«История – это не нисхождение из высей вниз;
История – это стремление вверх к достижению
определённой цели и возможности соединиться
с целым миром, с прошлыми и будущими поколениями»
Р. Штейнер
В вальдорфской школе изучение истории начинается с пятого класса, когда ученики знакомятся с историей Древней Индии, Персии, Египта, Греции. В течение следующих лет обучения они постепенно приближаются к современности. В 11 или 12 классе заканчивается школьное изучение истории, у выпускников происходит встреча с современностью, с действительностью взрослой жизни.
История, рассматриваемая как наука, направлена на изучение прошлого. С чем имеет дело учёный историк? С летописями, картинами, памятниками архитектуры, монетами, легендами, архивами. С тем, что когда-то в древности было живым, но в настоящее время безвозвратно умерло. И это «умершее» продолжает жить как памятник, воспоминание о значительном событии. Чем больше впечатление произвело это событие на современников, тем дольше сохраняется воспоминание о нём. Самое большое впечатление производят обычно войны, стихийные бедствия, дальние путешествия. Основную задачу учителя истории в вальдорфской школе можно увидеть в том, чтобы это мёртвое сделать живым вначале в собственной душе, а потом в душах учеников.
Если подходить к истории как к строгой науке, то она будет давить тяжёлым грузом на учеников. Практически невозможно запомнить и удержать в памяти последовательность событий, годы войн и царствования за долгую историю России и за несколько тысячелетий мировой истории. Причём с каждым прожитым годом количество событий увеличивается. При таких требованиях в душах учеников возникает закономерный вопрос – зачем? Зачем мне перегружать свою память избыточной информацией о прошлом, которое меня не очень касается? А учителя мучит другой вопрос: как выбрать из моря литературы необходимое, на чём сделать акценты в преподавании?
К 12 годам у детей происходят важные изменения в их душевном состоянии. Уходит образное мышление, на смену ему приходит мышление абстрактное, понятийное. Они учатся жить в понятиях так, как этому учились в своё время древние греки, создавая логику, философию, геометрию, грамматику и другие науки. Понятие отличается от образа большей чёткостью, оформленностью, универсальностью. Образ находится ближе к жизни, в понятии живое умирает, остаётся лишь указание на идею, на множество, объединённое по определённому принципу. Например, понятие «посуда» включает в себя совокупность вещей, которые связаны с пищей, её приготовлением и поеданием. А для ребёнка определённого возраста этого понятия ещё не существует, а существует конкретная тарелка, ложка, чашка. Есть народы, у которых не созданы привычные для нас абстрактные понятия, у них нет исторической науки, но есть мифы, легенды, устные предания. Понятия охватывают вещи в пространстве и события во времени. Если мы говорим об эпохе царя Александра I, то подразумевается конкретный промежуток времени с 1801 по 1825 год и события, которые тогда происходили. К 12-13 годам у ребёнка созревают способности для восприятия истории. У него уже есть своя личная история жизни, воспоминания, значимые события, опыт борьбы и дружбы, побед и поражений. Конечно, и до этого возраста ребёнок что-то помнил и забывал, но он ещё не выстраивал логические и причинно-следственные связи между событиями.
До 9 лет дети ещё достаточно сильно живут в своём окружении, в общей атмосфере класса, ещё действуют силы подражания и авторитет учителя. С 9-10 лет начинается постепенная индивидуализация, ученики замечают, что они разные, у каждого свой характер, свои достоинства и недостатки, своя история.
Кстати, само слово «история» пришло в русский язык из греческого, в Греции оно обозначало «расспрашивание, исследование» («istoros» – «знающий, сведущий»). Значит, для восприятия истории созревают тогда, когда учатся спрашивать, исследовать. В течение 1–4 классов ученики знакомятся со сказками, легендами, баснями, мифами, былинами. Всё это тексты, которые не привязаны жёстко к конкретному пространству и времени. А к 5 классу ученики «приземляются», созревают для восприятия исторических событий и героев.
Пожалуй, основной вопрос истории можно сформулировать так: что было, когда меня не было? До определённого возраста этот вопрос не волнует ребёнка, он живёт в настоящем и в ближайшем будущем. То, что происходит в течение моей жизни, – не совсем «чистая» история, не совсем строгая наука, ведь я сам был причастен к событиям, которые происходили в стране и в мире, мне сложно сохранить объективность и непредвзятость. История для меня – это то, что «натворили» другие, жившие до меня. То, что происходило до моего рождения, для меня чистая история, её я не могу вспомнить, но могу узнать из рассказов старшего поколения, из книг, фильмов и т.д. К 12 годам каждый ученик имеет собственную историю. Он занимает определённое положение в классе, у него есть друзья и враги, приятные и неприятные черты характера, достижения и неудачи. Причины, из-за которых к нему так относятся учителя и ученики, лежат в прошлом, в истории. Понять современность можно только обратившись в истории.
История всегда переплетена с географией, как две категории – «время» и «пространство». В школе эти предметы формально разделены, но в жизни они нераздельны. Чтобы увидеть смысл в названиях городов, улиц, площадей, нужно знать историю. Ведь прошлое всегда присутствует в настоящем в виде окружающих нас названий: Екатеринбург, улица Ленина, садовое кольцо и т.д. Понимание того, в каком топонимическом окружении ты живёшь, важно для любого человека. Оно помогает ориентироваться в пространстве и времени. Одно название или имя может вызвать в сознании множество событий, связанных с этим человеком. Взгляд назад, в прошлое, можно сравнить с лучом света, который помогает найти путь в темноте. Поскольку пяти- и шестиклассники помнят только события своей личной жизни и жизни своей семьи, можно побудить их к постановке вопросов. Эти вопросы о прошлом могут быть заданы родителям, бабушкам и дедушкам, родственникам. Тогда становится возможным проследить живую историю на 50-60 лет в прошлое. Ценный материал, который можно использовать на уроках, – это старые фотографии, монеты, журналы, книги, открытки. Совместные поездки класса в другой город также создают возможность для последующего описания события в сочинениях. Хорошо, если ученикам удастся точно описать последовательность событий поездки и сделать собственные наблюдения и выводы. В некоторых школах классы ведут альбом истории класса, в который помещают фотографии, рисунки, сочинения.
Ещё одна проблема, с которой сталкиваютcя учителя истории, – проблема интерпретации исторических событий. Невозможно только рассказывать детям факты и не занимать самому никакой позиции. В математике, геометрии, химии и физике возможна объективность. Числа, фигуры, элементы, предметы, не вызывают в нас таких сильных эмоций, которые вызывают люди. В истории же всегда действуют субъекты – вожди, цари, президенты, военачальники, путешественники. Это живые люди в конкретных обстоятельствах. Поэтому им всегда необходимо выбирать путь развития для страны. А последствия того или иного выбора проявятся только в будущем. Для подростка тема выбора является чрезвычайно актуальной, потому что ему всё чаще в своей жизни приходится выбирать то или другое и отвечать за свой выбор. Если же родители и учителя постоянно делают выбор за подростка, он остаётся инфантильным, пассивным, несамостоятельным. У него не развивается воля, потому что выбор требует волевого усилия. То же самое происходит со страной и народом, лишённым свободного выбора. Народ начинает деградировать, исчезает чувство ответственности за страну, власть перестаёт считаться с народом. В истории одновременно существуют страны с разными формами управления, находящиеся на разных уровнях развития. Существуют монархии, республики, диктаторские режимы, теократии. Есть одна моя родная страна и множество других стран. Для жителя Германии или Италии Россия всегда будет одной из множества других стран. Так мы подходим к серьёзному философскому вопросу современности – я и другие.
Этот вопрос касается как личных отношений между людьми, так и отношений между странами. В истории существуют разные примеры межгосударственных отношений. Возможны дружеские союзы, зависимость одной страны от другой, колонизация и борьба за независимость. Иногда возникают войны, когда одна страна сильно «раздражает» другую. Что-то похожее на отношения между странами можно заметить среди 13-14-летних подростков внутри класса. Каждый стремительно индивидуализируется, но все остаются в одном классе. Появляются лидеры, образуются группы поддержки, возникает борьба и подчинение слабого сильному. В этой борьбе каждый защищает свои границы, своё внутреннее пространство, частную жизнь. Если кто-то грубо нарушает мои границы, он получает отпор. История свидетельствует о том, как болезненно реагируют государства на вторжение со стороны других государств, как они охраняют свои тайны и стремятся узнать тайны других государств с помощью разведки, как они договариваются о границе, чтобы избежать вооружённых столкновений.
То, что происходит в большом масштабе во внешнем мире, – войны, революции, захваты территорий и т.д. – повторяется в малом масштабе в рамках класса. Правда, процессы, которые уже завершились в истории, нам легче наблюдать. А то, что происходит здесь и сейчас, труднее поддаётся наблюдению. Учитель видит ситуацию в классе немного со стороны, он не погружён в процесс становления класса с такой интенсивностью, как его ученики. Поэтому интуиция может подсказать ему, какой акцент стоит сделать во время конкретной эпохи истории, что вызовет резонанс в душах учеников.
При изучении истории стоит обратить внимание учеников на то, как в одно и то же время на земле существуют народы, находящиеся на разных этапах развития сознания. Есть примитивные культуры, которые не испытали сильного воздействия цивилизации, их изучают этнографы. Есть народы, которые недавно создали своё государство, есть народы с тысячелетней историей. Их не надо делить на хорошие и плохие, развитые и недоразвитые. Каждый народ достоин уважения. Если один человек начинает судить о целом народе, он впадает в абстракцию и делает неизбежные ошибки. Народ состоит из самых разных людей. Даже класс в школе состоит из очень разных индивидуальностей, которые призваны находить общий язык, делать что-то вместе, уважать друг друга. К выпускному классу ученики создают свою длинную историю класса, которая остаётся с ними надолго. К ней они будут обращаться в воспоминаниях, её опыт пригодится им в различных жизненных ситуациях, её уроки останутся с ними во взрослой жизни.
педагогіка
История живая и мертвая в вальдорфской школе
Основной вопрос истории можно сформулировать так: что было, когда меня не было? Какие смыслы могут открыться ученикам и учителям?