Девятилетняя девочка прыгает на скакалке. Потом предлагает скакалку мне. «Ого, я так не умею», — говорит она, глядя на меня. Но в этом возрасте не уметь — значит просто не знать.

 В школе мяча или скакалки обычно существует до десяти ступеней, от простого к сложному. Ошибся при выполнении — скакалка (мяч) переходит следующему играющему. На следующий уровень нельзя переходить, пока не выполнишь предыдущий.

 Школа скакалки

 В 9-10 лет, когда освоено земное и временное измерение и дыхание ребенка наконец приобрело четкий ритм, он ощущает потребность в освоении «невспаханной целины» — пространства сзади себя. Повинуясь внутреннему импульсу, дети интуитивно находят скакалку и начинают работать с ней без устали. Кстати, скакалкой занимаются и спортсмены, и космонавты. Ее воздействие на организм приравнивается к воздействию плавания. Дети в упражнениях со скакалкой прорабатывают пространство впереди (соответствующее будущему) и сзади (прошлому) — в сущности, работают над тем, чтобы пространство настоящего приобрело больше свободы, подвижности.

Среди детей популярны прыжки через длинную скакалку: двое вращают, остальные прыгают (индивидуально или парами). В такой игре возможны повороты в прыжке на 90 или 180 градусов.

Существуют прыжки с обычной скакалкой вдвоем:

— двое прыгают, стоя лицом или спиной друг к другу, при этом скакалку вращает один из них;

— скакалку вращают оба, стоя боком или спиной друг к другу.

А вот и собственно школа, где ценится именно индивидуальная ловкость. Необходимо выполнить:

10 прыжков: на двух ногах, выпрямленных в коленях;

9 прыжков: на одной ноге (любой);

8 прыжков: со сменой ног, вращая скакалку назад;

7 прыжков: один обычный, второй повыше — с двойным проворотом скакалки;

6 прыжков: каждый второй прыжок — со скрещенными руками;

5 прыжков: вчетверо сложенная скакалка в опущенных руках — нужно перепрыгнуть через нее вперед и назад;

4 прыжка: вращая скакалку назад в скрещенных руках;

3 прыжка: сидя на корточках;

2 прыжка: сидя на корточках, но в прыжке выпрямляясь в полный рост;

1 прыжок: как предыдущий, но вращая скакалку назад.

Школа мяча

Дети всегда тяготеют к округлой форме в своей деятельности: лепят снежки, снеговиков зимой, из воска и пластилина катают шарики, рисуют солнышко и создают зверей из округлых форм. К тому же, дети не могут без объятий. И мяч — тоже из области детских симпатий. Мяч называют прообразом мира.

В дошкольном детстве мяч объединяет детей в единое целое, в общую игру. Во 2-3 классе встает вопрос об испытании себя, своей ловкости. Тогда на повестке дня и появляется школа мяча.

 «Стенка»

10 раз — ударить мяч об стену, хлопнуть в ладоши, поймать мяч;

9 раз — ударить мяч об стену и поймать его двумя руками после отскока от земли;

8 раз — ударить мяч об стену одной рукой, поймать другой;

7 раз — бросить мяч, стоя к стене спиной, повернуться и поймать;

6 раз — бросить мяч правой рукой под правую ногу, стоя боком к стене, после отскока от нее поймать мяч обеими руками;

5 раз — то же, но левой рукой под левую ногу;

4 раза — ударить мяч об стену, повернуться на 360 градусов и, после отскока от земли, поймать мяч;

3 раза — бросить мяч в стену, сделать три хлопка в ладоши за спиной, поймать мяч обеими руками;

2 раза — первый раз бросить мяч в стену правой рукой, и ей же поймать, второй раз — левой рукой;

1 раз — ударить мяч об стену, повернуться на 360 градусов, хлопнуть в ладоши и поймать мяч, не дав ему удариться об землю.

«Десяточка»

Способы движения в любых «десяточках» свободны. У детей встречаются более упрощенные и рифмованные варианты:

Полено, полено, полено,

Колено, колено, колено,

Белка, белка, белка,

Стрелка, стрелка, стрелка.

Или:

Чоки, чоки, чоки,

Верчоки, верчоки, верчоки,

Бочка, бочка, бочка,

Дочка, дочка, дочка.

И на каждое слово — мячиком об стенку, а пока он возвращается — крутые развороты, подскоки, приседанья.

 Школа камушков

 Игра в «камушки» — тоже из «взрослого» детского мира. Пять кругленьких камушков (маленьких каштанчиков, орехов) и ловкость рук — вот и все, что для нее потребуется.

Существует множество вариантов. Попробуем несколько.

Перед началом игры дети договариваются, какой рукой будут играть — правой или левой. В данном описании правая рука принята ведущей.

1. Каша. Подбрасывают правой рукой вверх по одному камушку и ловят их левой, пока не соберут в ней все.

2. Сборка. Подбрасывают правой рукой один камушек и ей же ловят. Опять правой рукой берут с земли второй, подбрасывают его и ловят той же рукой. И так до тех пор, пока все пять камушков не окажутся в правой руке.

Усложнения:

Цокало: подкинутый камушек должен стукнуться о камушек, который находится в руке.

Нецокало: наоборот, подкинутый камушек не должен стукнуться в руке об остальные.

3. Единки. Камушки лежат на земле. Один подкидывают вверх правой рукой, и пока он летит, берут этой рукой с земли один камушек и ловят подкинутый в ту же руку. Второй раз подбрасывают вверх один камушек и подбирают с земли третий и т.д.

Усложнения:

— камушки лежат на земле не кучкой, а разбросаны хаотично — для этого перед началом игры они разом подбрасываются вверх;

— каждый раз надо поднять с земли определенный камушек.

4. Двойки. Из пяти камушков, что в руке, один подбрасывают и, положив на землю остальные четыре, ловят его.

5. Борщ. Все камушки на земле. Один подбрасывают правой рукой и, пока он летит, берут правой рукой камушек с земли, кладут в левую, а потом правой же рукой ловят подкинутый. Так собирают все четыре камушка в левую руку.

6. Перегон. Камушки на земле. Указательный и большой пальцы левой руки ставят так, чтобы между ними был проход (Ворота). Подбрасывают правой рукой один камушек и, пока он летит, перегоняют один камушек через Ворота и ловят подкинутый. Так же перегоняют второй, третий, четвертый.

7. Пекучие единки. В руке два камушка. Один подкидывают, и пока он летит, кладут на землю тот, что остался в руке, и берут новый. И так до тех пор, пока в руке не побывают все три камушка с земли.

Впервые опубликовано в газете “Дитина” №5-6, 2002.