Здравствуйте. Меня зовут Людмила Собко. Примерно лет пятнадцать тому назад судьба привела меня в «Софию», и с тех пор я здесь. Работаю воспитателем. Когда я только училась на семинаре, а потом начала работать, все пальчиковые игры, хороводы, песенки-припевочки приходили извне. Опыт перенимался вместе со всеми материалами. Но жизнь ставит перед каждым свои задачи и задает свои вопросы. Так со временем стали появляться собственные идеи. Дети подталкивают к творческой работе — об этом скажет любой человек, который с ними соприкасается.
События на Голгофе — один из самых трагических импульсов в развитии человечества. Как правильно пережить это время в кругообороте года с детьми? Ведь ведущая тема первого семилетия — «Мир добр». Для ребенка это основа доверия к миру. На помощь приходит образ гусеницы и ее трансформация в бабочку. Для рождения в новом качестве легкости, подвижности, связи со светом необходимо отмирание старого, связанного с землей. Зерно, которое схоронено в земле, тянется к Солнцу и дает жизнь стократ.
Я в сад выйду раненько поутру,
Люли-люлюшки, поутру,
И там встречу утреннюю зарю,
Люли-люлюшки, встречу зарю.
И птаха мне ранняя подпоет,
Люли-люлюшки, подпоет.
Ручей прохладной воды принесет,
Люли-люлюшки, принесет.
Землицы я горсткою наберу
Люли-люлюшки, наберу
И каждый комочек я в ней разотру
Люли-люлюшки, разотру.
Будет земелька мягенька,
Будет постелька тепленька.
Это песня, с которой мы выходим в хоровод. Ее можно сопровождать жестами.
Малое зернышко — капелька Солнышка, В ямку тебя положу, В землю тебя посажу. |
От груди скругленные, сомкнутые ладони опускаем к полу и «садим». «Присыпаем» и оставляем руки на полу, как бы прикрывая место посадки. |
Солнце, воздух, земля и вода Рады тебе всегда. |
Стоя на коленях, чуть приоткрываем купол ладоней и говорим в него. |
Много времени пройдет, И росточек прорастет, Нежный, тоненький такой, Выше, выше над землей. Еще выше, еще… |
Начинаем движение вверх. Сначала одной ладонью, потом двумя, потом всем телом тянемся на носочках, руки вверху. |
Подрастает наш росток, Появляется листок Еще один, еще… |
Рисуем в воздухе форму листа попарно пальцами обеих рук. |
Соки стебельком текут, Жизнь в цветок они несут. |
Плавные, волнообразные движения по телу снизу вверх. |
Узкий-узкий был бутон, А теперь набух и он. |
Руки вытянуты вверх. Легкое, постепенно увеличивающееся округление. |
Солнце улыбается — Цветочек раскрывается. |
Руки вверху в открытом жесте. |
Поглядите-ка: ну вот — Гусень по земле ползет. Толстая, лохматая, такая волохатая. |
Лежа на полу с вытянутыми вперед руками двигаемся подобно гусенице. |
Заползает на цветок И жует, жует листок. |
Садимся на корточки и интенсивно сжимаем и разжимаем кулачки. |
— Уходи скорей отсюда, А не то всем будет худо. |
Прогоняющий жест. |
Гусеница повернулась, Тонкой нитью обвернулась. |
Поворачиваемся, стоя на месте — поглаживающие круговые движения по телу снизу вверх. |
Вышел кокон хрупкий, нежный, На листочке крепко держит. |
Руки крепко сомкнуты над головой. |
И уснула в нем она, Ни жива и ни мертва. |
Руки медленно опускаем и оставляем скрещенными на груди. |
Много времени пройдет, Саван тот с нее спадет И тогда — о Боже, чудо! |
Раскрываем руки в освобождающем жесте. |
Бабочка летит оттуда! И с цветочка на цветок, Через быстрый ручеек. Легкая, как облака, Льется песня мотылька. |
Двигаемся, взмахивая руками, как бабочки. Очень красиво выглядит трансформация из кокона в бабочку, если на плечах повязан большой шелковый платок. |
Песня “Я в сад выйду раненько поутру…”
***
Вот еще одна игра, которая родилась у нас в группе. Играем сидя на стульчиках.
Жила на свете гусеничка И любила она ползать: То вниз, то вверх. Как-то залезла она на цветок И давай его жевать. Сначала стебель, Потом каждый лепесточек по очереди. Первый, второй… |
Ладонь правой руки , имитируя движение гусеницы, спускается по правой ноге вниз и поднимается; по животу заползаем на согнутую в локте, поднятую левую руку; энергичными обхватывающими движениями проходимся по левому предплечью, потом по пальчикам. |
Когда гусеничка наелась, Она стала большой и толстой. |
Руки в круглом жесте перед животом касаются друг друга кончиками пальцев. |
Из самого кончика она вытянула То-о-оненькую ниточку И начала себя обматывать. Гусеничка никуда не спешила… У нее получился крепкий, прочный кокон. |
В том же круглом жесте круговые движения пальцами: мизинец вокруг мизинца и т.д., потом круговые движения ладони вокруг ладони, доходим до локтей и крепко пожимаем одновременно обе руки в районе локтей (дважды). |
Кокон покачивался на ветру как колыбель, | Не отпуская рук, покачиваем туда-сюда. |
А гусеничка там спала. | Ладони под щекой. |
Так долго, пока внутри Не стало что-то происходить… И оттуда осторожно показались Нежные крылья бабочки. |
Локти вместе перед собой, ладони тоже, но мягко; ладони постепенно скрещиваются, начиная с пальцев, и одновременно деликатно двигаются, имитируя подрагивание крыльев бабочки. |
свята року
Хоровод перед праздником Пасхи
Живой и глубокий пасхальный хоровод для детей от Людмилы Собко