Чувство осязания является инструментом, с помощью которого мы встречаемся с миром.

На вальдорфском семинаре наш преподаватель Людмила Собко предложила очень интересное упражнение: мы разулись, сняли с себя лишние предметы — бижутерию, верхнюю стесняющую движения одежду и с закрытыми глазами по очереди попытались протиснуться через очень узкое отверстие, созданное из подручной мебели.

Нелегко (и физически, и морально) было пробираться в абсолютно темное, незнакомое пространство, в котором мы ранее не были – а соответственно, не могли даже представить, есть ли повороты, можно ли на что-то натолкнуться. Позже стало видно, что ощущение тесноты и тяжести создавали два матраса, между которыми нужно было проползать. 

Словесно это можно выразить как «родовые пути». Было тесно, но надо было идти вперед. Я слышала, как участники наталкивались на что-то, похожее на ведро, полное воды (в действительности так и было), на что-то, похожее на швабру. Кому-то было страшно, и ползти совсем не хотелось.  

Мы познавали чувство осязания, ощущая, что нечто происходило как извне, так и в душе. Альберт Соесман называет этот сложный процесс «пробуждением».  

Мы пробуждаем человека с помощью всего лишь легкого касания. Я неоднократно замечала, что восприятие становится более обостренным после того, как собеседник прикоснется ко мне, даже на долю секунды. 

Мы на «что-то» наталкиваемся и одновременно это «что-то» наталкивается на нас. Часть мира становиться пробужденной благодаря другой части мира, и так мы переживаем свои собственные границы. 

Что мы осязаем? Шершавое, гладкое, колючее, холодное, горячее, мягкое, твердое, ощущаем конец стола, не видя его. 

 

По характеру прикосновения мы также различаем многие оттенки чувств: было это дружеское или холодное рукопожатие, нежные или «дежурные» объятия. 

Наталья Костинская в своей книге пишет:  

Главный инструмент развития осязания — это собственный опыт. Осязание — активный, волевой процесс. Все, что мы ощупываем, мы внутренне переживаем: твердый камень, шелковую ткань.  

Если чувство осязания нарушено, то появляется чувство опасности со стороны внешней среды, тревожность, страхи. 

Часто проблема страха маскируется неуемной жаждой власти, влияния, авторитарностью, тенденцией принимать сторону сильного, высокомерием, претензией на роль лидера. Такая маскировка продиктована потребностью заглушить страх, упорным стремлением доказать его отсутствие 

Этот пример напоминает мне детей-драчунов, у которых самый действенный способ — кулаки. В такие моменты чувствуется, что нарушен баланс, недополучены внимание и ласка.   

 

Выработка нужной дистанции

Дети, которые ведут себя по отношению к взрослым, не соблюдая границ, чаще всего находятся именно в положении слабо сформированных границ. Мы должны не упрекать их за это неумение соблюдать дистанцию, а предоставить им посредством переживания тактильных ощущений и прикосновений больше возможностей продолжать формирование своей собственной границы и за счет этого также лучше знакомиться с границей других. 

Из книги Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств»

 

Как практически оформить пространство?

 

Предложить многообразие материалов. Чтобы обогатить тактильный опыт, практически не требуются специальные условия. Пусть этот список будет вам импульсом к реализации. 

Древесина замысловатых форм (необработанная, обработанная, вощеная, куски коры и кореньев, ветки), камень (разных пород), металл, ткани (гладкие, шершавые, грубые, толстые, тонкие), песок/земля (вдомашних условиях – манка). 

В деятельности: месить тесто, нарезать фрукты и овощи, намазывать масло на хлеб, мыть и вытирать посуду, шить, ткать, собирать шишки, кору, желуди, убирать игрушки на место (в свои домики), лепить.

Сортировать, например, природные материалы: морские камешки, кору, каштаны, желуди, шишки, листья.  

Музыкальные инструменты, чтобы ощущать вибрацию. Для деток первого семилетия наиболее подходящи пентатонические: ксилофон, лира, калимба, флейта.

 

Ощупывание: рисование на спине, массажики, шитье тактильных мешочков (наполненных песком или находками из леса).

Такие материалы очень удобно хранить в плетеных корзинках из лозы.