В искусстве соединяются два важных урока детства: тренировка руки и тренировка души. Вместе это служит прочной основой для тренировки разума.

Я записала это в своем летнем журнале, наблюдая за детьми, которые на берегу ручья были полностью погружены в лепку фигурок из глины.

Я видела ловкие и быстрые движения их рук. Это была бессознательная тренировка большого пальца. Сегодня я думаю о наших предках, живших в пещерах, и о важной роли руки в их жизни. Во всех культурах, может быть, до последних сорока лет, тренировка руки была важной интегральной частью воспитания подрастающего поколения. Руки обучались вырезать каменные наконечники стрел, плести корзины, лепить глиняные сосуды, охотиться, лечить, готовить еду, прясть и вязать, сеять и убирать урожай. Чему же обучают руки в XXI веке? Какова цена того, что они неподвижно лежат на коленях? Когда руки долгое время не используются, то же самое происходит с разумом. Как можно измерить вклад хорошо скоординированных, уверенных, гармонично двигающихся рук? Как руки обогащают нашу жизнь? Что приносят в мир хорошо натренированные руки?

В своей книге «Рука: как она формирует мозг, язык и культуру» невролог Фрэнк Уилсон показывает нам центральную роль человеческой руки с нашим уникальным большим пальцем в эволюции человеческого рода. Он страстно доказывает необходимость воспитания руки, объясняя нам, что человек с умелыми руками — рабочий, скульптор или водопроводчик — познает мир на таком уровне, который недоступен для людей с нетренированными руками. Мы знаем, что в кончиках наших пальцев находится громадное количество нервных окончаний, и если они задействованы в детстве, мозг становится неизмеримо богаче.

Благодаря художественному опыту рука и следовательно, мозг обогащают нас своими собственным творческим потенциалом.
Искусство развивает так же и душу. Как мы говорили ранее и повторим теперь, ребенок воспринимает не только цвет, форму, структуру, эластичность, плотность и так далее. Используя вещи на их физическом уровне, ребенок познает свое собственное «я». Каждый вид восприятия вызывает чувственную реакцию ребенка. Таким образом, ребенок, который в раннем детстве не отделяет себя от окружающего мира, начинает переживать свои физические границы, которые со временем сформируют его «я». Искусство оживляет и вскармливает в нем семена самосознания.

Маленький ребенок через искусство устанавливает взаимоотношения с миром. Дети приходят к нам из другой сферы, «странствуя, как Славы облака», как сказал Вордсворт. Благодаря этому многообразию восприятия они начинают познавать мир плотности и формы. И очень важно, чтобы внимание родителей было обращено на форму художественного опыта, чтобы дети нашли подходящие способы ответить на то, что мир говорит им: они учатся устанавливать взаимоотношения.
Обрести самосознание и любить мир – этому духовному знанию учат руки.

Полная версия книги  “Небеса на Земле. Руководство для родителей маленьких детей” Ш. Оппенхаймер