Первый проект Благотворительной Организации «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД “СОФИЯ» – Украинского фонда социального финансирования инициатив из Антропософии: издание книги Жана-Пьера Карона “Деньги, деньги… этика” на украинском и русском языках идет к благополучному завершению-осуществлению. Книги издается в Издательстве “НАИРИ”

Вы еще можете стать участником проекта, внеся свою посильную лепту, сделав предзаказ  на книгу на русском языке или передзамовлення на книгу на украинском языке на этапе ее производства в типографии.  

Эта книга — первое издание недавно созданного в Украине благотворительного фонда «София». Она печатается одновременно на украинском и русском языках. Издание является результатом длительного развития «этических финансов», движения, возникшего в Европе в 70-х годах прошлого века и сегодня переживающего настоящий бум, импульсированный осознанием недостатков финансовой системы, направленной ​​исключительно на «зарабатывание денег на деньгах». Как сказал Оскар Уайльд, «ныне люди знают цену всему и ничего не ценят». Таким образом, недавняя история денег и финансов в Европе представляет особый интерес.

Автор отправляет нас в путешествие по истории, начинающееся в храмах Древней Греции. Ведь, как утверждается, именно там, задолго до времен Аристотеля, были изобретены первые деньги (в том смысле, в каком мы понимаем это в Европе). Аристотель был первым, кто охарактеризовал не только природу денег, но и осознал связанные с ними опасности и риски. С тех пор как граждане возвращали неизрасходованные деньги в храмы, и до нынешней безличной торговли мы становимся все более одержимыми финансированием или коммерциализацией денег и желанием оценить все. Даже наша альтруистическая благотворительность сегодня проходит через призму оценки влияния и социальной отдачи. Автор хронизует отделение денег от фиксированных обменных курсов и связанные с этим проблемы. Он опирается на труды австрийского философа Рудольфа Штайнера, рассматривая три типа денег: покупные, ссудные и подарочные, а также то, как экономика может стать склеротической, если денежное обращение иссякнет или, что более важно, будет направлено не в ту сторону, поскольку в последнее время в западных экономиках наблюдается его сокращение. Но это не просто исторический тур. Автор увлечен своими убеждениями и своим пониманием необходимости изменения парадигмы. Это порождено не желанием вернуть нас в Средневековье, а желанием понять, что пошло не так, определенным образом сместить задачу, чтобы молодые социальные банки, кооперативы и совместные предприятия могли встретиться лицом к лицу с проблемами, чтобы не повторять ошибок прошлого.

В главе о финансовом или этическом кризисе мы начинаем смотреть на вещи в перспективе. В 2007 году тогдашний глава Citigroup Чак Принс заявил Financial Times, что вечеринка в какой-то момент закончится, но ликвидности было так много, что хаос на рынке субстандартного ипотечного кредитования в США не помешает. «Когда музыка прекратится, с точки зрения ликвидности все будет сложно. Но пока играет музыка, надо танцевать; мы все еще танцуем» Вскоре после этого танцы прекратились, и Принс ушел, а убытки Citigroup по субстандартным кредитам составили 55 млрд долларов США. Сегодня некоторое поведение в индустрии финансовых услуг становится умеренным, но многое остается нескромно скрытым фиговыми листьями «зеленого камуфляжа», или гринвошинга или постоянным стремлением к кратковременной максимизации прибыли. Вопрос о роли этики в финансах, поднятый автором, вполне актуален для нашего времени. Жан-Пьер дает нам надежду. Он освещает идеи, сеет семена, указывает первые шаги, которые мы как граждане, кровно заинтересованные в результате, можем начать делать для достижения необходимого изменения парадигмы. «Капитализм не может справиться с дефицитом. Не существует экономической модели, которая учитывала бы ограниченность ресурсов…

Мы живем в ограниченном мире и должны начать думать о разработке альтернативных моделей, свидетельствующих, что это так и есть» (Программа Кембриджского университета Джереми Грэнтема по устойчивому лидерству). Автор является исследователем в разных аспектах, но это и практик, вооруженный длительным опытом. Он руководил в качестве администратора судьбой финансового общества La NEF с момента его создания в 1988 году. Ему, еще юному студенту, повезло: он управлял рождением этого общества в Ассоциации La NEF, существующей с 1979 года, и не прекращал нести в своем сознании эту настоящую социальную и финансовую инновацию, созданную вопреки предупреждениям Банка Франции «никогда не смешивать моральное с финансовым». Кстати, и это интересное историческое совпадение, лицензия La NEF буквально недавно была распространена и на краткосрочные операции. Он несет с собой это видение настоящих финансовых и социальных инноваций, созданных, если можно так выразиться, «вопреки разногласиям и корыстным интересам».

Жан-Пьер Карон, благодаря своим международным контактам и впредь поддерживает связь со всеми другими банками, активными в понимании банковских альтернатив, тем более что движение растет и структурируется с такими организациями, как INAISE или FEBEA в Европе, и GABV — Global Alliance for Banking on Values. Через 15 лет GABV поставил перед собой цель объединить настоящие «этические» банки и охватить миллиард людей во всем мире до 2020 года. Мы являемся тут свидетелями широкого гражданского движения, базирующегося на прочном фундаменте, с ценностями, полностью воплощенными на практике. С этим сочинением важно ознакомиться всем, но особенно тем из нас, кто стремится увидеть финансовую систему, которая служит людям и планете, а не неволит их. Это становится все более актуальным и для славянского мира… История Советского Союза показывает, что альтернатива такому способу ведения финансов неочевидна. Быть может, следует испытать «третий путь» и развить настоящую этику в постсоветских странах. Этот путь можно начать с изучения реальных качеств денег в сочетании с рождением гражданского общества (как в Европе 20 лет назад). Смена парадигмы может произойти только путем знакомства с новыми способами обращения с деньгами. И в этом, мы надеемся, Фонд «София» может стать одной из первых моделей – особенно в те времена, когда некоторые этические нормы поведения кажутся абсолютно необходимыми на всей планете. Жан-Пьер открыл завесу тайны над сложной темой – денег и сделал ее аспекты — будь то исторические, социальные, концептуальные или практические — понятными, предлагая нам иной способ понимания темы. Он направил свою мудрость на нашу пользу. Он задает трудные вопросы, утверждает, что деньги — это средство, а не самоцель, но прежде всего он предлагает каждому из нас идти по жизни по-своему, лучше осознавать последствия своих действий (особенно в отношении денег) и обогатить будущее новым чувством общности. Нам представилось важным принести эти идеи в страны, остававшиеся в стороне от эволюции, которую пережили Соединенные Штаты и Европа в XX веке.