Поглаживание

Выберите нужные предметы: одеяльце, кусочек ваты, шелка, перышко. Тихо напевая, поглаживайте своего малыша по щечкам, ручкам, ножкам, шепчите: «М-м-м, как приятно» или «Он такой мягкий». Дайте ребенку этот кусочек, пусть сам себя погладит или поиграет с ним. В заключение можете помассировать его ручки и ножки.

Игры с баловством

Водите пальцем по ладошке малыша:
Маленькая мышка,
маленькая мышка
Вокруг стола бежала,
крошки искала.
Зернышко нашла — в норку унесла.
Проведите пальцем по всей руке малыша вверх и пощекочите его под подбородком. Или поиграйте с ножкой и прогуляйтесь пальцем до его животика.

* * *

Шмель влетел в амбар большой
(коснитесь пальцем животика малыша),
Там обед уж под рукой
(коснитесь его подмышки),
Бжжжжж-ж!
(пощекочите малыша в разных местах).

Пальцы

Нежно и по очереди перебирайте пальчики малыша на руках или ногах и говорите: «пальчик». Теперь ваш пальчик скользит, как по горке, через все пальчики малыша, а поднимаясь от указательного на большой, скажите: «Хоп!» и назовите имя малыша, «усевшись» на большом пальце.

Пальчики на ножках

Перебирайте пальчики на ножках:
Эта свинка на рынок спешит,
Эта свинка дома сидит,
У этой свинки много всего,
У этой свинки нет ничего.
А эта свинка идет и кричит:
«Ух, ух, ух!».
Перед «ух» сделайте паузу и скажите эту строчку быстрее, чем остальные. На «ух» пощекочите или потрепите ручки и ножки малыша.

* * *

Этот теленочек травку жует,
Этот теленочек громко поет,
Этот теленочек в луже играет,
Этот теленочек в лес удирает.
А этот все лежит
И только мычит.
Вот я его прогоню, прогоню!

Произнося последнюю строчку, пощекочите пяточку.

Дождик

Дождик, дождик, лей сильней!
Нам с тобою веселей!
Не боимся сырости –
Только больше вырастем!

Утро

Ты спишь, моя радость?
Ты спишь, мой малыш?
Пора просыпаться,
Пора просыпаться,
Динь-дон, динь-дон, динь-дон!

* * *

Используйте игрушку:
Где у нас пальчики на руках?
Где у нас пальчики на ногах?
Где у нас животик?
Ищем-ищем…
Где у нас ушки?
Где у нас носик?
Где у нас ротик?
Ищем-ищем…

* * *

Утро настало (имя ребенка) будить.
На головку ладошку кладем,
Кукареку!
И на ушко ладошку кладем,
Кукареку!
И на носик ладошку кладем,
Кукареку!
И на щечку ладошку кладем,
Кукареку!

Общение

В этот дождливый день
давай пойдем в магазин.
Там купим немножко еды
и снова вернемся домой.
Мы сделаем множество дел.
Мы вычистим, вымоем пол.
Теперь все блестит и сияет,
и снова красиво кругом.

Слова не обязательно должны рифмоваться. Главное — позитивная окраска задач и разделение их вместе с ребенком.

Простые игры

Перетягивайте канат туда-сюда, приговаривая:
Я тяну-тяну тебя,
Тянешь-тянешь ты меня.
Кто ж сильней?
То ты, то я.

* * *

Подбрасывайте в воздух полотенца, шарики, пояса, носовые платочки — и ловите их.

Одевание

Гномик-малютка разжигает огонь:
Пуф, пуф, пуф
(дуйте с промежутками на животик, или ладошку, или лобик малыша).
Дует он очень нежно (подуйте нежно),
Дует, как слабый ветерок (подуйте, произнося звук «о»),
Его дуновение как поцелуй (поцелуйте животик, или ладошку, или лобик).

На коленках

На рынок, на рынок за поросенком.
И снова домой, и снова домой.
На рынок, на рынок за жирным гусенком
И снова домой, и снова домой.
На рынок, на рынок за рыжим теленком
И снова домой, и снова домой.
Ах, что же случилось? .
Лошадка свалилась.
На «ах» выпрямите ноги, и пусть малыш скользит по ним до ваших ступней.

***

Шла коза по мостику
И болтала хвостиком.
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила

(скользит по вашим коленам на одну сторону).
Шел по мостику петух,
Оступился, в речку – бух!
(малыш скользит в другую сторону).
Конь по мостику бежал –
Мостик гнулся и дрожал.
Посильнее разогнался .
Мост не выдержал, сломался.
Темп разный. Ребенок учится сохранять равновесие.

* * *

Мы скакали на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой,
А навстречу шел бычок,
Толстый рыженький бочок.
Мы с бычком не разминулись,
На дорожке с ним столкнулись,
Друг за друга зацепились
И на землю повалились .
БУХ!
(Прижмите ребенка к себе, или выпрямите ноги, или раздвиньте, чтобы ребенок упал в «ямку»).

* * *

Мы уселись на качели,
Полетели, полетели.
Туда-сюда, туда-сюда.
Вверх-вниз, вверх-вниз

(поднимайте и опускайте ребенка).

* * *

Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
На слове «свалился» раздвиньте колени и быстро, но осторожно опустите малыша на пол:
«Бух!».

Ласковое слово

Когда я ветер влажный,
Я с дождиком лечу,
Когда я ветер нежный,
Чье имя я шепчу?
Поднесите ладонь ребенка к губам и нежно подуйте на нее, шепча имя ребенка.

* * *

Поглаживайте ручку малыша, приговаривая:
Придет киска не спеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, – скажет киска, .
Наша детка хороша!».

Купание

Двигайте рукой под водой, изображая рыбку:
Рыбка в озере жила,
К нам с тобою приплыла.
Малыша мы будем мыть,
Рыбку будем мы ловить.
Нам вода не холодна.
Где же рыбка? Вот она!
Когда скажете «вот она!», слегка плесните на малыша водой.

Засыпание

Ночь настала, спать пора.
Засыпаем, засыпаем
Крепко-крепко до утра.

* * *

Нашим пальчикам пора спать,
Нашим глазкам пора спать,
Нашим ручкам пора спать.
Я целую тебя, мой малыш.

* * *

Жил-был славный мальчик Никитка. Он играл со своими игрушками. Иногда он выходил из дома, чтобы посмотреть на птичек и травку. Он хорошо кушал. Каждый вечер мама умывала его, обнимала и целовала. Вечером мама укладывала его в кроватку. Тогда он крепко закрывал глазки и засыпал.

Колыбельные

На дворе темным-темно,
Наступила ночь давно,
Лишь луна, с небес склонясь,
Тихо смотрит нам в окно.
Все давным-давно
в кроватках,
Только ты один не спишь,
И луна как будто сладко
Шепчет:
«Засыпай, малыш.
Засыпай скорее, детка.
Буду я во тьме сиять
И до самого рассвета
Буду сон твой охранять».

* * *

Баю-баю, баю-баю,
Тихо я тебя качаю.
Глазки сонные закрой,
Буду я всегда с тобой.
Баюкаю малыша,
Как волна бежит шурша,
Тихо, как река течет
И сверчок в ночи поет.
Баю-баю, баю-баю,
Тихо я тебя качаю.

Впервые опубликовано в журнале “Дитина” №9-10, 2003 г.