Ответить на эти вопросы мы попросили Алену Ещенко, классного учителя 3 класса киевской вальдорфской школы «София».


Эпоха ремесел начинается в третьем классе и находится между эпохой земледелия и строительства. В некоторых школах это отдельная эпоха, а в некоторых она проходит в рамках предмета «украинский язык». То есть ребенок получает знания о своем родном языке через представление текста о ремеслах.

У нас в школе классный учитель вправе сам решать, давать ли эпоху ремесел как отдельную или же совместить ее с украинским. Мне посоветовали делать это отдельной эпохой, так как у меня в классе очень много активных и деятельных детей, которые с огромным удовольствием занимаются ручным трудом.

Именно в 9 лет ребенок начинает ощущать связь с землей. Он начинает замечать,  что реальный мир немножко отличается от идеального. Это и есть то, что называется «рубиконом». Дети в этом возрасте очень сильно переживают связь с окружением, и у них может появиться импульс к преобразованию окружающего мира. И мы, собственно говоря, через эпоху ремесел помогаем этому импульсу зародиться.

Мы всегда работаем с природными материалами: с деревом, камнем, металлами, лозой, соломой, пряжей, шерстью и кожей. То есть с тем, что можно найти в природе и из чего можно сделать полезные и необходимые для человека вещи. Речь идет в первую очередь о ремеслах, которые связаны с предметами первой необходимости. Ведь каждому человеку нужна еда, каждому нужна одежда, посуда, обувь и дом.

 
Какова продолжительность этой эпохи?
 

В прошлом году это было три недели, в этом же – пять, в силу смещений по календарю. В кругообороте года ремесла лучше всего ложатся на зимний период: январь, февраль, март. В это время селяне не занимаются работой в огороде или в саду, поэтому у них появляется возможность работать в доме. К тому же, ремесленный труд по своей сути согревающий, потому именно в этот период для детей очень важно попробовать такой вид деятельности. Помимо этого можно ориентироваться на раннюю весну: в это время есть возможность познакомиться, к примеру, со столярной работой или же деревообработкой. А это, безусловно, приятнее делать на улице, когда уже начинается оттепель.

 
Как правильно сочетать ремесла и украинский язык?
 

Ремесла и ук­раинский язык всег­да очень хорошо сочетаются. Даже если я выделяю ремесла в отдельную эпоху, мы все равно много работаем с текстами и понятиями. Понятийный аппарат и словарный запас – это то, что дети получают на уроках украинского языка. Кроме того, они упражняются в том, чтобы описывать процессы своими словами, а это практика повествовательной и связной речи. Также мы тренируем письменную речь и выполняем различные творческие задания.

К примеру, учитель в текстах может убирать определенные буквы или слова, и тогда дети, услышав накануне историю о каком-либо ремесле или мастере, могут вписать это слово в текст, самостоятельно или же при поддержке учителя. Это очень хороший способ запомнить новые слова – путем практической деятельности. То есть ребенок, который один раз попробовал ударить молотом по железу, хорошо запомнит, что такое кузница. Это как раз то, что дает ему много сил и возможностей с любовью и интересом продолжать свое обучение.

 
По какому принципу вы выбираете те или иные ремесла?
 

Различные ремесла я давала по-разному. У нас было три основных вида работы. Первое – мы просто смотрели на готовое изделие и представляли себе, как можно из природного материала его получить. Это самая сложная форма работы, и для этого возраста она не очень комфортна и недостаточно приемлема. Она применима к более сложным ремеслам, мы их все рассматривали на одном уроке, просто как обзор. Вторая форма работы – это когда ребенок сам пробует что-то сделать. И, конечно, когда он пробует сам, это абсолютно другое переживание. Самое большое открытие и главная радость – это когда дети, работая в команде со взрослым, получают в итоге положительный и необходимый для всех результат. И в этом смысле повышается авторитет мастера, то есть человека, который способен проделать всю эту работу самостоятельно.

Было бы очень полезно, чтобы дети попробовали все виды деятельности, но, к примеру, столярные навыки они получат не раньше чем в 11 лет. А в третьем классе, в 9 лет, мы смогли только прикоснуться к этому процессу. Несмотря на то, что многие дети живут в сельской местности и уже умеют нарубить дров и напилить веток, мы в классе делали только небольшие заготовки. Каждый ребенок попробовал пилить и тесать. Топор мы не брали в работу, так как это сложно с точки зрения педагогического сопровождения. К тому же это требует определенных физических навыков, которыми девятилетние дети не должны еще обладать. А тесак же выполняет сходные функции, но гораздо более соответствует этому возрасту. Дети заготавливали себе чурочки с помощью пилы и тесака. В классе начинали с наждачкой, а дома у них была возможность доделать это все и найти ему соответствующую форму. И в итоге мы всегда получали весьма приемлемые результаты.

Те дети, которые более комфортно чувствуют себя в ручном труде, сделали лодочки – это самый ожидаемый вариант. Девочки просто зачистили кусочки древесины и благодаря тому, что она была правильно подобрана, детям удалось увидеть, что даже если просто зачистить и облагородить чурочку, можно получить очень красивое изделие.

Дети весьма воодушевлены такой работой, они чувствуют, что им это по силам и что каждый человек способен обеспечить себя всем необходимым: из шерсти сделать себе нить, из нити соткать себе ткань, из ткани сшить себе одежду, из глины сделать посуду для еды – и это тот базовый комфортный набор, который необходим человеку, чтобы оставаться человеком в природе. То, что люди отличаются от всех живых существ тем, что способны из природных материалов, из своего окружения создать себе комфортную зону – это и есть первое важнейшее переживание, которое получают дети. Чувство уверенности, что я могу выжить – это очень важно для ребенка.

 
Испытывают ли дети в этот период чувство благодарности и щедрости природы?
 

Эпоха ремесел – это очень благодатный период для того, чтобы работать с теми предметами, которые в обычной школе называются «Я и моя страна» или же «Природоведение». Здесь очень много возможностей поговорить о разных культурах и о том, чем богата именно наша местность. Ведь мы говорим о нашей природе, в которой можно найти необходимую нам глину, и дерево, и веточку, и камешек, и солому. И это является отличным экологическим фундаментом. Эпоха ремесел дает детям возможность понять, что вещи не берутся из ниоткуда. Каждая вещь проделала долгий путь перед тем, как попасть к нам. И это необыкновенно ценно. Это именно то, что воспитывает в детях чувство благодарности.

Также стоит говорить о чувстве благодарности к природе – что можно назвать экологическим образованием. Если ребенок знает, что у каждого дерева есть своя жизнь и ее нужно уважать, то он никогда не сломает ветку и не оторвет листок. Это переживание наделяет ребенка чувством ответственности и благоговения перед тем, что он получает. Хотя с современными детьми этого достичь довольно-таки сложно. Мне кажется, что одной эпохи может быть даже недостаточно, потому что у некоторых детей уже сложилась привычка небрежного отношения к вещам и к предметам окружающего мира.

 
Какое переживание могут испытать родители в этот период времени?
 

Родители всегда неимоверно впечатлены тем, что делают их дети. Взрослые, которые далеки от вальдорфской педагогики и ручного труда, очень удивляются тому, что дети за один выезд смогли создать такие красивые изделия. Те родители, которые были более активно погружены в процесс работы, смогли понять своих детей как благодарных слушателей, которые действительно открыто и с большим доверием принимают то, что говорит взрослый. Все-таки у детей в вальдорфской школе очень развит авторитет взрослых.

Когда ребенок видит, что человек знает, о чем он говорит, и делает свое дело качественно, то он всегда с большой благодарностью и искренностью принимает и слушает его.

 
Опубликовано в электронном журнале
«Дитина Вальдорф+», №1, 2014 г.