Иногда на простые и привычные явления стоит посмотреть по-новому, с чувством удивления. Попытаемся разобраться с тем, что происходит с читающим человеком. Каждый из нас проходит несколько этапов в процессе обучения чтению. Маленький ребёнок воспринимает каждую букву как отдельное существо и испытывает радость, когда из букв составляет знакомое ему слово. В течение 1- 4 класса начальной школы ребёнок делает огромный шаг в своём развитии от восприятия слова к восприятию текста размером в несколько страниц. Ученик к 4 классу выходит на другой уровень cознания по сравнению с первоклассником. Ведь восприятие текста требует сложной душевно-духовной организации, развитой памяти и фантазии. Как же происходит и что представляет собой восприятие текста?
Я читаю слова и предложения, из которых состоит текст, но воспринимаю я не буквы и не звуки, а смыслы, идеи, которые стоят за словами. Поэтому очень трудно воспринимать текст, в котором много незнакомых слов, специальных терминов, необычных сочетаний слов. Трудно воспринимать текст на иностранном языке, если не обладаешь хорошим знанием языка. Всё время приходится «спотыкаться» при чтении, чтобы посмотреть значение слова в словаре, понять смысл предложения.
Если обратиться к поэзии, прозе, драматургии – художественным текстам, то можно увидеть, что автор стремится создать с помощью слов образы, картины, которые могут быть восприняты читателем. Не случайно в драме действие разбивается на картины-первую, вторую и т.д. В повести или романе перед нами проходит множество картин, сменяющих друг друга. Критерием восприятия картин является способность читателя пересказать рассказ или повесть близко к тексту. Не случайно дети в дошкольном и младшем школьном возрасте так любят книги с картинками, ведь им ещё сложно самим мысленно перевести большой текст в картинку. Практически невозможно дословно запомнить большой по объёму текст, но можно вспомнить несколько картин и выстроить между ними связь.
Если читателя, погружённого в процесс чтения, наблюдать со стороны, то можно обнаружить, что его состояние сознания, отличается от бодрственного сознания и от состояния сна. Точнее всего можно назвать это состояние грезящим сознанием, ведь читатель попеременно пребывает то в природном мире, который его окружает, то в мире образов, созданных автором текста. Читатель погружается в поток времени, который искусственно создан автором. Этот поток времени может охватывать один день, неделю, месяц, год из жизни героев, а может охватить и всю жизнь. А прочитать книгу можно за несколько часов или дней. Восприятие образов, стоящих за текстом, можно сравнить с имагинацией, а восприятие процесса смены картин и образов можно сравнить с инспирацией. Имагинация при чтении разворачивается во внутреннем пространстве моей души, ведь у каждого читателя возникает своя собственная картина при чтении, иногда она вообще не возникает. А инспирация разворачивается во внутреннем времени моей души, когда я сопереживаю поток времени, текущий в произведении автора.
Можно ещё дальше продвинуться в восприятии текста, когда читатель от восприятия текста подходит к восприятию замысла, идеи автора. Любая вещь, сотворённая человеком, также и текст как материальная вещь, вначале существовали в виде идеи в сознании человека. Когда акт творения состоялся, вещь стала объективной и отделилась от творца. Теперь её могут воспринимать и оценивать другие люди, выносить своё суждение о том, насколько автору удалось воплотить свою идею. Замысел, идея произведения не возникают без участия человека – творца. Постигая идею, мы встречаемся с автором, проникая сквозь текст, сквозь течение событий к пониманию замысла, мы поднимаемся в область интуиции. Смысл этого понятия открывается мне как способность дать жить в своей душе другому существу, другому Я. Тогда и я сам как автор текста смогу жить в душах других людей.
Возникает ещё один важный вопрос, как, каким образом автор присутствует в своём тексте? Конечно, это не материальное присутствие, речь может идти только об идеальном присутствии. Текст можно сравнить с зеркалом. в котором отражается человек. Как в обычном зеркале не присутствует ничего от физического тела человека, так и в тексте нет ничего физического, материального, принадлежащего автору. Но в тексте можно пережить присутствие другого Я-существа, которое отличается от меня, но может быть понято мной, благодаря силе моего мышления и моего Я.
В способности человека писать и читать можно увидеть как человек раскрывает себя по образу и подобию Бога. Из Библии мы знаем, как Бог творил мир и человека из ничего в течение шести дней и, глядя на своё творение, говорил «Хорошо!» Бог отражается в созданном им мире, присутствует в творениях в качестве идеи, смысла. Человек не творит мир природы и мир вещей вокруг себя из ничего, но он творит самого себя из своего Я, отражается в тексте, музыке, картинах и других произведениях искусства. Как ещё человек может выразить своё внутреннее, открыть свою душу, кроме как через слово и текст? Творчество является отражением внутреннего во внешнем, невидимого в видимом, тайного в явленном. Как обычное отражение в зеркале помогает человеку увидеть и познать себя с видимой стороны, внешне, так отражение в тексте помогает познать себя изнутри.
До своего воплощения, рождения на земле ребёнок уже присутствует в сознании родителей. О нём говорят, его прихода ждут. Чувствительные матери способны воспринимать душу ребёнка, готового воплотиться, даже до зачатия. Что остаётся от человека после смерти? Текст – слова воспоминаний о нём, надпись на могиле, письма, книги. А в процессе жизни между рождением и смертью каждый человек создаёт свой текст произнесёнными и записанными словами. Как мёртвое зеркало отражает живого человека, так и мёртвый текст отражает живое слово, возникающее в душе человека. Сам по себе текст – нечто застывшее в определённой форме, набор букв и знаков, но он – путь к живому человеку.
суспільство
Феномен чтения
Восприятие текста требует сложной душевно-духовной организации, развитой памяти и фантазии. Как же происходит и что представляет собой восприятие текста?