Родители занимаются с ребенком динамической гимнастикой от рождения до 6 месяцев. Но ребенок еще не способен сказать: «Мама, папа, что вы со мной делаете?». К тому же, взрослые уверены, что они желают ребенку только добра — хотят сделать его здоровым, укрепить его физически, психически. Ради таких благих целей можно пожертвовать многим, не правда ли? Главное — результат. «Если ребенок немного сопротивляется вначале, это ничего, ведь я это делаю ради его же блага. А через некоторое время сопротивление исчезает, и ребенку даже нравится. Значит, то, что я делаю, хорошо и правильно», — вот примерный ход мыслей.

Такому взрослому трудно слышать ребенка, он не хочет слышать ни его слабого сопротивления, ни плача. Но родители могут и должны знать о принципах развития ребенка, об этапах его телесного, душевного и духовного формирования, чтобы понять, как на это формирование воздействует то или иное явление.

Возраст от рождения до 3 лет — это «святая святых» в развитии человека. Столетиями складывавшийся порядок и этапы развития человек в одночасье ломает и переделывает на свой лад, в угоду своему эгоистическому умствованию, выдуманным методикам и принципам, позволяющим безмерно и бездумно вмешиваться в процессы развития детей.

Сегодня все большей популярностью пользуется динамическая гимнастика (далее — ДГ) для грудных детей. Многие дети, приходящие в вальдорфский детский сад, знают о динамической гимнастике не понаслышке. Но отзывы родителей по этому вопросу различны. Одни радуются полученным результатам, другие отзываются о ДГ отрицательно. Как же воздействует ДГ на ребенка, и какое влияние окажет на его развитие и становление как личности?

И в первом семилетии, и в последующих, и даже на протяжении всей жизни главное, что осваивает человек, — это движение. Оно меняется — структурно, качественно. Из телесного развивается в душевное, в речевое, затем в еще более тонкое мыслительное. Это дает возможность ребенку реализовывать себя в социальном движении. Постоянная метаморфоза движения определяет всю его жизнь.

Давайте посмотрим, какие движения, необходимые для развития, осваивает ребенок в возрасте от рождения до года? Перечислим главные: рефлекторные, фиксация взгляда (1 мес.), поднимание головы (2 мес.), хватание предметов руками (4 мес.). Далее ребенок учиться садиться и ползать (к 8 мес.), подтягивает свое тело вверх (9 мес.), самостоятельно поднимается и стоит (к 11 мес.) и делает первые шаги (12 мес.). Всем этим движениям ребенок учится самостоятельно.

Что же происходит в ДГ? Взрослый человек сознательно как бы подвешивает ребенка в воздухе. В подвешенном состоянии ребенок против своей воли в течение 10_20 минут совершает акробатические трюки, очень похожие на упражнения силовых гимнастов в цирке. При этом сам ребенок никоим образом не имеет возможности вмешиваться в процесс. Его мышцы, суставы подвергаются растягиванию, кручению, выворачиванию и сильному динамическому воздействию со стороны. Вестибулярный аппарат испытывает большую нагрузку при выполнении упражнений.

Повышается кровяное давление, учащается пульс, глаза в результате притока крови округляются и выпучиваются. В ДГ присутствует идущее извне, не от ребенка, навязывание, принуждение со стороны взрослого. Таким образом, в ДГ мы наблюдаем полярность естественным движениям.  Движения ДГ не естественны для возраста ребенка и не соответствуют его самостоятельно развивающимся движениям. Они придуманы взрослым человеком из своих личных мотивов.

А выпрямление и обучение прямохождению есть процесс развития воли ребенка, его «Я». Это универсальный принцип развития человека. Мы слышим от ребенка: «я сам!» — и видим в этом прорывающуюся в социум свободную становящуюся личность. У грудного младенца этот принцип развития проявляется бессознательным образом. Он начинает держать головку, переворачиваться, садиться, ползать, подтягиваться, вставать и ходить, будучи всецело отданным этому принципу. В развитии собственного движения и проявлена его собственная воля.

Движения человека есть зеркало его волевых качеств. По тому, как мы двигаемся, можно видеть, какие мы. Движение младенца, бессознательное, исходящее из глубоко внутреннего существа, есть движения его индивидуальности, которая пытается нам что-то о себе рассказать. Эта индивидуальность, это «Я» ребенка поднимает его вверх. Это «Я» помогает самостоятельности в ходьбе и ориентации в пространстве. Лучшее, что могут сделать родители в этот период для своего малыша, это доверять его «Я», доверять его собственному движению.

Этапы развития движения — прямой процесс адаптации ребенка в пространстве. Ребенок сам себя поднимает — вот основное движение, которое он осуществляет в этом возрасте и которому подчинены все другие движения. Овладев искусством прямохождения, ребенок устанавливает связь с пространством и научается ориентироваться в нем. Так он становится свободным в пространственном отношении. «Человек сам придает себе вертикальную позицию и приобретает равновесие в пространстве. Он сам соотносит себя с силой тяжести» (Р. Штайнер). Через постоянное самостоятельное преодоление сил тяжести земли человек обретает свободу в теле, в пространстве, в социуме.

Земля как точка опоры для развития движения человека и его «Я» играет ведущую роль. Это точка, от которой ребенок себя отталкивает вверх, через которую он всегда ощущает себя и центрирует в пространстве свое «Я».

Но во время занятий ДГ ребенок не имеет связи с землей, он всецело находится во власти воздуха. Ребенок «от ДГ» — это ребенок воздуха. Поэтому у него устанавливаются особые отношения с землей и воздухом, особое ощущение и особая ориентация в пространстве, впоследствии — и в пространстве социальном, а значит, чувствование себя самого как человека, переживание своего «Я». У ребенка, прошедшего динамическую гимнастику, аспект воли соответственно развивается особенным способом. Здесь нет сдерживающего начала, нет постоянного преодоления как принципа развития воли и человеческого «Я». Воля и «Я» проявляются безудержно. Нарушаются внутренние и внешние границы как внутри самого ребенка, так и между «Я» ребенка и миром.

Если я стою на земле, это дает мне точку опоры и уверенности. Земля меня держит, это моя опора, а вверху, как противоположность — небо, и это другой мир, другое качество. Фактически ребенок не живет на земле во время занятий динамической гимнастикой.

Не успев еще как следует инкарнироваться, он начинает экскарнироваться. Таким образом, происходит нечто кардинальное. Во-первых, нарушается связь с землей, с силами тяжести. Ребенок становится высвобожденным от этих природных сил, которые в обычной ситуации он покоряет самостоятельно и делает их своими. Движения, которые должны формироваться через сопротивление сил тяжести земли, не встречая сопротивления, выносятся наружу, гипервозбуждаются. Так возникает будущая гиперактивность.

Во-вторых, устанавливаются особые отношения с воздухом. Воздух — это то, что глубоко в человеке, то, что связано с вдохом и выдохом. При ДГ возникает гипервентиляция. ДГ погружает ребенка в экстатическое состояние игры между жизнью и смертью.

Первоначальный испуг перед неведомым сменяется ощущением радости и восторга. Что же происходит? ДГ — это стресс для ребенка. В результате стресса через мобилизацию защитных сил организма повышается секреция адреналина. Адреналин принимает участие в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и обмена веществ: ускоряется сердцебиение, повышается кровяное давление, повышается уровень глюкозы в крови. Адреналин увеличивает в печени и мышцах образование и потребление глюкозы.

Таким образом, можно говорить о том, что адреналин — природный допинг, который искусственным образом используется для остроты наслаждения и получения удовольствия. Но если организм начинает вырабатывать адреналин часто и большими дозами, то наступает привыкание к нему.

Тогда ребенок, во-первых, попадает в зависимость, во-вторых, перестает чувствовать реальную опасность и переходит грань, отделяющую жизнь от смерти. В такой ситуации жизнь обесценивается. Таким образом, ДГ ведет к вырабатыванию «адреналиновой зависимости» со всеми вытекающими последствиями. Попадая в зависимость от подобных упражнений, утрачивая здоровую способность переживания страха перед опасностью, ребенок хочет вновь и вновь переживать остроту ощущений. Поэтому он забирается на шкаф и падает вниз. Родители могут замечать в таком ребенке особую любовь к падениям.

Ребенок ДГ чувствует: воздух — это единственно мой мир, а земля есть явление в некоторой степени чуждое, мне не принадлежащее. Земля где-то внизу, а я всегда в воздухе. Мой дом связан с постоянным экстатическим чувством восторга и падения, где тело мое растворено, ибо в воздухе тело не ощущаемо. Это легкий постоянный экстаз, который мне хочется ощущать всегда, пребывание в котором приносит радость и ощущение восторга. Для таких детей жизнь на земле иллюзорна, а реальность лежит в возрасте от рождения до 6 месяцев, когда он занимался ДГ. Поскольку восприятие в возрасте от рождения до 6 месяцев относится к бессознательному опыту, все душевные переживания ребенка, занимающегося ДГ в этот период, проникают в глубокие бессознательные слои его души. Там, в глубинах души, восприятия откладываются.  Так они образуют основу для всей сознательной жизни. Позднее это становится причиной многих чувств, настроений, реакций поведения, образа действий и даже образа жизни.

Ребенок до 3 лет есть единый орган чувств. Он вбирает в себя все из окружающего мира. Ребенок в это время безгранично доверяет всему идущему извне — и потому отвечает ему своим подражанием. Исходя из полного доверия к нам, ребенок откладывает на бессознательном уровне своей души как полезное для своего развития, так и бесполезное и вредное. Ведь он не может выбирать, дифференцировать, подходить осознанно к вещам и явлениям мира.

Выбирать и дифференцировать обязаны мы — родители и специалисты, призванные быть рядом с ребенком и подходить к нему с теплотой и любовью, с доверием к его естественному развитию. Это то, в чем нуждается каждый малыш, каждый человек. Выработать в себе такое отношение к ребенку — в этом состоит наша главная обязанность. В этом и есть наша главная ответственность перед ним.

Впервые опубликовано в  журнале “Дитина” №3, 2004.