Международная молодежная конференция – это проект, который объединяет молодых людей в едином мирном и дружественном пространстве из вальдорфских школ разных городов и стран.  Этому проекту уже 3 года: І Международная молодежная конференция прошла в сентябре 2017 года  в Одессе (Украина), ІІ Международная молодежная конференция побывала в гостях у вальдорфской школы в г. Ереван (Армения). В этом году ІІІ Международная конференция по решению оргкомитета была снова проведена в Вальдорфской школе «Ступени» (Одесса, Украина).

2019 год очень значимый для вальдорфского мирового сообщества. В этом году школы по всему миру празднуют столетие вальдорфской педагогики, и именно поэтому мы приурочили нашу конференцию к этому событию. Основная тема конференции была определена сразу – «Образование». Желающих участвовать в конференции было очень много, поэтому оргкомитетом было принято решения проводить отбор учеников по их эссе по теме конференции. Мы получили более 100 эссе от участников из 5 стран (Украина, Армения, Грузия, Россия, Молдова). В каждой работе ученик раскрывал тему «Образование»: рассматривал проблемы образования в своей стране и в мире, анализировал вальдорфскую педагогику и ее цели, предлагал пути развития современных школ и размышлял о будущем образования. Рассматривали и отбирали эссе педагоги, которые входят в оргкомитет конференции уже 3 года: Марина Штепура – основной координатор и организатор конференции (Одесса, Украина),  Бухути Цанава – основной доцент конференции (Кассель, Германия), Гаяне Даштоян (Ереван, Армения), Нино Ломидзе (Тбилиси, Грузия), Ольга Пономарева (Днепр, Украина). В итоге было отобраны и приглашены для участия в конференции 60 учеников из вальдорфских школ Украины (Днепр, Киев, Одесса, Кривой Рог), России (Санкт – Петербург, Воронеж), Грузии (Тбилиси), Армении (Ереван), Молдовы (Кишинев). 

Основные требования, которые предъявляются молодому человеку в современном мире, касаются уровня и качества его образования. На утренних лекциях, которые вел Бухути Цанава (учитель физики и математики, соорганизатор Кавказкой конференции вальдорфских учителей, постоянный доцент Международной молодежной конференции, г.Кассель, Германия) были рассмотрены такие аспекты темы: становление системы образования в историческом контексте, возникновение и становление вальдорфской педагогики, понятие воли и мышления, а также осознанности выбора жизненного пути и рождения «Я». На конференцию также был приглашен в качестве доцента Ара Атаян – основной учитель, учитель истории искусств, доцент международных учительских конференций, организатор международных антропософских чтений Waldorf-100 (Ереван, Армения). Он погрузил участников в понятия сил антипатий и симпатий, их действие в обычном мышлении и памяти – с одной стороны, и в воле и фантазии – с другой. Глубоко рассмотрел этапы становления ребёнка: первое семилетие – подражание, «мир добр»; второе семилетие – пример авторитета, «мир прекрасен»; третье семилетие – развитие познавательных сил, выработка самостоятельного мышления, «мир истинен». Завершающая лекция была посвящена 4 рождениям – физическое, растительное, душевное и «я». Человек как вопрос. Путь к самому себе. Возможность внутреннего рождения.

Прекрасно дополнила утренние лекции дискуссия. Совместный круг, где каждый мог задать вопрос доцентам или другим участникам, обсудить проблемы, высказать свое мнение или наблюдение. Это было место открытости, честности и встречи молодых людей. 

 

Одним из самых запоминающихся занятий для всех стали социальные игры. То пространство, которое организовала Юлия Фирсова (основной учитель, Одесса, Украина) помогло участникам установить контакты, познакомиться друг с другом, почувствовать границы себя и другого, а также позволило сделать «выдох» и снять напряжение после глубоких утренних лекций.

После обеда все погрузились в мир творческих мастерских, где каждый мог выбрать близкое ему направление занятий.

Театр – ведущая Руслана Ярчевская (Одесса, Украина). Главной темой актерского мастерства была «Сцена как живой организм». Участники через упражнения рассматривали тело как инструмент, позвоночник как опору звука, говорили об изменении театрального языка. Итоговая работа – это то, без чего невозможно представить Одессу и одесситов, то, без чего невозможен театр и сама жизнь, которая в театре отражается как в зеркале – юмор! Участники подарили нам выступление – пародию на конференцию. Главная ценность этого юмористического хулиганства заключалась в любви к тому и тем, над кем шутили.

Деревообработка – ведущие Иван Габович (Одесса, Украина) и Ольга Пономарева (Днепр, Украина). Участникам предлагался уникальный путь в работе с деревом – от тонких ювелирных украшений к свободным и живым формам в скульптуре.

Фрактальна геометрия – ведущая Татьяна Лагунова (Одесса, Украина). Есть ли порядок в хаосе? Что общего у молнии, волн, горного хребта, папоротника и дерева, береговой линии и кровеносной системой человека? Какая она – настоящая геометрия природы? Возможно ли найти геометрический код, с помощью которого природа рождает все живое вокруг? Участники чертили, рисовали, склеивали и складывали, вычисляли, размышляли и скрытое становилось явным.

Спорт – ведущая Ольга Мартьянова (Одесса, Украина). Главное направление занятий – кручение пой, а также подвижные командные игры. Участники набирались мастерства, учили базовые элементы и связки к ним. Завершением работы стало прекрасное совместное выступление, а сюрпризом для всех оказался номер с огненными поями. Многие ребята признались, что научиться крутить пои – была их мечта, которую они осуществили на конференции.

Участие в конференции – это не только посещение лекций и занятий. Очень ценно и важно общение молодых людей, их встреча и диалог. Мы пытались создать открытое пространство для них. Было очень приятно видеть их на совместных прогулках по Одессе, их задорные морские приключения, вечернее пение под гитару, общение в перерывах и свободное время. Участниками самостоятельно был организован национальный вечер – каждая страна представила свою культуру в песнях, танцах, стихах. Закончился вечер совместным пением, что стерло все границы, которые существовали между ними.

ІІІ Международная молодежная конференция еще раз показала нам как важно и ценно создавать такие проекты, где каждый молодой человек сможет проявить себя, где каждый откроет для себя новые пути и жизненные задачи, где произойдет настоящая и очень важная встреча личностей.

Группа организаторов очень надеется, что этот проект будет продолжаться, развиваться и сможет подарить многим ученикам вальдорфских школ бесценный опыт. Мы также раздумываем о необходимости организации творческих международных проектов в рамках Международной молодежной конференции уже в 2019 – 2020 годах.

  


 

«Эта конференция была как раз тем, в чем я нуждалась. Пару месяцев назад я решила глубже погрузиться в вальдорфский мир и попытаться выяснить, почему выбрала этот путь, а не другой. Здесь я получила ответы и они подтвердили верность выбора еще больше. Все занятия были очень полезны, я ловила каждое слово, произнесенное лекторами. Выражаю им огромную благодарность и низкий поклон. Все остальное на конференции также было замечательно! Так много интересных и разных людей, новых опытов. Программа просто идеальная! Благодарю еще раз и с нетерпением жду следующую конференцию! »

Полина Хелфер (Днепр, Украина)

 

«С помощью Бухути и Ара каждый урок был уникальным и незабываемым, что заставило меня взглянуть на  мир с другой стороны.»

Evelina Cebotari (Chisinau, Moldova)

 

«Это были незабываемые 7 дней в моей жизни. Конференция начиналась с прекрасных лекций на тему  «Образование»,  которые дали мне очень много новых знаний, которые не чем не заменить. После чего у начиналось социальная активность,  где у нас был шанс познакомиться с теми людьми, с которыми я бы точно никогда не начала разговор. А потом проходила дискуссия, на которых мы обсуждали многое, например проблемы именно наших стран и каждый из участников начинал говорить то, что ему было неприятно видеть, слышать о своей стране, многие другие темы.»

Marianna Sahakyan (Yerevan, Armeniya)

 

В целом конференция мне очень понравилась. Мероприятие организовано на высоком уровне, было большим довольствием слушать лекторов, которые говорили о действительно интересных и важных для меня вещах. Самым значительным для меня на наших лекциях было описание того, какие этапы проходит человек в воем развитии, что необходимо ребенку в возрасте семи лет и чему он должен научиться в 15. Мы так же говорили о таких фундаментальных проблемах как, например, кто ты есть, как человек. Та информация, которую я получил в Одессе поможет мне в будущем. Благодарю за эту встречу, это было прекрасно.

Никита Крамаренко (Днепр, Украина)

 

«Перед поездкой у меня не было никаких особых ожиданий от конференции. Но конференция превзошла все мои ожидания, особенно лекции Бухути Цанава и Ара Атаян. На лекциях я познакомился ближе с Вальдорфской педагогикой и получил массу полезных и уникальных знаний, получил ответы на некоторые очень важные для меня вопросы. В дальнейшем я бы очень хотел бывать на подобных вальдорфских конференциях!»

Николай Коваль (Киев, Украина)

 

«Считаю что нет лучшего опыта как отправлять детей в такие практики. Почему? Потому что ты остаешься сама с собою и можешь себя лучше узнавать. В таких обстоятельствах многое из твоих взглядов принимают иной образ. И это очень красиво.»

Sclifos Alexandra (Chisinau, Moldova)

1.07.19– 5.07.19
Одесса, Украина