У родителей, приводящих своих детей в вальдорфский детский сад и впервые встречающихся с вальдорфской игрушкой, поначалу складывается отношение к этой игрушке как к чему-то «каноничному», подчиняющемуся строгому своду правил. Этому способствует и сам факт существования особого понятия «вальдорфская игрушка» (которое в некоторых странах к тому же является защищенным товарным наименованием), и уверенность педагогов при определении «полезности» или «нежелательности» той или иной игрушки. Далеко не сразу приходит понимание, что за этой уверенностью стоит не заученный однажды перечень правил, а обобщение многолетнего опыта наблюдений за играющими детьми.
Подобное отношение родителей иногда приводит к крайностям: от «слепой любви», готовности отрицать что угодно, не вписывающееся в собственное представление о «правильном», – до неприятия самой идеи «вальдорфской игрушки» со стороны тех, кто не любит подчиняться различным навязанным извне «правилам» и «канонам», а предпочитает опираться на собственные суждения. Впрочем, чаще приходится встречаться с более умеренной точкой зрения, приводящей к вопросам: «достаточно ли вальдорфская это игрушка», «стоит ли давать ребенку то или это» и так далее – но и эти вопросы внутренне подразумевают наличие каких-то «секретов», «правил», позволяющих дать однозначный ответ.
На самом деле в вопросе отношения к игрушкам – как, впрочем, и в любом другом – вальдорфская педагогика не имеет готовых рецептов, правил или канонов, а только предлагает свой особый взгляд на вещи, собственную методику, способ самостоятельно находить ответы, опираясь на наблюдение и познание ребенка. Причем в пределах этой методики, этого образа мысли возможны различные подходы, разные точки зрения. В серии статей, первую из которых вы сейчас читаете, мы предлагаем рассмотрение концепции вальдорфской игрушки без углубления в педагогический аспект, исключительно с точки зрения дизайна – то есть связи между функцией предмета, его конструкцией, материалом и особенностями внешнего вида (формой, цветом и так далее).
Мы не будем описывать правила и каноны (как уже сказано, их нет), а представим тот путь размышлений, который может привести к пониманию особого качества вальдорфской игрушки, – в расчете на то, что любой искренне заинтересованный родитель в случае необходимости сможет самостоятельно применить ту же логику к конкретной жизненной ситуации.
Вначале несколько ограничим область наших рассмотрений. Во-первых, мы будем говорить прежде всего об игрушках для «детсадовского» возраста – то есть для детей примерно от 3 до 7 лет. Игрушки для младенцев, как и игровая среда для школьника, хотя в целом и подчиняются подобным закономерностям, но имеют также и свои особенности, которые стоит рассматривать отдельно. И второе замечание – мы не будем специально останавливаться на вопросе использования натуральных материалов и не собираемся приводить дополнительные аргументы «против пластика». Мы просто принимаем как установленный факт то, что вальдорфская игрушка (по крайней мере, для дошкольного возраста) изготавливается из натурального материала. Вопрос, почему это именно так, возникает и достаточно подробно обсуждается при самой первой встрече с вальдорфской игровой средой, и множество подробных ответов на него можно найти как в литературе, так и в личном общении с педагогами.
Начнем рассмотрение с одной из наиболее распространенных и наиболее простых игрушек – игровых строительных наборов, или «кубиков».
В одной из своих педагогических работ Рудольф Штайнер достаточно категорично заявляет, что кубики вообще не могут быть детскими игрушками, они слишком атомизированы.
И тем не менее в любом вальдорфском детском саду вы найдете разнообразные строительные наборы, немало разновидностей «кубиков» предлагают различные производители и продавцы игрушек, работающие на «вальдорфскую» аудиторию. Но эти «кубики» заметно отличаются от традиционных наборов деревянных прямоугольных параллелепипедов, «кубиков» в геометрическом смысле этого слова. Чем же вызваны эти отличия и почему – на первый взгляд вопреки утверждению Штайнера – мы можем считать такие видоизмененные кубики полезными для ребенка?
Постараемся понять сущность возражения Штайнера: что значит «атомизированы» и почему это плохо для игрушек? Вспомним, что нам известно об атомах из школьного курса физики и химии. Во-первых, существует всего несколько десятков разновидностей атомов, а в пределах каждого вида (химического элемента) все атомы строго одинаковы и не имеют ни малейших отличий. Во-вторых, атомы соединяются друг с другом только в определенных сочетаниях и по строго определенным правилам.
Легко можно обнаружить среди современных игрушек не одну игровую среду, построенную именно по таким принципам, – например, система «LEGO» воплощает «атомную модель мира» почти идеально. Но не обязательно углубляться в мир пластика – обычные наборы деревянных кубиков обладают теми же свойствами: однотипность элементов и стандартные сочетания. Почему же вальдорфская педагогика считает эти качества неприемлемыми для игрушки? Рассмотрим подробнее функцию такого игрового набора, то есть его способ использования, или алгоритм взаимодействия ребенка с такой игрушкой.
По замыслу дизайнера, играя, ребенок должен выполнять определенный набор однотипных действий (приставить сбоку, поставить сверху, совместить, выровнять). При всем теоретическом многообразии возможных результатов такого комбинирования, сам процесс очень простой, однообразный и монотонный. В то же время известно, что для дошкольника (особенно младшего возраста – от 3 до 5 лет) игровой процесс важнее результата, целеполагание в игре возникает уже ближе к школьному возрасту – то есть с этой точки зрения геометрические кубики не соответствуют потребностям ребенка.
Как результат – нередко возникающая в такой игре деструкция, стремление ребенка вырваться из узкого круга «правил»: перевернуть, разрушить постройку, разбросать кубики – а уж такую реакцию никак нельзя считать здоровой и полезной с точки зрения воспитания.
Можно было бы возразить, что множество вариаций способствует развитию фантазии, но внимательное наблюдение показывает, что это не так. В принципе процесс составления комбинаций – это механическая, бездушная деятельность, требующая не творчества, фантазии и вдохновения, а в лучшем случае остроумия и изобретательности, то есть таких качеств, здоровое развитие которых возможно только в более старшем возрасте.
Любой ребенок играет в такие кубики скорее вопреки замыслу дизайнера. Можно вспомнить, как любой из нас в детстве относился к своим кубикам. Если их было немного, то каждый из них был знаком «в лицо»: у красного на боку длинная царапина, зеленый с вмятиной на ребре, другой зеленый я карандашом порисовал… Нередко и место кубика в постройке выбиралось с учетом этого индивидуального характера.
«Стройка» – нормальная детская игра, и то, что геометрические кубики не очень хороши для ребенка, не означает, что нужно вообще запретить строительство. Из вышесказанного уже в принципе понятно, каким должен быть строительный материал с точки зрения здорового развития ребенка. Для того чтобы исключить «атомизированность», необходима индивидуализация элементов и неоднозначность, нешаблонность их сочетаний.
Как можно индивидуализировать кубики? Первое решение, используемое всеми производителями, и не только вальдорфскими, – разноцветная окраска. Мы поговорим только об однотонной окраске предмета, оставив пока в стороне варианты с различными орнаментами, изображениями – это тема для отдельного разговора. Но даже при таком вроде бы простом подходе нужно вспомнить, что наши кубики деревянные, а дерево – натуральный материал с интуитивно понятными свойствами: весом, твердостью, теплотой и так далее. Играя с деревянными предметами, ребенок познает взаимные соответствия этих качеств.
Но чего ждать от зеленого кубика: он твердый или мягкий, легкий или тяжелый? Цвет дает один ответ на этот вопрос, а осязание – другой. Окраска деревянной игрушки нарушает связь между этими качествами, дает неверную информацию о свойствах материала. В современном дизайне вообще окрашивание природных материалов рассматривается скорее как наивный непрофессионализм – но почему-то не в дизайне игрушек. Впрочем, это не означает, что нужно совсем отказаться от цвета – прозрачная матовая окраска, не скрывающая текстуру и фактуру дерева, позволяет и привнести цвет, и сохранить восприятие предмета как деревянного. Кроме того, сочетание цвета и текстуры дерева никогда не может быть однообразным, и даже кубики, окрашенные в один цвет, остаются очень разными, индивидуальными.
Именно поэтому в вальдорфской деревянной игрушке – не только в кубиках – цвет, если используется, то только в виде прозрачного покрытия.
Но тут играет роль еще один фактор. Известно, что цвет влияет на восприятие свойств предмета. Красный предмет кажется тяжелее такого же, но желтого, зеленый – мягче синего, оранжевый крупнее, а голубой меньше. Так кажется, а на самом деле все кубики имеют одинаковый размер, вес, твердость и так далее – все они деревянные. Не говоря о том, что каждый цвет имеет свой собственный выразительный характер, и именно ради этого характера, ради эмоционального впечатления мы и используем цвет. Кубик, окрашенный в красный цвет, выглядит более активным, зеленый – спокойным, фиолетовый – задумчивым; но при этом сами параллелепипеды из строительного набора – вообще «никакие», прямоугольная форма не обладает выразительностью. Таким образом, возникает несоответствие выразительного цвета и механически бесстрастной формы. В дизайне это называется «нарушением тектоники», а говоря обыденным языком – предмет теряет правдивость, истинность, выглядит не тем, что он есть на самом деле.
Становится понятным стремление авторов вальдорфской игрушки изменить также и форму кубиков. Но и в этой области встречаются как здоровые, так и сомнительные решения. Например, есть один вполне логичный подход к увеличению разнообразия формы. Кубики – строительный материал, следовательно, надо сделать их похожими на элементы здания – арки, колонны, купола, окна. Однако этот путь вступает в противоречие с идеей «отсутствия готовых рецептов», свободы творчества, и снова ведет к механическому комбинированию. Колонна – это опора, а крыша должна быть сверху, иначе «неправильно». Каким бы разнообразным ни был набор типовых деталей, это именно набор, модель для сборки, а не материал для творчества.
Из таких кубиков можно построить только дом (а в некоторых крайних случаях – только одну конкретную разновидность дома). Это уже не совсем игрушка, а скорее «конструктор», учебный комплект, вероятно, пригодный в некоторых случаях для «обучающих игр» с младшими школьниками, но для детского сада несущий ту же опасность скуки и протестной деструкции.
Другой путь, представляющийся более здоровым, – создание наборов из различных деталей произвольных выразительных форм. Самый простой вариант такого решения – это натуральные, необработанные спилы цельных поленьев и веток. Уж они-то точно никогда не будут одинаковой формы, и в то же время их форма, природный цвет, текстура и фактура изначально сочетаются гармонично – а с другой стороны, дополнительная окраска может подчеркнуть особенности формы. Именно такие строительные наборы чаще всего и встречаются в вальдорфских детских садах, но не только они. Более сложный вариант, привлекающий профессиональных дизайнеров игрушек – целенаправленная разработка сложных форм. Этот путь используют некоторые мастера и крупные производители, но он таит в себе определенную опасность –может оказаться, что набор настолько разнообразен и произволен, что из этих кубиков вообще нельзя ничего построить, они просто не сочетаются, не складываются, они слишком разные. Как тут быть?
Некоторые авторы ищут выход в концепции «паззлов» или «вкладышей» – детали все разные, но упорядочены по принципу взаимного «прилегания». Но в основе идеи паззла-вкладыша лежит принцип «дидактической игрушки» – то есть игрушки, направленной на развитие одного определенного навыка, в данном случае – умения находить соответствие позитивной и негативной формы, «дырки» и «затычки». Вальдорфская педагогика не считает такие узкодидактические игрушки полезными, поскольку сама идея нашей педагогики – гармоничное и всестороннее развитие человека, а не пошаговое формирование отдельных «навыков», как будто мы строим человека из кубиков. Паззлы и вкладыши вредны еще более чем геометрические кубики, они не соответствуют идее, о которой мы писали вначале, – идее свободной игры с минимальной предопределенностью «правильного» решения. И совсем недопустимыми с точки зрения здорового развития ребенка следует считать паззлы, представляющие собой произвольно «нарезанные» на части фигурки зверей и птиц – об этом мы поговорим в следующий раз, когда будем рассматривать игрушечных животных. Но все сказанное не означает, что идею взаимно вкладываемых форм следует отбросить напрочь.
Каким же образом можно сочетать эти требования к игровому набору – разнообразие и в то же время взаимное соответствие форм? На помощь приходит одна из ключевых для вальдорфской педагогики идей – идея метаморфоза, развитая Рудольфом Штайнером на основе естественнонаучных трудов Гете. Изучая живую природу, Гете установил, что все части живого организма, как бы сильно они не отличались, представляют собой трансформацию, метаморфоз некоего исходного принципа. Например, такие внешне непохожие части растения, как лист, лепесток, пестик, тычинка, семядоля, – это все видоизмененные формы листа.
Используя принцип метаморфоза, можно создавать «семейства» форм, наборы «форм-родственников», представляющих собой закономерную последовательность развития одной формальной идеи. Каждая из таких деталей вполне самостоятельна и (в силу своей неоднозначной формы) может использоваться множеством различных способов – но при этом все они объединены внутренней логикой роста, развития, постепенного усложнения или упрощения, последовательного изменения цветовых оттенков. Это уже не комплект механических деталей, а единый живой организм, семья.
И в таких наборах, построенных по принципу метаморфоза, вполне естественно использовать и технологию паззла-вкладыша – тут она появляется как закономерность в живой органической логике (например, луковица состоит из вложенных одна в другую чешуек), а не формальная, механическая «нарезка». При этом не так важно, в конкретную или абстрактную форму складываются эти детали – можно привести примеры и «беспредметных», и «изобразительных» паззлов-метаморфозов, обладающих теми же достоинствами.
Кстати, дополнительные подтверждения ценности таких игрушек можно найти в работах классика советской психологии Льва Выготского на тему развития детского мышления. Он выделяет и подробно описывает категорию «понятие-комплекс» как способ мышления, предшествующий формально-логическому, иерархическому построению категорий. Комплекс – это набор предметов, объединенных в сознании ребенка на основе конкретной, фактической, наблюдаемой связи. Выготский сравнивает «понятие-комплекс» с фамилией, семьей и выделяет несколько разновидностей понятийных комплексов. Например, «комплекс-коллекция» объединяет предметы по принципу взаимного дополнения, в «цепном комплексе» предметы связываются последовательно, друг за другом, причем в каждом случае связь может быть другой, в «диффузном комплексе» сам признак, на основе которого объединяются предметы, динамически трансформируется. Очевидно, что игровой набор, созданный по принципу метаморфоза, как нельзя лучше соответствует этой особенности детского мышления – такой набор есть одновременно и семья, и коллекция, его элементы связаны и цепной последовательностью, и трансформацией качеств, и так далее. Причем психолог отмечает, что мышление в комплексах в полной мере развивается в младшем школьном возрасте. Таким образом, наборы-метаморфозы выполняют также функцию «опережающего развития», подготавливая в дошкольнике новое качество мышления.
Такой подход к созданию игровых наборов имеет еще одно важное преимущество – благодаря наличию внутренней связи и в то же время внешней самостоятельности элементов такие наборы имеют как бы два полноценных состояния: состояние «покоя», в собранном виде, для хранения, и игровое, «разобранное» состояние, где каждая деталь может выполнять свою отдельную роль. То есть игрушка полноценно включается в тот здоровый жизненный ритм ребенка, который стремится создавать вальдорфская педагогика, – ритм чередования «вдохов – выдохов», свободной игры и упорядоченной деятельности, сна и бодрствования.
В следующий раз мы продолжим рассмотрение других разновидностей вальдорфских игрушек –созданный по принципу метаморфоза, как нельзя лучше соответствует этой особенности детского мышления – такой набор есть одновременно и семья, и коллекция, его элементы связаны и цепной последовательностью, и трансформацией качеств, и так далее. Причем психолог отмечает, что мышление в комплексах в полной мере развивается в младшем школьном возрасте. Таким образом, наборы-метаморфозы выполняют также функцию «опережающего развития», подготавливая в дошкольнике новое качество мышления.
Такой подход к созданию игровых наборов имеет еще одно важное преимущество – благодаря наличию внутренней связи и в то же время внешней самостоятельности элементов такие наборы имеют как бы два полноценных состояния: состояние «покоя», в собранном виде, для хранения, и игровое, «разобранное» состояние, где каждая деталь может выполнять свою отдельную роль. То есть игрушка полноценно включается в тот здоровый жизненный ритм ребенка, который стремится создавать вальдорфская педагогика, – ритм чередования «вдохов – выдохов», свободной игры и упорядоченной деятельности, сна и бодрствования.
В следующий раз мы продолжим рассмотрение других разновидностей вальдорфских игрушек – нас ждут куклы, животные, транспорт, домики…
педагогіка
Играя, конструируем или творим
Кубики некубичные