Эта архивная статья возвращает нас в 2000 год, когда мир глазами идеалистически настроенного молодого человека 3-го семилетия, родившегося в СССР, но окончившего школу уже в свободные 90-е, выглядел полярно освещенным: светлый демократический мир прогрессивного человечества на Западе, за которым будущее, и темный тоталитарный мир прошлого, все еще продолжающий отравлять жизнь людей в постсоветских странах. Свет и тьма настолько ярко контрастируют, что ошибиться практически невозможно и судить можно наотмашь.

Интересно перечитывать это спустя 20 лет, когда реальность так эффектно перечеркнула основной посыл и светлую уверенность, жившую на переломе тысячелетий: что армия по сути больше не нужна, ведь одно государство уже не может напасть на другое, поскольку «мощное общественное мнение прогрессивного человечества» немедленно раздавит агрессора.

Тем не менее, смотря на такие взгляды из современности, получаешь удивительное чувство: потому что «Человек, собственно, только о том знает верно, о чем он получил опыт: как оно действовало в его душе, когда он думал об этом ложно» (РШ, 1918-12-06).


В названии – древняя китайская поговорка. Пару месяцев назад на «Что? Где? Когда?» знатокам предлагалось найти недостающее последнее слово. Они ответили — «чиновников». И проиграли.

Их удручающий пессимизм можно понять. Видимо, состояние нынешней власти наталкивает на подобный ответ. Возможно, в древнем Китае чиновники действительно были лучше наших. Но скорее всего это особенность русского (вообще восточнославянского) сознания — ругать свою власть. Сегодня в народе (особенно в сельской местности) так часто можно услышать: «Все чиновники — воры!», «Бюрократы проклятые…», «Вот пострелять бы их всех!..» и т.д., и т.п.

При этом во многих наших, «бывших советских», людях уже давно можно заметить некую странную то ли традицию, то ли просто особенность менталитета: «Раз государство меня обкрадывает, то и я его тоже!..» И немало людей не считают чем-то крамольным «потянуть» немножко чего-нибудь со своего предприятия (завода, фабрики, магазина, детского сада…). Многие при случае могут не заплатить за проезд, если им это ничем не грозит, и т.д. В общем, придумано множество уловок, как обмануть государство в самых различных областях жизни. Изобретательность и упрямая непокорность поистине поражают.

Но что самое интересное — это ещё совершенно не говорит о свободе. И все наши «политические» разговоры не выходят за рамки пустых обывательских сплетен. Они ничего реально не изменяют в мире. Много ли можно найти людей, которые действительно могут что-нибудь открыто сказать (например, открыто покритиковать президента или правительство), высказав тем самым мнение если не большинства, то весьма существенной части населения? Нет, чуть только возникает опасность, что тебя услышат «власть имущие», желание бороться за свои права странным образом улетучивается. Речь сейчас не идёт об известных людях из «высшего» общества, которые всё же могут кое-что сказать без особого страха за себя. Речь идёт о нас с вами, простых людях. Большинство журналистов, за редким исключением, тоже всего лишь простые люди. Они тоже могут бояться. Лояльность большинства украинских средств массовой информации к органам власти показательна. Причём даже в России мы видим уже совершенно иную картину, приближающуюся к западным меркам. Можете ли вы представить, чтобы какой-нибудь украинский телеканал или газета могли бы позволить себе высказаться в адрес Кучмы таким образом, как это делают российские СМИ в адрес Путина? Или тем более американские СМИ в адрес Клинтона? Ни за что! Напротив, на канале
УТ-1, похоже, вообще критики в адрес власти не бывает, он лишь расплывается в радостной гордости за «демократичну владу нашої незалежної держави»…

Ну да не будем впадать в излишние эмоции и ожесточаться. Такое различие украинского и российского менталитетов имеет и другую, позитивную, сторону медали, которая имеет далёкие перспективы. Попробуем лучше понять, откуда этот странный парадокс — постоянное внутреннее недовольство и недоверие при внешнем благочестии и покорности?

Всё-таки мудрыми людьми были древние китайцы…

Человек начинает сознательно вживаться в мир примерно с 14 до 21 года. В это время он пытается найти твёрдые ориентиры, на которых сможет построить всю свою дальнейшую жизнь. И он хочет научиться совершать поступки сам, без чьей-либо помощи, никому не подчиняясь (и часто ничем не руководствуясь). Подростковый кризис с его стремлением к независимости слишком хорошо известен школьным учителям и психологам, чтобы подробно на нём останавливаться. Но рискну предположить, что забота психологов простирается лишь до момента окончания школы, а далее человек, видимо, считается уже взрослым и способным самостоятельно принимать решения. Его «отпускают». И учителя, и родители. И вот тут-то ему бы и найти свои подлинные ориентиры, свободно их выбрать!

Но вот тут-то на него и обрушивается удар. Его вырывают из жизни, помещают «в клетку», лишают практически всех прав и обучают подчиняться. Да-да, именно это с ним и делают! Как можно догадаться, речь идёт о воинской обязанности, о службе в нашей славной армии. Так и хочется сказать: как всё чётко продумано! (Вопрос о том, кем продумано, оставим здесь без ответа…) Нет более удачного времени и способа отучить человека самостоятельно принимать решения, чем с 19 до 21 года изолировать его и, унижая, приучить выполнять приказы.

Видимо, этот вопрос ещё не до конца осознаётся нами. «Демократическое» государство, защищающее права и свободы граждан, в определённый (очень определённый!) момент жизни лишает половину своего населения этих свобод и прав и заставляет людей исполнять совершенно надуманные указания. (Надуманные, например, в том смысле, что наверняка, если бы мы не привыкли с детства видеть марширующих солдат, то при первой встрече с ними мы бы очень удивились — настолько неестественными и странными выглядят движения марширующего человека. Он как никогда сильно напоминает робота. Возможно, неестественность движений, поступков, неестественность мыслей при отсутствии свободной воли — это некая закономерность? Робот ведь тоже управляется чужой волей.)

Будем откровенны: машинная, не человеческая фраза: «я солдат, и моё дело выполнять приказы» — корень практически всех войн, которые когда-либо происходили на земле. До тех пор, пока человек так говорит, он — послушное орудие в чужих руках.

И вот, подавляющее большинство ныне живущего мужского населения Украины в своё время прошло через такое «обучение». Вы думаете, человек, возвращаясь из армии, возвращается также и к своим исканиям, надеждам и раздумьям юношества? Ничуть, армия его уже «научила жизни»! Вопрос только в том, какой жизни она его научила: реальной или неестественной, надуманной, покорной. Способен ли тогда человек нести какие-нибудь реальные исцеляющие импульсы в жизнь, способен ли он что-нибудь изменить? Способен ли он открыто высказать своё мнение? По этому поводу есть меткий армейский афоризм: «Товарищ курсант, если хотите что-то сказать, то лучше молчите…»

Тогда можно объяснить также, почему удивляются западные вальдорфские учителя, приезжающие на Украину: «У нас чаще всего классными учителями становятся мужчины, а у вас на Украине почему-то почти во всех вальдорфских инициативах 95 процентов составляют женщины. У вас что, мужчины вообще неспособны?..»

Можно было бы ещё затронуть чисто моральный вопрос о совместимости военной присяги и заповеди «не убий», о моральности христианской церкви, благословляющей воинов нарушать эту заповедь, и т.п. Но опыт показывает, что в наше время воззвания к моральности всё чаще оказываются скучными и бесплодными, они воспринимаются как нечто «слишком банальное и заигранное».

Поэтому оставим совести каждого отдельного человека разбираться в этих вопросах.

Следующие размышления адресованы больше тем, кого вышесказанное не может убедить. Тогда можно рассмотреть эту проблему и с другой, более прагматичной стороны.

Самый распространённый контраргумент защитников армейской системы — «а кто же тогда будет защищать родину?» На встречный вопрос: «а от кого её защищать?» — чаще всего вы не услышите вразумительного ответа. Но это действительно интересно — как мы представляем себе будущую возможную войну?

Наверняка ни один трезвый генерал уже не питает иллюзий насчёт того, что какое-нибудь государство ещё может объявить войну другому государству и двинуть против него армию. Невозможно представить, что какой-нибудь Иран, Пакистан или даже Китай объявят войну какому-нибудь европейскому государству (например, Украине), или России, или США. В настоящее время общество развилось настолько, что уже не допустит подобных действий. Мощное «общественное мнение прогрессивного человечества» моментально и однозначно осудит государство-агрессора, и тогда ему придётся воевать со всем цивилизованным миром. Учитывая всё возрастающую взаимную экономическую зависимость, это практически невозможно. Конкретный пример с Ираком, который решил «старым способом», как агрессор, напасть на Кувейт: общественное мнение (опираясь на непревзойдённую военную мощь нескольких развитых государств) попросту раздавило его. Последствия этого мы видим сейчас, когда Ирак находится в тяжелейшем экономическом положении именно из-за санкций ООН.

Можно с уверенностью сказать, что эпоха межгосударственных войн закончилась и наступает эпоха войн внутригосударственных. Практически все более или менее крупные войны после Второй мировой (Вьетнам, Афганистан, Корея, Югославия, Чечня и т.д.) происходят в границах одного государства и предстают перед общественным мнением как «миротворческие операции». Они проводятся по внутригосударственным законам и сводятся, по сути, к «наведению порядка» и «восстановлению прав человека», то есть к полицейским мерам. Во время последней операции НАТО в Косово ни одна из воюющих сторон никому не объявляла войны. Поэтому-то общественное мнение и разделилось, и никто не мог сказать, что же является правдой: НАТО нападает на Югославию и нарушает права человека или Югославия нарушает права человека в своём государстве, на что прогрессивное человечество не может закрыть глаза и требует активного вмешательства.

Некоторые пессимистически настроенные аналитики прогнозируют похожую ситуацию в Крыму, когда НАТО может вмешаться под предлогом «восстановления прав человека» в национальном вопросе крымских татар. Но это случится лишь тогда, когда государственные и общественные организации Украины не смогут более правильно управлять страной, когда само общество станет больным, что приведёт к внутренним конфликтам. Ведь никто не предполагает, что, например, в Швейцарии или Германии (где живёт огромное число иностранцев) может возникнуть какая-либо национальная проблема, потребующая внешнего вмешательства. Ведь там действительно соблюдаются права человека!

Очевидно, что сегодня главным врагом цивилизованного мира становятся внутренние конфликты и международный терроризм как наиболее действенный способ ведения войны, потому что он атакует государство изнутри.

Учитывая все эти соображения, можно сказать: в настоящее время Украина (некоторые развитые страны этого уже практически достигли) нуждается в малочисленной, но очень профессиональной армии, тесно связанной с полицией и способной навести порядок в государстве. В том, что нынешняя огромная «добровольно-принудительная» армия на это не способна, все уже не раз убедились на примере Чечни, и наверняка каждый, кто видит голодных, забитых молодых ребят, вынужденных слепо подчиняться толстым генералам и мечтающих лишь скорее «выйти на волю», не станет возлагать на такую армию большой надежды.

Но важнее всего этого оказывается наша собственная способность вносить новые течения в социальную жизнь. Ведь если мы способны открыто выражать своё мнение, искать новые пути и свободно принимать решения (основанные, в конечном счёте, на вечных законах истины и добра), то мы никогда не вступим в противоречие с прогрессивным человечеством.

Ведь тогда мы сами к нему принадлежим.

Впервые опубликовано в газете «Дитина», №8 (18), 2000