Нарушение правил. Саботаж игры

Такие правила нередко выходят совсем неестественными, наказания в них строги. Однако, когда игра повторяется на следующий день, в ней может появиться новая динамика: у кого-то возникает хорошая идея, и правила адаптируются под нее. Таким путем изучается и совершенствуется большая часть наших социальных способностей.

Некоторые дети – закоренелые нарушители правил. Они сами практически не могут справиться с этим, другие же игроки часто еще меньше могут им помочь. Одни нарушают правила в открытую, даже с вызовом; другие делают это скрытно.

Можно уловить причинно-следственную связь между поведением детей, которые регулярно нарушают правила – и, более того, сопротивляются принятию ответственности и закономерных последствий – и характерными особенностями их обычной жизни за пределами игры. Таких детей обычно можно разделить на две категории.

В первую, наиболее многочисленную, входят дети, домашняя жизнь которых чересчур свободна. Они редко сталкиваются с ограничениями, или же, если таковые присутствуют, последствия их нарушения плохо определены или же вообще не наступают. У таких детей может быть много никем не контролируемого времени для досуга. Они, конечно, с трудом могут связать себя с какими-то правилами. Они достаточно редко получают возможность участвовать в жизни своих сверстников и проявляют слабый интерес к тем, которые пытаются остановить их или привлечь к ответственности; или же реагируют слишком буйно, демонстрируя плохое понимание ситуации. Если другие игроки оказывают давление на них, они угрожают уйти, причем часто делают это очень крикливо. Тогда остальные вынуждены изменять правила, чтобы удовлетворить их требования, или же вообще не замечать дальнейших нарушений с их стороны.

Когда игра координируется взрослым, такому ребенку можно помочь, предоставив ему центральную роль в игре. Скажем, можно выбрать его одним из капитанов или дать ему возможность поучаствовать в разработке правил. Для него также полезно почувствовать в игре свое «владение». Например, на него можно возложить ответственность быть единственным, кто должен поймать мяч в определенной ситуации (скажем, вратарем). Если какое-либо правило им все же нарушено и он с ним не согласен, пусть придумает новое правило. Такие приемы помогают этим детям, которым не хватает ощущения формы.

Во вторую категорию нарушителей правил входят дети с другой крайностью. В семье они живут в атмосфере сильного авторитаризма и множества запретов со стороны родителей, которые быстро реагируют на малейшее непослушание и непокорность и почти не обращают внимания на смягчающие обстоятельства. Такие дети обычно будут искать возможность играть центральную роль в разработке правил и попытаются навязать строгие, лишенные фантазии правила. При обвинении в нарушении такой ребенок будет жестко спорить, и при давлении попытается изменить правила, приспособив их к своим действиям. Если это не получится, он сильно расстроится и будет вести себя угрожающе, во многом повторяя угрозы, услышанные дома от родителей.

Вначале его можно попросить быть посредником в спорах между другими игроками – это задача в его вкусе. Однако после он должен будет выбрать другого судью или маленькую группу, выполняющую роль судьи. Впоследствии он, конечно, может спорить с ними, но все же должен согласиться с вынесенным ими решением. В конечном итоге такой ребенок может взять на себя задачу адаптировать правила всякий раз, когда это необходимо. Возможно, нужно будет известить его родителей о его трудностях и о тех методах, которыми вы пытаетесь ему помочь.

Конфликтное поведение и темпераменты

Но существуют также другие категории нарушителей правил. Некоторые дети относятся к правилам лучше других в силу естественных причин, коренящихся в их природе. В основе этого лежит не описанное ранее приобретенное поведение, а нечто более глубокое. Эти глубокие личностные качества известны под названием темпераментов. Они имеют серьезное влияние на отношение ребенка к правилам и последствиям их нарушения.

Для того, чтобы научиться работать с темпераментами детей в процессе игры, взрослый должен сам сделать несколько внутренних шагов.

Первый и самый важный шаг – попытаться как можно более объективно и честно определить свой собственный темперамент. Один из лучших способов сделать это – задать себе вопрос: «Какого темперамента во мне меньше всего?». Конечно, мы несем в себе все четыре темперамента, но обычно один или два являются доминирующими.

Вторая задача – отбросить предубеждения и предвзятость по отношению к другому человеку. Слушайте и сознательно наблюдайте за его поведением, не прибегая к критике. Часто одно это вносит новую ясность в отношения.

В-третьих, подумайте о том, что вы можете сделать для улучшения ситуации. Уже сама направленность на поиск решения стимулирует понимание и может указать пути возможных действий.
 

Наполеон… Холерик
Огонь

Эти дети воспринимают правила как стесняющие рамки, посягающие на их права. Они обычно экстраверты, они часто приземисты и коренасты, и при ходьбе с силой вбивают пятки в землю. Их речь выразительна и нарочита. В играх холерики видят личный вызов, дающий возможность какого-либо завоевания. Они часто обладают слабой памятью, беспокойной натурой и нетерпеливо начинают действовать еще до того, как правила игры объяснены до конца.

Иногда они нарушают правила просто потому, что забывают их или вообще их не дослушали. Но при этом они будут искать возможность упрекнуть других за их собственные ошибки. Это может привести к проблемам, если другие игроки видят, что холерик нарушил правила сам и обвиняет другого нечестно.

Такие дети в конфликтной ситуации нуждаются в осторожном обращении, так как имеют сильное чувство гордости. Говорите с ними спокойно или, в более экстремальных случаях, прекратите общение и подождите, пока они не успокоятся. Если же вы настаиваете на выяснении отношений «здесь и сейчас», это укрепит их позицию, и их поведение станет еще более безрассудным и возмутительным. Будьте осторожны с критикой, особенно в присутствии других детей. Подчеркните положительные действия холерика, особенно те, которые имеют отношение к мужеству и отваге. Задействуйте его способности к лидерству; например, если он отказывается играть дальше, вы можете сказать ему, как он нужен команде, какой он сильный игрок. Если вы успели понять конкретную проблему и быстро найти ее решение, стоит позволить холерику остаться «в силе», не дать ему почувствовать унижение, тогда он сможет открыться: например, свое решение проблемы вы можете тихонько подсказать ему на ухо, а он объявит его всем остальным как свою собственную идею.

Будьте осмотрительны, но вместе с тем тверды. Убедитесь, что выработанное решение окончательно. Не колебайтесь и не поддавайтесь на уговоры, четко стойте на том, что только что было решено. Вы даже можете бросить вызов холерику, сказав, что он прекратил играть, потому что проигрывал. Конечно, он станет давить на вас, но если вы будете непоколебимы, то заслужите его уважение своей твердостью.

При пожаре, когда дикий огонь выходит из-под контроля, пожарники иногда используют так называемое «встречное пламя». Направление его движения расчитывается так, чтобы оно столкнулось с первоначальным, неконтролируемым пламенем, – тогда последнее гасится, не имея достаточно топлива для горения. Этот принцип можно также использовать для помощи холеричному ребенку, который от злости доходит до крика; вы можете ответить ему тем же, или даже более громким криком. Важно отметить, что этот второй крик не исходит от злости, а от сознательного желания помочь. Этот способ должен применяться изредка и не в присутствии других детей.
 

Бабочка… Сангвиник
Воздух

Такие дети в действительности не нарушают правила, они ими просто пренебрегают. Они воспринимают правила как нечто предназначенное для других, для тех, кто (к сожалению) в них нуждается. Сангвиники любят переходить от одной ситуации к другой, никогда подолгу не останавливаясь на одном месте. Они обычно стройны, хорошо сложены, оживленны, грациозны и красноречивы. Их дружба часто непостоянна и изменчива. Как и холерики, они имеют слабую память; но у них есть способность замечать многое из того, что непосредственно в данную минуту происходит в их окружении. Они интенсивно переживают настоящий момент.

Сангвиник не чувствует вызова, когда его обвиняют в нарушении правил, и редко вступает в спор. Кажется, что он принимает все, что ему говорят; остальным может показаться, что проблема исчерпана, пока ребенок-бабочка, который мало что берет на заметку, вновь не повторяет нарушение. Это часто бесит других, потому что возникает ощущение постоянного беспорядка. Создается впечатление, что единственный путь решения – это или смириться с таким очаровательно-бесящим поведением, или исключить ребенка из игры. Сангвиник может время от времени вспыхивать раздражением, что серьезно беспокоит других детей; однако если вы, взрослый, не захватываетесь этим вихрем, а соблюдаете спокойную дистанцию, уверяя других, что, мол, с ним иногда такое происходит, вспышка быстро пройдет.

Ребенок-бабочка для выражения гнева или недовольства пользуется методом «ударить и убежать». Он может говорить или делать что-то возмутительное и причиняющее боль, а потом быстро сменить тему или покинуть комнату, оставляя других (особенно меланхоликов) самих справляться с неприятной ситуацией. Позже он может отрицать, что подразумевал что-то обидное. Он говорит, что это была только шутка и проблема на самом деле в других, которые воспринимают вещи так серьезно. Дети-сангвиники делают это (часто с настоящим искусством), пытаясь избежать того, что доставляет им большой дискомфорт, – последствий своих поступков.

Попытка указать сангвинику на его ответственность и просьбы смириться с законными штрафными взысканиями похожи на ловлю бабочек или кузнечиков теплым летним днем. Единственная возможность добиться здесь успеха – это использовать сеть. При работе с группой лучшей сетью будет попросить как можно большее количество детей сообщить сангвинику о вызванных его поведением последствиях. Попросите других рассказать ему, как он на них повлиял (причем как негативно, так и позитивно) своим словом или поступком. Делайте это мягко, но прямо. Можно в результате определить некое общее слово или фразу, которая может быть использована для игривого разоблачения сангвиника, когда он вновь применит тактику «ударить и убежать».

Однако существуют и другие пути. В контролируемой взрослым ситуации при возникновении конфликта действуйте немедленно. Если вы промедлите, сангвиник уже успеет переключиться на другое и потеряет интерес к только что происшедшему. В этот момент можно вызвать сангвиническую способность симпатии. Попросите его попытаться оценить и отдать должное тому, насколько сильно его поведение должно расстраивать других. Или же вы можете попросить его исправить ситуацию в качестве личного подарка вам. На культивирование личных контактов «бабочки» отвечают с великим теплом. Несмотря на то, что их интерес ко многим аспектам жизни может казаться поверхностным, их настоящая преданность может быть пробуждена через личные связи.
 

Комфортная зона… Флегматик
Вода

Флегматики любят правила. Их девизом может быть следующий: «всему свое место». Они редко нарушают правила, а если нарушают и признают это, то спокойно и тактично принимают последствия. Однако если не соглашаются, то отвергают все наказания и упрямо настаивают на своей невиновности. Они могут оставаться непоколебимыми, насколько бы сильное давление на них ни оказывалось. Обычно недовольство или гнев флегматиков выражаются достаточно медленно, но когда кто-нибудь другой нарушает правила и не хочет этого признавать, они могут реагировать очень интенсивно.

Флегматики обычно имеют избыточный вес, ходят неторопливой походкой, у них медленные, но хорошо оформленные жесты. Они логичны, дружелюбны, но немного замкнуты. В игровой ситуации – если им интересно – они являются хорошими командными игроками и берут на себя поддерживающую роль; если игра им хорошо знакома, они время от времени могут становиться лидерами в команде. Они стратеги, и при наличии достаточного количества времени могут тщательно разработать подробный план игры. Если в игре появляется какой-то новый элемент, их нужно предупредить об этом. Если же попросить флегматиков сделать что-то, чего они не хотят, они скорее вообще тихо откажутся принимать участие в игре, нежели станут открыто спорить.

Гнев флегматика похож на приливную волну, которая формируется далеко в море – медленно, бесшумно вздуваясь и вырастая, – а затем ударяется о берег с огромной силой. Она всепоглощающа и безрассудна, и все, что посмеет стать на ее пути, полностью разрушается. Волны и течения, бывшие прежде мягкими, скользящими и предсказуемыми, превращаются в опустошающий вал. Когда внимательно наблюдаешь за флегматиком, признаки рождающегося взрыва часто можно заметить заранее. Равномерные волны душевных движений начинают беспорядочно метаться перед бурей. Обыкновенно легкое расположение духа может стать вначале немного раздражительным; флегматик становится менее толерантным или глубоко замыкается в себе. Порядок, который для него обычно так важен, нарушается. Или же вы просто можете вдруг почувствовать, что что-то не так. Конечно, в этом случае можно спросить, что его беспокоит и продемонстрировать свое терпеливое и неугрожающее отношение. Но если это не сработает, тогда лучше отойдите, «задрайте люки» и будьте настороже, внимательно наблюдая за происходящим и помогая, по мере сил, смягчить последствия бури – например, предупреждая других членов семьи или класса не принимать гнев флегматика близко к сердцу и не вовлекаться в него. После бури флегматику особенно будете нужны вы и другие люди вокруг, чтобы чувствовать себя комфортно и начать процесс восстановления. Вы не справитесь с этой ролью благоприятного окружения, если сами втянетесь в гнев и ответные обвинения.

Приливная волна, встречаясь с землей, часто изменяет береговую линию. Море тогда отступает намного дальше своей нормальной отметки, обнажая большую площадь земли, бывшей прежде дном. Земля эта пуста, необработана и не нанесена на карту. Это явление имеет очевидные параллели с редкими взрывами флегматика. Гнев не только задевает и ставит под сомнение многие старые формы и порядки, по которым он привык жить, но гнев еще дает и потенциал для нового роста и плодотворных изменений. Это тонкое, деликатное время. Утешение и успокаивание флегматика может занять несколько дней, и только потом вы сможете мягко предложить ему направление возможных позитивных изменений. Вам нужно будет дать ему время подумать над этим, так как его процесс мышления похож на черепаху. Он будет чувствовать себя раненым, возможно виновным и практически несомненно открытым и незащищенным. Способность к изменениям и внутреннему росту у флегматика тесно связана с его гневом.

Когда флегматик вновь войдет в свою мечтательную апатию или упрямство, не бойтесь говорить достаточно резко и сознательно. Хотя тон все же не стоит повышать, он должен быть спокойным, но интенсивным. Такой прямой разговор обычно служит толчком, выводящим флегматика из его проблемы. Вы также можете обратиться к его сильному родительскому инстинкту, указав например, что в игре многие очень нуждаются в его заботе.

От флегматика часто можно услышать усталые слова по отношению к какой-либо деятельности: «это скучно». В этом случае можно применить следующий действенный прием, доведя его скуку до предела. Попросите его сесть в стороне, пока другие заняты этой «скучной» для него деятельностью, и ничего не делать, абсолютно ничего! Некоторое время он может вполне наслаждаться этим; и всякий раз, когда он возвращается к вам, чтобы с таким скучающим видом посмотреть, что вы делаете, попросите его опять сесть в стороне. Пусть он полностью «насладится» своей скукой. При этом дайте ему понять, что вы не сердитесь на него. Эта процедура может занять несколько сеансов; но в конце концов он вероятно подойдет к вам и спросит, можно ли и ему принять участие в вашей деятельности. И тогда его тепло приглашают присоединиться. При поверхностном взгляде этот результат может показаться мелочью, но на более глубоком уровне он знаменует собой важный шаг в развитии, который может позитивно сказаться на всей жизни флегматика.
 

Поникшая лилия… Меланхолик
Земля

Что особенно провоцирует меланхоликов на конфликт, так это их собственный эгоцентризм. Когда их обвиняют в неправильных действиях, они удивлены и обижены. Они настолько поглощены собой, что им нелегко увидеть точку зрения другого игрока. Меланхолик воспринимает каждое услышанное недовольство в свой адрес. Он может разразиться бранью с личными, субъективными комментариями относительно игрока, который обвинил его, но с трудом может сфокусироваться на очевидном источнике проблемы – нарушении правил игры. Он очень чувствителен к направленному на него сарказму, но между тем свободно использует его по отношению к другим. Все эти тенденции сообща делают меланхолика открытой мишенью для поддразниваний и издевательств.

Гнев меланхолика иногда походит на снайпера, сидящего высоко в безопасном или замаскированном месте и стреляющего болезненными комментариями в каждого, кто может представлять угрозу и «подходит на расстояние выстрела». Чем более агрессивно человек ищет снайпера, тем более тот отступает под свое укрытие и усиливает стрельбу в попытке защитить себя. Это опасно для всех вовлеченных в такую ситуацию. Даже если вы, часто будучи раненым, раскрыли убежище снайпера, вы должны будете его схватить, тогда как у него остается только два варианта – убежать или бессильно предаться вашей воле.

Намного лучше уверить меланхолика в том, что вы понимаете его боль и не представляете для него угрозы. Поднимите белый флаг и идите с ним от своей позиции к его укрытию, спокойно давая ему понять, что не станете наказывать его за его проступок, но что вся эта ситуация причиняет боль и ему, и другим. Заверьте его, что вы хотели бы помочь разобраться в ней. Только тогда снайпер может разрешить вам подойти. Если он даже и не отдаст своего оружия, в следующий раз, когда возникнет конфликт, он узнает вас, что может сделать ваши переговоры более легкими.

Меланхолику трудно присоединиться к другим и начать работать над проблемой, если даже он этого хочет. Он стоит за пределами проблемной ситуации, сдерживаемый представлениями о вреде, обидах, угрозах и вообще всех плохих вещах, которые могут случиться, если он будет привлечен к участию.

Меланхолик обычно тонок и гибок, его манеры смиренны, у него болезненный цвет лица. Он может говорить сбивчиво, останавливаясь и все время анализируя, что окружающие о нем думают. У него низкий болевой порог, чувствующий каждый удар или толчок. У меланхолика обычно немного друзей, он предпочитает крепко держаться за одного-двух. Ему нравится уединенная деятельность, например чтение или рисование, и прогулки на природе, где он примечает каждую маленькую деталь. Когда он подходит к вещам, с которыми имел дело раньше, то проявляет хорошую и долгую память. Меланхолик имеет глубокое внутреннее отношение к прошлому.

Но наряду со всеми трудными особенностями, свойственными меланхолику, у него есть много позитивных черт. Чтобы выявить их, между его интровертной самостью и миром должен быть построен мост.

Неправильной будет попытка утешить меланхолика словами: «не бери в голову, все на самом деле не так плохо». Это только утвердит его в мысли, что его никто не понимает, и усилит его чувство изолированности. Намного лучше сопережить или хотя бы попытаться представить меланхолическое чувство всего плохого, что уже случилось или может случиться. Например, если вы видите, что меланхолик не принимает участия в игре, а наблюдает за ней со стороны, в этот момент может помочь разговор о том, как тяжело человеку войти в игру. Или же сопереживите вместе с ним момент, когда, скажем, два года назад кто-то обозвал его плохим словом: «Если этот мальчик сделает это снова, – можете сказать вы, – просто пожалей его, потому что он вынужден говорить такое, чтобы показать собственную важность». Меланхолик сможет попытаться таким образом преодолеть свою боль; вы как взрослый можете заверить его, что обязательно обратите внимание, если подобный инцидент повторится вновь.

Меланхолики имеют хорошо развитую способность замечать боль другого. Это может быть прекрасным качеством, если при этом им помогают осознать, что именно они могут сделать для помощи страждущим. Если меланхолик почувствует, что приносит жертву, он может служить другим долго и бескорыстно.

Важно показать меланхолику, что вы понимаете его, но в то же время будьте осторожны и не заходите слишком далеко, становясь таким же мрачным, как он. Сопереживайте прошедшим событиям и будущим страхам отзывчиво, но стоя на почве реальной действительности. Покажите ему, что хотя вы и понимаете его чувства, есть все-таки некая твердая рука, которая надежно контролирует ситуацию.

Реакция взрослых

Дети, которые нарушают правила, могут стать для взрослых надоедливыми, даже бесящими. У вас может возникнуть чувство, что независимо от ситуации этот конкретный ребенок неизбежно будет пытаться сорвать игру или сделать ее невыносимой. Такое ощущение доходит до той степени, когда вы уже ожидаете очередного нарушения и предупреждаете ребенка, что больше этого не потерпите.

При этом возникает опасность эскалации конфликта; ваши реакции становятся в некоторой степени несознательными. Вспоминая подобную ситуацию вечером, вы возможно будете возмущены не столько действиями ребенка, сколько потерей собственного самообладания.

Существует несколько основных моментов, с которыми вам необходимо работать, чтобы ваши реакции стали осознанными. Прежде всего, опять же, изучите свой собственный темперамент. Например, есть ли у вас холерические черты? Когда ребенок в присутствии других кричит на вас, не реагируете ли вы слишком сильно и интенсивно, потому что не можете стоять с униженным видом? Или, быть может, вы были настолько резки и напористы в объяснении игры, что оно получилось слишком быстрым? В результате могло получиться, что некоторые дети нарушают правила, потому что вообще не поняли, что нужно делать.

Возможно, ситуация вышла из-под контроля из-за вашей сангвинистичной натуры, которая помешала вам вовремя заметить предупреждающие знаки? Было ли ваше объяснение игры бессвязным, и конфликт возник потому, что некоторые дети несогласны с таким образом представленными правилами?

Какие едкие, саркастические комментарии вы бросили в сторону других из-за вашей меланхолической природы? Вспомните, было ли задето ваше личное чувство, когда некоторые дети признались вам, что игра была «тупой» и они больше в нее играть не будут?

Или вы, как флегматик, слишком сильно привязались к форме и правилам игры, которые так тщательно и долго планировали, и поэтому на каждое нарушение правил вы реагируете настолько остро?

Это всего лишь несколько примеров множества видов реакций, исходящих из особенностей нашего характера. Самое главное, что мы наблюдаем не только за тем, как играет ребенок, но прежде всего за нашими собственными реакциями. Ведь это ответственность взрослого – установить контакт с ребенком, а не ответственность ребенка – устанавливать контакт со взрослым.

Если вы вдруг замечаете, что вам удалось хорошо разрешить ситуацию, проанализируйте, как это получилось, учитесь на собственном успехе. Почему ребенок вдруг успоколся и принял то, что вы ему предложили?

Часто очень помогает взгляд на собственную биографию. Особенно хорошо вспоминать себя в том самом возрасте, в котором находится ребенок или группа, с которой вы работаете. Например, вы можете спросить себя: «Существует ли связь между моей агрессивной реакцией на действия этого ребенка, который дразнит маленького мальчика, и моим собственным маленьким телосложением, а также моим опытом в школе, когда меня самого за это дразнили?» Или: «Может быть, причина моей неспособности разрешить трудную ситуацию в том, что я подсознательно боюсь конфликтов? Быть может, я все время применяю защитную и уклоняющуюся тактику?»

Подобные вопросы могут возникнуть, если у нас есть смелость взглянуть на самих себя. Трудная ситуация может не только помочь ребенку вырасти более сильным, она может помочь и взрослому проработать некоторые его собственные неразрешенные проблемы. Ребенок подсознательно доверяет тому взрослому, который в состоянии искать свои собственные слабости и работать с ними.

Впервые опубликовано в газете «Дитина» №7-8, 2002