Когда моему ребенку было три года, он не очень осознавал значения дня Рождения и не ожидал его. К четырем возникло желание разделить этот день с друзьями: собраться с ними и вместе поиграть.

К пяти годам ребенок уже с нетерпением ждал этот день: хотелось вместе покататься с горки, полакомиться пирогом, получить подарки.

Ниже я познакомлю вас с опытом проведения наших дней Рождения.

Хочу сразу подчеркнуть, что празднование Дня рождения вместе с аниматорами и в закрытых помещениях вызывает у меня внутренний протест. Наша локация — природа, свежий воздух (мы живем в холмистой зеленой части Киева – в окружении лесов и парков — Феофания, Пирогово, Голосеевский лес, Китаево).

Первое празднование в 4 года

Мой ребенок родился в феврале, в день его Рождения был снег и легкий мороз (–5ºC). Мы провели вместе с гостями два радостных часа в лесу.
За две недели до праздника мы пригласили наших гостей, оговорили wish-list (гарантия того, что к вам не попадут предметы, табуированные в семье, да и гостям будет проще с подбором подарков), попросили каждую семью взять с собой:

  • термос с чаем, который пьют в их семье, кружки;
  • сидушки;
  • ледянки, тарелки, сани (место холмистое, есть горки);
  • запасные варежки.

Предупредили, что будет только угощение (предварительно уточнив, есть ли у деток на что-либо пищевая реакция). Время для празднования выбрали утреннее.

Далее празднование может выглядеть следующим образом.

Гости встречаются, знакомятся друг с другом. Можно предложить, называя свое имя, рассказать и о своих увлечениях (например, одна девочка рассказала, что любит собирать ягоды с кустов). Очень важно гостей познакомить друг с другом, например посредством контактной игры, после которой можно отправляться в лесное путешествие.

Для этого подойдет игра, не предполагающая соревновательность. Мы играли в “Камінчик”. Тот, кто водит, ходит по центру живого круга и поет песенку «Я по полю йшла і камінчик я знайшла. Один біленький, один сіренький. Відгадай який у руці моїй». Желающие пробуют угадать, если угадали — меняются местами и продолжают водить напевая.

Для 4-х леток была заранее приготовлена конная упряжка (веревочка, связанная моей деткой в нашем саду на пальцах). Деткам, которым было некомфортно в упряжке, предложили открытые колокольчики, которые сопровождали нашу повозку. Повозка ехала, а мы напевали:

Еду я еду верхом на коне,
Не зная, что думает конь обо мне..
Я люблю свою лошадку,
и-го-го, и-го-го
Причешу ей шерстку гладко,
и-го-го, и-го-го
Гребешком приглажу хвостик,
и-го-го, и-го-го
И потом поеду в гости,
и-го-го, и-го-го!

Песенка закончилась, и лошадка приехала в лес.

Мы предложили нашим гостям угостить лесных птиц, раздав заранее подготовленные кормушки с зернышками. И, несмотря на февраль, некоторые дети развешивали кормушки впервые. Сколько радости и проявленной заботы! Дети разбежались в поисках того самого места, для своей кормушки. Развесили. Далее наша упряжка доехала до снежной горки. Родители раздали ледянки, тарелки, сани и в ближайшие полчаса дети были очень заняты.

Рельефы включают фантазию. порой достаточно прийти в место “включающее фантазию” и дети растворяються в игре. Фото из весеннейго проведения дня Рождения, где мы искали клад.

 

Спустя какое-то время созвали наших гостей в круг на чай, показали несколько пальчиковых игр, позвали пирог-каравай, задули свечи и раздали пирог. 

Ниже приведу 2 рецепта, которые оказались легки в приготовлении и вкусны. Отмечу также, что для праздников в лесу стоит разрезать угощение на кусочки заранее, лучше — дома.

Ремарка: подумайте, сможет ли ваш ребенок поделиться угощением. Возможно за несколько недель до праздника стоит время от времени печь точно такое же угощение, чтобы он насытился и не пожадничал. Неприятная история произошла с нашим другом на его дне рождения. Именинник не захотел делиться тортом, и праздник был подпорчен.
Поэтому перед самым первым днем рождения, чтобы избежать проявления ревности, я испекла своему ребенку «Зебру» и спросила, сможет ли он поделиться с друзьями, если бы мы праздновали сегодня. И только с третьей выпечки я услышала «да!».

После пирога настало время игр.
С одной из мам — наших гостей, обладающей хорошим голосом, мы заранее подготовили народную песню «Го-го-го Коза» и исполнили ее в два голоса.
Детям предложили быть «михоношею» (мальчику в красивой гуцульской тайстре с сопилочкою), «козой» (девочке в пуховом платке), «стрельцами». Дети играли, бегали, прыгали, а мы пели. Несколько кругов подряд. Самой востребованной была роль Козы.

Го-го-го коза го-го сірая го-го білая
Ой розxодися-розвеселися
По сьому двору по веселому!
Де коза xодить там жито родить
Де не буває там вилягає!
Де коза ногою там жито Копою
Де коза рогом там жито Стогом!
А в Михайлівці всі Хлопці-Стрільці
Стрелили Козу в правеє вушко
В правеє вушко в саме сердечко
Пуць Коза впала нежива стала
А Міxоноша бере дудочку
Надима Козі тай у жилочку!
Надулась жила Коза ожила!
Тай пішла Коза тай стрибаючи
Тай гасаючи своїx діточок тай шукаючи!

Затем пришло время подарков. Мы заранее оговорили, что обмен подарками будет в конце. Подарки запаковали и развесили на палочке. Очередность определяла песенка, наш папа играл в такую игру.

В один из кулачков прячется какая-нибудь маленькая вещица, например камешек, или пуговка. Далее стучим поочередно кулачками (здорово, когда дети могут повторить за вами), проговаривая стишок и отгадываем где что спрятано.

 

Сапожник, сапожник,
Где ты живешь,
Где ты сапожки для маленьких шьешь?
Где молоточком стучишь своим, где?
Где ты — в подвале?
Иль на чердаке?

За время игры и пальчики трудятся, и узнается новая игра, которую в будущем можно поиграть с маленькими друзьями.
Тому, кто отгадал — вручали ножницы и поочередно предлагали вслепую срезать себе подарок.
Внутрь мы вкладывали фетровых слонов, которых с ребенком нашили накануне, с мыслью о будущих гостях.
Гости, получив подарок, несли имениннику свой.
Затем наша упряжка вывезла гостей обратно из леса и мы попрощались.

Общее время празднования с играми, катаниям с горки, хороводами, угощениям, песнями и обменом подарками составило ровно 2 часа.

Празднование в 5 лет

Февраль. Снежно. Температура -1ºC.

В пять лет дети могут проходить достаточно большие расстояния, и мы предложили нашим гостям отправиться в небольшое путешествие по холмам Китаева (Киев, Голосеевский р-н), попросив заранее взять с собой рюкзачки, а в них термосы с чаем, сидушки для привалов, запасные варежки и льдянки.
У нас был намечен определенный план, но разный возраст детей-гостей (5–9 лет) внес свои коррективы.
И вместо запланированной прогулки по холмам, дети, завидев снежную горку, побежали кататься (достаточно продолжительно). Значит была потребность:)
Катались, катались, катались… «гномам» пришлось приложить немало усилий, дабы перенаправить детей в нужное нам русло -— найти развешанные на деревьях цветные ленты-метки и начать поход (дорогу надо было выискивать по этим лентам). 
Наш маршрут медленным шагом по холмам предполагал 20 минут ходьбы в одну сторону, но он превратился в забег. Дети буквально пробежали его минут за 10 минут, очень шустрые дети.
И в конце путешествия, на берегу третьего озера, их ждал домик-халабуда, а в ней Сказочница (одна из мам-гостей, с которой мы договорились заранее). Сказочница показала-рассказала сказку на коленках о дружбе. Именинница о сказке не знала, но охотно присоединилась в процессе и музицировала на калимбе.

 

На галявині у лісі
Равлик собі спочиває,
Вліво, вправо поглядає.

Тут до нього сірий зайчик прибігає
Любий равлик, годі спати,
Ну ж бо разом танцювати!
Ну ж бо разом танцювати!

Ні, не можу, любий друже,
Нині зайнятий я дуже,
Ти приходь вже восени…

Тканинки змінюються біле, червоне…

Літо краснеє променуло

Жовта тканинка

Осінь вже прийшла до нас.
На галявині у лісі
Равлик собі спочиває,
Вліво, вправо поглядає

Знову зайчик прибігає
Любий равлик, годі спати,
Ну ж бо разом танцювати!
Ну ж бо разом танцювати!

Ні, не можу, любий друже,
Нині зайнятий я дуже,
Ти приходь вже навесні…

Біла тканинка

Ось прийшла зима до лісу: 
Всі дерева стали білі..
Довго-довго йшла зима,
А за нею радісна весна

Зелена тканинка

На галявині у лісі
Равлик собі спочиває,
Знову зайчик прибігає

Любий равлик,
годі спати,
Ну ж бо разом танцювати!
Ні, не можу, любий друже,
Нині зайнятий я дуже

Зайчик довго не чекав,
він подружку відшукав

Удвох зайчики, двічи проказуючи:

І удвох вони співають,
і танцюють,
і іграють

І удвох вони співають,
і танцюють,
і іграють

Загорнути тканинки з персонажами.

Персонажи зайчики и улитка были сделаны из шерсти узелками-образами.

После пробежки и катаний мы угостили наших гостей заранее заготовленным зимним перекусом в фольге: изюмом, тыквенными семечками, морковкой, яблочной сушкой. (Свежие фрукты при –1ºC не очень подходящее угощение.)

У нас не было возможности подготовить подарки гостям вместе с деткой, поэтому гостям и имениннице в халабуде вручили тканевые узелки (внутри глиняные свистульки). Наша сказочница помогала имениннице срезать и раздать гостям.

Перекусили, почаевали. Искали еще место под костер, но специфика местности такова, что лес холмистый, красивый, а места под костер не нашли.

Далее нас ждал путь по подножиям холмов в обратном направлении, горки, льдянки, хоровод и пирог.

В 5-й день рождения мы попросили гостей, чтобы подаренные ими подарки были сделаны своими руками или совместно с родителями. Это подарки с мыслью о человеке, в них вкладывается душа, это совсем другое душевное движение, чем при выборе покупного.

Озвучивая эту просьбу, я не слишком надеялась на что-то особенное. Тем неожиданнее был эффект. До сих пор с улыбкой и внутренним теплом прохожу мимо сотканной на станке мальчиковыми руками сумочки, рисунка (красуется у нас на стене), слепленных, обожженных и покрытых глазурью чашечек, свалянной птички, сделанной из нитей лошадки, феечки из растений, нарисованной книги.

 

Больше всего удовольствия доставляют домашние развлечения, такие как кукольные представления, качество которых полностью определяются теми, кто организует праздник, а не компанией или рестораном, которые предоставляют помещение. Клоунов лучше избегать, так как они могут испугать чувствительных детей. Фокусники занимательны для детей старше восьми лет.

Действительно ли вы хотите развлечений подросткового уровня для наших маленьких? Не лучше ли оставить дискотеки на потом, когда они вырастут? Две матери рассказали о том, как на днях рождениях их детей гости наслаждались игрой в прятки в подвале. Чтобы доставить удовольствием детям этого возраста, требуется не так уж много.

Из книги «Да, я ищу ответы» Салли Швайцер 

 

Рецепты наших пирогов

 

Пирог «Зебра»

200 г цельнозерновой муки,
3 яйца,
200 мл домашнего йогурта или нежирной сметаны,
50 г сливочного масла,
1 ч. ложка растительного масла,
200 г сахара,
10 г ванильного сахара, либо щепотка ванилина,
3 ст. ложки порошка какао,
щепотка соли.
Шаг 1. Взбить яйца с сахаром, добавить йогурт (сметану), сливочное масло, перемешать.
Шаг 2: Соединить муку, соль, ванильный сахар (ванилин).
Шаг 3: Смешать жидкие и сухие компоненты. Перемешать до однородного состояния.
Шаг 4: Мы готовим в силиконовой форме, ее смазывать не нужно. Формы для выпекания из других материалов смазать растительным маслом.
Шаг 5: В центр формы вылить 3 ст. л. белого теста, затем сверху на него 3 ст. л. шоколадного. Заполнять форму, чередуя темное и светлое тесто.
Шаг 6: Выпекать 40 минут в разогретой до 180°С.духовке.
Шаг 7: Готовой «Зебре»дать 1–2 минуты немного остыть и достать из формы. Пирог эффектно смотрится в разрезанном на кусочки виде.

 

Морковный пирог

175 г сахара,
150 мл подсолнечного масла,
3 яйца,
100 г изюма,
40 г цедры апельсина,
175 г пшеничной муки,
1 ст. ложка молотая корицы,
½ ст. ложки молотого мускатного ореха,
1 ст. ложка соды,
2 ст. ложки апельсинового сока,
140 г моркови

Шаг 1. Разогреть духовку до 180°С., смазать маслом форму, выложить бумагу.
Шаг 2. Соединить сахар, масло и яйца. Слегка взбить, добавить цедру одного апельсина, тертую морковь и изюм.
Шаг 3. Смешать муку, соду (негашеную — вкуса соды не будет), специи и просеять в уже готовое тесто. Тесто должно быть почти что жидким.
Шаг 4. Выпекать при 180°С 30–40 минут.