Дэвид Митчелл был вальдорфским учителем в течение тридцати шести лет. Он был классным учителем и одним из основателей вальдорфской школы Pine Hill (Сосновый холм) в Уилтоне, Нью-Гемпшир, США. В старших классах он преподавал естественные науки, литературу (Шекспира), геометрию, кузнечное дело, дере во обработку и работу с камнем (скульптуру). Дэвид работал адъюнктом в колледже Антиохии, был одним из руководителей Ассоциации вальдорфских школ в Северной Америке (AWSNA), в которой начиная с 1980-х годов занимал различные должности. В 1997 году корпорация «Amgen» выбрала его в качестве одного из двух ведущих преподавателей в штате Колорадо. В настоящее время он является ответственным за публикации для AWSNA и со-директором научно-исследовательского института вальдорфского образования. За эти годы он опубликовал множество книг, таких как: «Развитый волей интеллект», «Окна в Вальдорф», «Чудеса вальдорфской химии», «25 пьес», «Источники и материалы для вальдорфских учителей» и др.
В Северной Америке многие учителя говорят о том, как сложно быть вальдорфским учителем, сохранившим способность к наблюдению и размышлению. Западная культура постоянно вынуждает нас на что-то отвлекаться. Мы работаем над тем, чтобы сделать наше мышление истинно творческим, а телевидение, реклама, кино наводняют нашу жизнь отвлекающими картинками, которые наполняют нашу душу фальшью. Мы стремимся к тому, чтобы пробудить в себе истинное вдохновение, а нас сбивает с этого пути потоком какофонии – бесконечными звуками современного высокотехнологичного образа жизни, музыкой, звучащей в каждом магазине, вездесущим Айподом, который социально изолирует своего счастливого обладателя.
Это постоянное вторжение звуков (заполонённость звуками) блокирует или приглушает нашу способность прислушаться к нашим собственным мыслям. Более «чистая» интуиция притупляется зацикленностью нашего общества на сексе, алкоголе и наркотиках.
Тщетно современный человек пытается услышать слова Бога где-то вовне, а не в себе самом.
То воспитание и образование, которое мы сами получили в детстве, постоянно «вылезает» на поверхность и грозит повлиять на то, какими учителями мы теперь являемся. Будничность нашей жизни «замыливает» духовные истины, которым мы себя посвятили. Наша собственная биография бесконечно ставит перед нами испытания, чтобы помочь нам развиваться. Учитывая все вышесказанное, как стать максимально хорошим вальдорфским учителем, которым мы способны стать?
Когда мы впервые знакомимся с вальдорфским образованием, мы понимаем, что вальдорфская программа – это нечто очень мощное и уникальное. Но не только сама по себе программа делает вальдорфскую школу особенной. То, что делаем мы, вдохновленные вальдорфской идеей учителя, не менее важно.
Начиная заниматься вальдорфской педагогикой, учитель скоро понимает, что вальдорфское образование – это не просто методика. Оно невозможно без работы над углублением и развитием собственной личности путем изучения самого себя и изучения духовной науки.
Именно работа учителя над собой делает вальдорфскую программу обучения ≪живой≫, что и отличает вальдорфское образование от других философий и идеологий воспитания и образования.
Сегодня все в мире подвергается сомнению, все вызывает вопрос. Однако манера, в которой эти вопросы задаются, приводит нас не к ответам, а наоборот, все глубже уводит в хаос. Необходимо задавать правильные вопросы и расширять свое сознание.
Рудольф Штайнер предложил несколько простых и эффективных способов для развития сознания и укрепления душевных сил.
Будучи убежденными вальдорфскими учителями и работая из антропософии, каждый из нас осуществляет три шага, предлагаемых антропософским методом саморазвития, которые необходимы для расширения нашего сознания. Эти три шага – концентрация, медитация (наблюдение) и активная работа над развитием нашей моральности. Третий шаг – это то, что задает направление нашей жизни и нашему развитию и одновременно ведет нас по этому пути.
Эти шаги, ведущие нас к расширению сознания, можно описать следующим образом:
– концентрация – мы фокусируем наше сознание на каком-либо объекте и удерживаем этот объект в нашем сознании;
– наблюдение – мы удерживаем наш объект силой нашей мысли, живем вместе с ним, но не размышляем над ним, не анализируем его;
– формирование направления для нашей жизни – мы работаем над своей моральностью и сознательно развиваем способности любить, быть терпимыми и стойкими (устойчивыми к трудностям).
Если мы хотим развиваться физически, мы ходим на тренировки и развиваем мышцы, необходимые, чтобы получить определенный навык или преуспеть в определенном виде спорта. То же самое касается и развития сознания, и описанные выше три шага являются упражнениями для приобретения более широкого взгляда на мир, внутренней силы и подвижности.
Мы знаем, что «то, кем мы являемся как стремящиеся к самоусовершенствованию люди», не менее важно, чем «то, чему мы учим детей». Любой, кто учил детей, может это подтвердить.
Дети зрят в корень – в наш внутренний ≪корень≫, – видят нашу суть, и мы взаимодействуем с ними тонкими неочевидными способами, выходящими за рамки простой презентации хорошо продуманного урока.
Как учителям нам необходимо следить за нашей личной гигиеной, как душевной, так и физической, чтобы мы могли надлежащим образом посвящать себя детям. Если мы хотим быть успешными в нашей работе, нам нужно как бы «заново рождаться». Развитие интереса к искусству, музыке, скульптуре, живописи, ремеслам и чтению – это та деятельность, которая восстанавливает силы, истощающиеся в процессе преподавания. Особенно в нашем современном мире, сфокусированном на пассивных развлечениях, занятие искусством обладает очень мощной целительной силой.
Нам необходимо более осознанно развивать себя в искусствах, и деятельность в этой области вознаградит нас обретением новых сил.
Размышляя о моем собственном преподавании с 1-го по 12-й класс, я могу проследить определенный ритм в течение года, на который полезно обращать внимание.
Именно летом, когда мы не испытываем никакого внешнего давления, лучше всего сформулировать общее видение предстоящего года.
Это лучшее время для подготовительного чтения и аккумуляции наших ресурсов. Можно использовать летний выдох также для создания настроения года. Это время отделить существенное от незначительного. В это время нас «несет» энтузиазм ожидания предстоящего года.
Летом я предпочитаю максимально детально подготовить каждую эпоху вплоть до Рождества.
В начале учебного года нужно проживать каждый день по отдельности и обращать внимание на детали. Осенью я чувствую, что полон сил, но к рождественскому посту всегда замечаю, что они начинают иссякать. Во время рождественских каникул я стараюсь подготовить эпохи до февраля. Потом я прорабатываю все детали обучения до весенних каникул, и в конце концов готовлюсь к отрезку, завершающему учебный год. В этот период я всегда чувствую, что мои силы восстанавливаются благодаря силам, которые несет собой весна и вернувшееся в нашу жизнь солнце.
Нам необходимо научиться наблюдать за нашими личным ритмом и в соответствии с ним использовать свое время для подготовки к месяцам, которые могут быть для нас трудными.
Каждый год, когда дополнительные коллегии, встречи и подготовка к урокам по ночам начинают истощать мои силы, я поднимаю у себя в сознании представление, что самый глубокий и полезный сон приходится на время до полуночи и стараюсь рано ложиться спать, чтобы использовать это время самым эффективным образом, то есть для сна. Человеку нужно проспать три ночи подряд, включив в свой сон часы до полуночи, чтобы восстановить свои силы.
И каждый раз, когда мне удается это сделать, я убеждаюсь, что это работает.
Рудольф Штайнер подчеркивал важность утренних прогулок перед тем, как встретиться с детьми. Эти прогулки запускают мысли в движение, а наши идеи проходят необходимые метаморфозы и трансформации.
≪Чтобы человек был счастлив в своей работе, ему необходимы три вещи: это должна быть “его” работа; он должен чувствовать себя в ней успешным; он не должен слишком много ею заниматься≫.
Английский писатель Джон Раскин (1819–1900) сказал: «Чрезвычайно важно планировать время именно для себя и придерживаться этого плана. Это “оживит” выполняемые нами задачи и позволит нам открыть в себе новые стороны».
Когда мы учим маленьких детей, они нуждаются в наших эфирных силах. После окончания учебного дня учитель часто чувствует себя истощенным и физически уставшим. Это потому что дети высасывают наши эфирные силы. Позволяет их восстановить упражнение, которое Рудольф Штайнер называл Ruckschau – ретроспектива (обратный обзор).
Это упражнение обычно делается вечером и заключается в том, чтобы вспомнить в обратном порядке важные события дня, не оценивая их. Однако многие учителя отмечают, что очень полезно делать обратный обзор сразу после окончания учебного дня. Для выполнения этого упражнения необходимо выделить небольшой период времени в тишине и покое.
После этого человек чувствует себя достаточно отдохнувшим, чтобы посвятить себя семье или другим своим обязанностям. Вечерний обратный обзор выполняется регулярно каждый вечер вне зависимости от выполнения дневного. Книга Рудольфа Штайнера ≪Как достигнуть познания высших миров≫ описывает и другие упражнения, которые могут помочь нам укрепить «защитный эфирный слой».
Когда мы обучаем более старших детей, которые приближаются к половой зрелости или уже в ней находятся, нам необходимо укреплять наше астральное тело. Подростки чувствуют себя в астральном как рыба в воде и имеют на это полное право в этот период жизни. Им нужны учителя, которые способны отказаться от субъективности в мышлении, которые стремятся работать из объективности. При выполнении этой непростой задачи неоценимую помощь окажет книга Рудольфа Штайнера ≪Практическая выработка мышления≫.
Уметь активно и глубоко работать с людьми – это бесценный дар. В такой работе рождается дружба, а сотрудничество проникнуто чувством истинного братства. Но есть и обратная сторона медали. Каждый из нас вкладывает так много в нашу общую работу, что иногда начинает казаться, будто эта работа – наша собственность. Мы можем распространять чувство собственничества на идеи, которые не были нами созданы. Мы можем стать хранителями догматичных принципов. Мы посвящаем огромную часть самих себя вальдорфскому образованию.
Для нас чрезвычайно важно то, чем мы занимаемся, но когда мы начинаем чувствовать себя хозяевами этой идеи, возникает определенная опасность.
Опасность состоит в том, что мы начинаем формулировать догматичные идеи или строить нерушимые замки из наших мыслей, а потом чувствуем себя обязанными их защищать. И так мы становимся рыцарями, которые защищают эти ма ленькие субъективно построенные замки из абстрактных мыслей. Мы легко можем общаться с замком другого человека, но не с самим человеком. А это в свою очередь зароняет зерно очень серьезных межличностных проблем. Мы можем зациклиться на проблемах коллеги и остаться слепым к его достижениям и устремлениям.
Один из путей, который может вывести нас из этой эмоциональной паутины – это каждый вечер во время медитации представлять нашего коллегу купающимся в золотом свете. В это же время надо попробовать «отодвинуть» все субъективные мысли и пробудить в своей душе чувство эмпатии. Иногда необходимо повторить это упражнение очень много раз, прежде чем мы заметим изменения в нашем отношении к этому человеку.
Совместная работа в коллегиальном стиле требует от нас доверия друг к другу и способности прямо высказывать друг другу свои мысли.
Сплетни подрывают доверие в группе. Естественно, работая с проблемами коллеги, мы должны использовать и суждение, и проницательность, но когда это перерастает в обычную болтовню, нарушается социальное полотно школьного сообщества. Мы должны следить за тем, чтобы не носить за пазухой камень, и мы должны осознавать, что сплетни могут заманить нас в ловушку дискуссий на основании информации, полученной из вторых, третьих и т.д. рук. Сплетни функционируют как бумеранг – рано или поздно сплетники сами становятся объектами деструктивных разговоров. Мы должны научиться видеть позитивные устремления и достоинства наших коллег и не зацикливаться исключительно на их негативных качествах или уловках.
Рудольф Штайнер настойчиво повторяет нам о стремлении к равновесию – о том, чтобы добавлять немного радости в нашу печаль, или немного печали в нашу радость.
Каждому из нас нужен коллега, с которым мы можем поделиться, не чувствуя для себя никакой опасности, кто не будет нас судить или оценивать, которому мы можем рассказать о наших сложностях и кто даст нам обратную связь.
Мы все должны укреплять наше Я; мы должны стремиться к тому, чтобы не воспринимать лично то, что происходит в нашей школе; и, в конце концов, мы должны научиться принимать нашу личную судьбу.
Путь неравнодушного вальдорфского учителя – это постоянный внутренний поиск и неожиданные открытия. Когда мы находимся в гармонии с собой, когда мы ясно видим свой путь и осознаем гигиенические потребности нашей души, тогда мы будем наиболее успешны в нашей работе.
саморозвиток
Душевная гигиена учителя
Как стать максимально хорошим вальдорфским учителем, которым мы способны стать?