Одной из важнейших особенностей вальдорфской педагогики является то, что рядом с детьми как можно дольше (в идеале — 8 лет) находится один Основной учитель, сопровождающий их на пути взросления и постижения мира. Тот факт, что с точки зрения психологии и воспитания это оказывает очень хорошее влияние, кажется, доказывать не надо. Но первый вопрос, который возникает у людей, сталкивающихся с этой ситуацией, состоит в том, а как же один человек способен освоить и вести то большое количество очень разных школьных предметов, особенно на средней ступени. Мне всегда в ответ хочется задать вопрос: «А как же отдельно взятый ребенок должен освоить все эти предметы, если даже взрослый человек не способен их доступно представить?».

Конечно, я сама могу привести огромное количество аргументов в пользу специализации и углубления в предмет, но для меня все же ближе к идеалу стоит человек широко образованный, способный в нужный момент углубиться и сделать открытие, нежели узкий специалист, добротно из года в год отчитывающий свой предмет. Я ни в коем случае не хочу обидеть специалистов-предметников, прекрасно владеющих материалом, задача которых — в своем предмете развить ребенка. И все же мне очень хочется поддержать Основных учителей, которые, не являясь «специалистами» в предмете, должны пройти его вновь, открыть нечто, что станет потом открытием и для учеников.

Для многих Основных учителей 6 класс — рубежный класс в преподавании математики. Многие говорят себе — «здесь я уже не справлюсь, это слишком сложно для меня, я гуманитарий…». Или наоборот — «наконец для меня как для специалиста наступило раздолье, вот сейчас-то я развернусь как математик!». Хочется приободрить первых и предостеречь вторых. Дети, хоть и стали взрослее, но все же движутся в освоении предмета шаг за шагом. На мой взгляд, замена Основного учителя специалистом по математике не всегда оправданна в это время. Из опыта своих коллег я очень хорошо знаю, что Основной учитель, знающий особенности восприятия учеников в своем классе, чаще гораздо успешнее дает тему, даже ту, которую ему пришлось практически заново освоить, чем учитель-математик, которому не так часто удается достичь понимания детей за короткую, отведенную специально для него эпоху.

Если Основной учитель и не уверен в том, что он может дать детям в математике необходимые навыки и умения, я бы рекомендовала все же оставить за собой эти эпохи, эпохи, на которых он может вместе с учениками сделать важные открытия, пройти процесс узнавания — а отработку конкретных навыков предоставить специалисту. При этом специалисту, помощь которого требуется в средней школе, важно было бы посетить основные уроки, понять стиль класса, атмосферу. Основному же учителю, являющемуся в то же время и математиком, время от времени полезно забыть все, что он знает, чтобы не навязывать свои знания детям, а инициировать творческий процесс познания.

Математика, начала алгебры и геометрии, основы экономики — это предметы, затрагивающие как общечеловеческую мудрость, так и социальные законы. Владение математикой как инструментом связано как с качественным (естественным) пониманием мира, так и с его алгоритмической моделью. В жизни мы всегда сталкиваемся с ситуациями, когда нам необходимо понять суть и разрешить ситуацию качественно, либо же оценить ситуацию и умело справиться с параметрами, подставив их в соответствующую формулу, алгоритм. В шестом классе к умению работать качественно должна постепенно присоединиться способность находить и алгоритмическое решение. Поэтому, на мой взгляд, особенно важно, чтобы этот процесс сопровождался Основным учителем. В шестом классе уже очень заметны индивидуальные особенности и склонности детей. Такой предмет как математика может быть тестовым в этом смысле. Но как же важно, чтобы именно в этой ситуации процесс познания был построен так, чтобы все дети могли испытать кульминационный момент открытия закона — например, способа решения уравнения! А дальше, как говорят, дело техники, отработать навык. У кого-то будет получаться лучше, у кого-то хуже, но переживание открытия всегда придает уверенность, защищенность, может избавить от стресса.

Еще один по моему мнению важный момент, о котором нужно помнить учителю, — это ошибки. Так же, как во многих видах спорта (например, в фигурном катании) сначала учат падать, в математике нужно «научить делать ошибки». Вернее, извлекать из них пользу. Многие ошибки очень ярко могут показать как учителю, так и самому ребенку природу непонимания или ложный ход. Многие дети, зажатые в тисках оценок и требований внешнего успеха, катастрофически, до комплексов боятся ошибок. Так и не рискуя приступить к самостоятельной работе, они либо списывают, либо ничего не делают. Но ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому атмосфера, где ошибка всегда может быть новой учебной задачей, очень помогает ученикам и учителю. Кстати, то же самое относится и к невольной ошибке учителя, что также случается.

Впервые опубликовано в журнале «Дитина Вальдорф » №2, 2004