«Глаза, сияющие как звезды, а руки и ноги — как лучи этого света». Фраза из тетради 4 класса о строении человека. В этот период детям в очень образном виде дают понять, насколько уникален человек по сравнению с животным миром, как его видимая «беспомощность» по сравнению со специализацией животных на самом деле оборачивается великими возможностями развития. И руки человеческие — это инструмент, олицетворяющий способность воплощать творческую мысль в мир физических феноменов.

Но насколько сегодня используется этот дар Божий — свободные руки человека? Что воплощается в жизнь современными детьми?

Вернувшись к основам педагогики, необходимо вспомнить о том, что происходит с ребенком в первые три года жизни. Первое — он осваивает движения, второе — он осваивает речь, третье — он начинает думать. И в основе всего лежит движение. Известно, что любое заболевание, в том числе душевное, сразу сказывается на движениях человека. Умение двигаться у людей развивается на протяжении всей жизни, человек может осваивать новые типы движений до бесконечности. Но особенно важна эта способность в детстве. Развитие тонкой моторики пальцев связано с формированием интеллекта, движения ног — со слухом, рук — со зрением. Можно смело сказать, что чем разнообразнее, гармоничнее движения ребенка — тем многостороннее развита его личность.

А теперь вернемся к быту. Я очень любила ходить в школу — отчасти и потому, что дома было много работы. Нужно было сидеть с маленькой сестричкой, убирать за ней, кормить. Порядок в моей комнате зависел только от меня, так же как и чистые воротнички на школьной форме и исправность одежды. Родители работали, поэтому завтраки, обеды и мытье посуды тоже входили в круг моих ежедневных обязанностей. А по субботам — «генеральная» уборка всей квартиры, потому что мама не успевала в достаточной мере делать это в будние дни. Когда родители проверяли уроки — это было скорее как похвала, знак внимания ко мне. И конечно же, если в моей комнате к субботе накапливался беспорядок, то я выслушивала долгие лекции о послевоенном детстве, о том, как надо было и за младшими детьми смотреть, и за огородом, и за коровой… И каким счастьем было для детей убежать в школу и отдохнуть там от тяжелого домашнего труда!

Счастьем или бедой стало для наших детей детство, лишенное всяких обязанностей? Все работы по дому достаточно плавно и незаметно спрятались в бытовую технику. Утюги, стриальные машины, пылесосы, швабры с отжимом облегчили нашу жизнь, свели затраты времени на хозяйство к минимальным. Ну зачем стирать свои вещи, если это тихо и незаметно сделает машина?

А когда дети все же берутся за какую-нибудь работу, их медлительность действует на взрослых очень раздражающе: «Скорее, скорее! Не трать время на ерунду!». Или — «Отойди, я быстрее сделаю это сама!». Таким образом городские дети постепенно отстранились от работы по дому.

В вальдорфском детском саду домашним работам уделяется очень много внимания. Дети подметают, убирают, стирают, моют посуду. Это помогает им осваивать новые типы движений, а значит, полноценно готовиться к школе. Ведь каждое освоенное движение сказывается на способности восприятия, на умении мыслить.

Но вот ребенок приходит в школу. И куда же девается этот мир, полный созидательной деятельности, совершенствования самого себя в работе руками? Отчасти он принимает другую форму. Перед ребенком теперь стоят другие задачи, уже более интеллектуального плана. Урок рукоделия и ремесла помогает развивать навыки труда, но заменяет ли он в полной мере то, что раньше было ежедневным кругом обязанностей ребенка? Наличие урока ремесла и рукоделия уже само по себе является благословением для школы, потому что на нем дети могут осваивать такие профессиональные движения и жесты, которых в повседневной жизни уже и не встретишь. Умение работать с деревом, глиной, шерстью, металлом — все, что раньше было широко представленным в городской жизни ремеслом, сейчас становится искусством и все глубже уходит в мастерские или еще дальше — в машины.

Но находит ли свое продолжение дома то, что ребенок получает в школе? К сожалению, как правило, нет. «Счастливое» детство сегодня — беззаботное, без обязанностей. И это приводит к тому, что даже малейшие школьные нагрузки воспринимаются как тяжелый труд, как непосильные обязательства. Отсутствие домашнего труда и связанная с этим леность приводят к лености в мышлении, неспособности действовать творчески. Странная взаимосвязь, но на практике она очевидна. Чем меньше у ребенка домашних обязанностей (казалось бы — больше времени для творческой работы), тем тяжелее ему учиться. И наоборот, чем больше ребенок помогает своей семье, тем живее и веселее его глаза, тем с большей охотой и интересом он осваивает все новое.

В конце басен обычно стоит фраза: «и мораль сей басни такова: …». Хотите, чтобы ребенок любил читать? — Объясните ему, что стирка носков каждый вечер является его непременной обязанностью. Хотите, чтобы он был любопытен и «жаден» к знаниям — заведите огород и ухаживайте за ним все лето. Хотите, чтобы он был творческим человеком — готовьте вместе еду, это и химия, и физика, и искусство одновременно. Хотите развить в нем волю — оторвите от телевизора и дайте побольше двигаться. Помимо терапии трудом и движением совместная работа с родителями, их участие, их внимание уже будут большой наградой для ребенка и стимулом развиваться дальше.

Впервые опубликовано в газете “Дитина” №5-6, 2002 г.