Девятилетняя девочка прыгает на скакалке. Потом предлагает скакалку мне. «Ого, я так не умею», — говорит она, глядя на меня. Но в этом возрасте не уметь — значит просто не знать.
В школе мяча или скакалки обычно существует до десяти ступеней, от простого к сложному. Ошибся при выполнении — скакалка (мяч) переходит следующему играющему. На следующий уровень нельзя переходить, пока не выполнишь предыдущий.
Школа скакалки
В 9-10 лет, когда освоено земное и временное измерение и дыхание ребенка наконец приобрело четкий ритм, он ощущает потребность в освоении «невспаханной целины» — пространства сзади себя. Повинуясь внутреннему импульсу, дети интуитивно находят скакалку и начинают работать с ней без устали. Кстати, скакалкой занимаются и спортсмены, и космонавты. Ее воздействие на организм приравнивается к воздействию плавания. Дети в упражнениях со скакалкой прорабатывают пространство впереди (соответствующее будущему) и сзади (прошлому) — в сущности, работают над тем, чтобы пространство настоящего приобрело больше свободы, подвижности.
Среди детей популярны прыжки через длинную скакалку: двое вращают, остальные прыгают (индивидуально или парами). В такой игре возможны повороты в прыжке на 90 или 180 градусов.
Существуют прыжки с обычной скакалкой вдвоем:
— двое прыгают, стоя лицом или спиной друг к другу, при этом скакалку вращает один из них;
— скакалку вращают оба, стоя боком или спиной друг к другу.
А вот и собственно школа, где ценится именно индивидуальная ловкость. Необходимо выполнить:
10 прыжков: на двух ногах, выпрямленных в коленях;
9 прыжков: на одной ноге (любой);
8 прыжков: со сменой ног, вращая скакалку назад;
7 прыжков: один обычный, второй повыше — с двойным проворотом скакалки;
6 прыжков: каждый второй прыжок — со скрещенными руками;
5 прыжков: вчетверо сложенная скакалка в опущенных руках — нужно перепрыгнуть через нее вперед и назад;
4 прыжка: вращая скакалку назад в скрещенных руках;
3 прыжка: сидя на корточках;
2 прыжка: сидя на корточках, но в прыжке выпрямляясь в полный рост;
1 прыжок: как предыдущий, но вращая скакалку назад.
Школа мяча
Дети всегда тяготеют к округлой форме в своей деятельности: лепят снежки, снеговиков зимой, из воска и пластилина катают шарики, рисуют солнышко и создают зверей из округлых форм. К тому же, дети не могут без объятий. И мяч — тоже из области детских симпатий. Мяч называют прообразом мира.
В дошкольном детстве мяч объединяет детей в единое целое, в общую игру. Во 2-3 классе встает вопрос об испытании себя, своей ловкости. Тогда на повестке дня и появляется школа мяча.
«Стенка»
10 раз — ударить мяч об стену, хлопнуть в ладоши, поймать мяч;
9 раз — ударить мяч об стену и поймать его двумя руками после отскока от земли;
8 раз — ударить мяч об стену одной рукой, поймать другой;
7 раз — бросить мяч, стоя к стене спиной, повернуться и поймать;
6 раз — бросить мяч правой рукой под правую ногу, стоя боком к стене, после отскока от нее поймать мяч обеими руками;
5 раз — то же, но левой рукой под левую ногу;
4 раза — ударить мяч об стену, повернуться на 360 градусов и, после отскока от земли, поймать мяч;
3 раза — бросить мяч в стену, сделать три хлопка в ладоши за спиной, поймать мяч обеими руками;
2 раза — первый раз бросить мяч в стену правой рукой, и ей же поймать, второй раз — левой рукой;
1 раз — ударить мяч об стену, повернуться на 360 градусов, хлопнуть в ладоши и поймать мяч, не дав ему удариться об землю.
«Десяточка»
Способы движения в любых «десяточках» свободны. У детей встречаются более упрощенные и рифмованные варианты:
Полено, полено, полено,
Колено, колено, колено,
Белка, белка, белка,
Стрелка, стрелка, стрелка.
Или:
Чоки, чоки, чоки,
Верчоки, верчоки, верчоки,
Бочка, бочка, бочка,
Дочка, дочка, дочка.
И на каждое слово — мячиком об стенку, а пока он возвращается — крутые развороты, подскоки, приседанья.
Школа камушков
Игра в «камушки» — тоже из «взрослого» детского мира. Пять кругленьких камушков (маленьких каштанчиков, орехов) и ловкость рук — вот и все, что для нее потребуется.
Существует множество вариантов. Попробуем несколько.
Перед началом игры дети договариваются, какой рукой будут играть — правой или левой. В данном описании правая рука принята ведущей.
1. Каша. Подбрасывают правой рукой вверх по одному камушку и ловят их левой, пока не соберут в ней все.
2. Сборка. Подбрасывают правой рукой один камушек и ей же ловят. Опять правой рукой берут с земли второй, подбрасывают его и ловят той же рукой. И так до тех пор, пока все пять камушков не окажутся в правой руке.
Усложнения:
Цокало: подкинутый камушек должен стукнуться о камушек, который находится в руке.
Нецокало: наоборот, подкинутый камушек не должен стукнуться в руке об остальные.
3. Единки. Камушки лежат на земле. Один подкидывают вверх правой рукой, и пока он летит, берут этой рукой с земли один камушек и ловят подкинутый в ту же руку. Второй раз подбрасывают вверх один камушек и подбирают с земли третий и т.д.
Усложнения:
— камушки лежат на земле не кучкой, а разбросаны хаотично — для этого перед началом игры они разом подбрасываются вверх;
— каждый раз надо поднять с земли определенный камушек.
4. Двойки. Из пяти камушков, что в руке, один подбрасывают и, положив на землю остальные четыре, ловят его.
5. Борщ. Все камушки на земле. Один подбрасывают правой рукой и, пока он летит, берут правой рукой камушек с земли, кладут в левую, а потом правой же рукой ловят подкинутый. Так собирают все четыре камушка в левую руку.
6. Перегон. Камушки на земле. Указательный и большой пальцы левой руки ставят так, чтобы между ними был проход (Ворота). Подбрасывают правой рукой один камушек и, пока он летит, перегоняют один камушек через Ворота и ловят подкинутый. Так же перегоняют второй, третий, четвертый.
7. Пекучие единки. В руке два камушка. Один подкидывают, и пока он летит, кладут на землю тот, что остался в руке, и берут новый. И так до тех пор, пока в руке не побывают все три камушка с земли.
практичні матеріали
Добро пожаловать в школу скакалки
А вы умеете прыгать на скакалке?