том, что говорил Штайнер о разнице между природной катастрофой (извержением вулкана или землетрясением) и человеческой, техногенной.

В природной катастрофе погибают люди, которые живут по соседству, в одном регионе, они знают друг друга, у них одни традиции, один язык. В самолете было 298 человек. Они не разговаривали на одном языке,

не знали друг друга, не были связаны соседством и культурными традициями.

В голландских газетах появился подробный список людей, погибших в этой катастрофе, и небольшое описание каждого. И тут я увидел, что там было невероятно много молодых людей, обладавших прекрасными идеалами, они все вместе были в этом самолете и вместе погибли. И когда я рассказал об этом ученикам, они почувствовали свет. Невероятное количество светлых духовных идеалов людей из разных стран, собранных вместе. И этот самолет падает в Украине, к тому же для того, чтобы вывезти тела, нужно много времени (опасно, стреляют).

Что же происходит, когда человек умирает? Освобождаются эфирные силы. Так много светлых эфирных сил осталось в этой местности – в Украине. А почему именно там?

Рудольф Штайнер говорил, что в 1914-1915 годах погибло много молодых людей и их молодые силы борются за то, чтобы здесь не возобладала тьма. Те молодые люди, что погибли в Первую мировую войну, и те, что погибли в самолете, погибли ради света. Они принесли в темную землю свет.

Так говорил я с учениками и учителями много раз, рассказывая о погибших людях.

Тогда ученики спросили: «Значит, это был не несчастный случай? Может, это была жертва? Почему же там все еще так темно?»

Мы неделю работали с учениками над тем, чтобы они могли увидеть и понять, каковы люди в Украине. Я рассказывал им о вас, о Майдане, о борьбе между Светом и Тьмой, которую вы пережили и переживаете. У них появился интерес к Украине. Я рассказывал им не только о тьме, но и о качестве света в вашей стране. И в школе произошло невероятное. Сначала в школе царила полная мгла, но чем больше мы говорили об идеалах погибших, об Украине, о взрослых идеалах Майдана, мир вокруг наполнялся светом. Состоялась невероятная связь, изменилась социальная жизнь в школе. Наступило осознание, что через эти события я связан со всем миром.

Вперше опубліковано в електронному журналі “Дитина Вальдорф+” №4, 2014.