Здравствуйте. Меня зовут Людмила Собко. Примерно лет пятнадцать тому назад судьба привела меня в «Софию», и с тех пор я здесь. Работаю воспитателем. Когда я только училась на семинаре, а потом начала работать, все пальчиковые игры, хороводы, песенки-припевочки приходили извне. Опыт перенимался вместе со всеми материалами. Но жизнь ставит перед каждым свои задачи и задает свои вопросы. Так со временем стали появляться собственные идеи. Дети подталкивают к творческой работе — об этом скажет любой человек, который с ними соприкасается.

События на Голгофе — один из самых трагических импульсов в развитии человечества. Как правильно пережить это время в кругообороте года с детьми? Ведь ведущая тема первого семилетия — «Мир добр». Для ребенка это основа доверия к миру. На помощь приходит образ гусеницы и ее трансформация в бабочку. Для рождения в новом качестве легкости, подвижности, связи со светом необходимо отмирание старого, связанного с землей. Зерно, которое схоронено в земле, тянется к Солнцу и дает жизнь стократ.

Я в сад выйду раненько поутру,
Люли-люлюшки, поутру,
И там встречу утреннюю зарю,
Люли-люлюшки, встречу зарю.
И птаха мне ранняя подпоет,
Люли-люлюшки, подпоет.
Ручей прохладной воды принесет,
Люли-люлюшки, принесет.
Землицы я горсткою наберу
Люли-люлюшки, наберу
И каждый комочек я в ней разотру
Люли-люлюшки, разотру.
Будет земелька мягенька,
Будет постелька тепленька.
Это песня, с которой мы выходим в хоровод. Ее можно сопровождать жестами.

Малое зернышко — капелька Солнышка,
В ямку тебя положу,
В землю тебя посажу.
От груди скругленные, сомкнутые ладони опускаем к полу и «садим». «Присыпаем» и оставляем руки на полу, как бы прикрывая место посадки.
Солнце, воздух, земля и вода
Рады тебе всегда.
Стоя на коленях, чуть приоткрываем купол ладоней и говорим в него.
Много времени пройдет,
И росточек прорастет,
Нежный, тоненький такой,
Выше, выше над землей.
Еще выше, еще…
Начинаем движение вверх. Сначала одной ладонью, потом двумя, потом всем телом тянемся на носочках, руки вверху.
Подрастает наш росток,
Появляется листок
Еще один, еще…
Рисуем в воздухе форму листа попарно пальцами обеих рук.
Соки стебельком текут,
Жизнь в цветок они несут.
Плавные, волнообразные движения по телу снизу вверх.
Узкий-узкий был бутон,
А теперь набух и он.
Руки вытянуты вверх.  Легкое, постепенно увеличивающееся округление.
Солнце улыбается —
Цветочек раскрывается.
Руки вверху в открытом жесте.
Поглядите-ка: ну вот —
Гусень по земле ползет.
Толстая, лохматая, такая волохатая.
 Лежа на полу с вытянутыми вперед руками двигаемся подобно гусенице.
Заползает на цветок
И жует, жует листок.
 Садимся на корточки и интенсивно сжимаем и разжимаем кулачки.
— Уходи скорей отсюда,
А не то всем будет худо.
 Прогоняющий жест.
Гусеница повернулась,
Тонкой нитью обвернулась.
 Поворачиваемся, стоя на месте — поглаживающие круговые движения по телу снизу вверх.
Вышел кокон хрупкий, нежный,
На листочке крепко держит.
 Руки крепко сомкнуты над головой.
И уснула в нем она,
Ни жива и ни мертва.
 Руки медленно опускаем и оставляем скрещенными на груди.
Много времени пройдет,
Саван тот с нее спадет
И тогда — о Боже, чудо!
 Раскрываем руки в освобождающем жесте.
Бабочка летит оттуда!
И с цветочка на цветок,
Через быстрый ручеек.
Легкая, как облака,
Льется песня мотылька.
 Двигаемся, взмахивая руками, как бабочки. Очень красиво выглядит трансформация из кокона в бабочку, если на плечах повязан большой шелковый платок.

 

Песня “Я в сад выйду раненько поутру…”

***

Вот еще одна игра, которая родилась у нас в группе. Играем сидя на стульчиках.

Жила на свете гусеничка
И любила она ползать:
То вниз, то вверх.
Как-то залезла она на цветок
И давай его жевать.
Сначала стебель,
Потом каждый лепесточек по очереди.
Первый, второй…
Ладонь правой руки , имитируя движение гусеницы, спускается по правой ноге вниз и поднимается; по животу заползаем на согнутую в локте, поднятую левую руку; энергичными обхватывающими движениями проходимся по левому предплечью, потом по пальчикам.
Когда гусеничка наелась,
Она стала большой и толстой.
Руки в круглом жесте перед животом касаются друг друга кончиками пальцев.
Из самого кончика она вытянула
То-о-оненькую ниточку
И начала себя обматывать.
Гусеничка никуда не спешила…
У нее получился крепкий, прочный кокон.
В том же круглом жесте круговые движения пальцами: мизинец вокруг мизинца и т.д., потом круговые движения ладони вокруг ладони, доходим до локтей и крепко пожимаем одновременно обе руки в районе локтей (дважды).
Кокон покачивался на ветру как колыбель, Не отпуская рук, покачиваем туда-сюда.
А гусеничка там спала. Ладони под щекой.
Так долго, пока внутри
Не стало что-то происходить…
И оттуда осторожно показались
Нежные крылья бабочки.
Локти вместе перед собой, ладони тоже, но мягко; ладони постепенно скрещиваются, начиная с пальцев, и одновременно деликатно двигаются, имитируя подрагивание крыльев бабочки.
Впервые опубликовано в  электронном журнале “Дитина Вальдорф+” №1, 2013.