«Разрешите представить Вам человека, которого мы давно мечтали увидеть в Киеве, — учителя музыки с тридцатилетним опытом работы в вальдорфских школах, композитора, органиста, автора книг: его работа о преподавании музыки переведена и на русский…» — вступает организатор.
Вольфганг Вюнш сосредоточен, что-то вспоминая: «Да, есть такая книга, — говорит он на правильном русском языке с еле слышным немецким акцентом, — Но там есть некоторые непонятности в переводе.
Например в названии: «Формирование человека посредством музыки». Что это значит: формировать человека? Как бы это выглядело? Может быть, так?» — Вольфганг выпрямляется, останавливает взгляд прямо перед собой и начинает маршировать на месте.
Учителя смеются, Вольфганг улыбается и продолжает: «Конечно, нет. Я выбрал другой путь для обучения музыке, чем… — Муштра! — подсказывает чей-то голос. — Мне всегда очень хочется знать как раз обратное, чему музыка может научить человека, чем она поможет ребенку в его развитии. Представьте себе важность этого знания. Об этом говорит моя книга».
Так начиналась первая лекция Вольфганга Вюнша в школе «София» в рамках Киевской конференции учителей музыки Вальдорфских школ. Всего он успел прочитать двенадцать лекций за пять дней (из них три в академии эвритмии, одну в музыкальном училище, одну в музыкальной академии, две для родителей). Кроме того, он провел полный рабочий день в конференции и несколько практических занятий с учителями. Признаюсь честно, никогда не представлял себе, что график работы одного человека может быть таким плотным, а каждая часть его исполнена такой силы, плодотворности и даже, если можно так выразиться, благотворности.
В.В.: «…Я привык много работать на Украине, мне это нравится. Здесь очень хорошо слушают — со вниманием и творчески… »
Итак, что же привез с собой этот замечательный и почтенный дедушка семидесяти шести лет? Во-первых, знания, проверенные и доказанные его многолетним опытом учителя и музыканта. Во вторых, с его багажом прибыли новые знаменитые деревянные пентатонические флейты Choroi для учеников первого класса. Знаменитые не только своим нежным звучанием, особой конструкцией свистка и необычным происхождением, но и лечебно- педагогическим эффектом, который они оказывают на «трудных» учеников. При правильном использовании методики преподавания и техники игры эти флейты могут полностью изменить отношение к учебе и настроение всего класса.
В-третьих, он привез магию и волшебство. Да, да, не только сказки, но и самые обыкновенные чудеса, которые сложно описать и словами, и нотами.

Маленькие дети и начальная школа

«Лайзе лихте, лайзе лихте… » — тихо поет Вольфганг песню про ветер для изучения в первом классе. Без перевода видно, что это что-то легкое и воздушное. «Как вы это понимаете? — удивляется он, — А!.. Вы чувствуете мое душевное движение: вверх, над землей. А что почувствует ребенок? То же самое!».
Ребенок, можно сказать, только настроение и чувствует, и оно ему интересно! В результате текст и мелодию он запомнит без проблем. Так внешнее движение (природы, эмоций, чувств) переходит внутрь человека.
Этого не умеют дети дошкольного возраста. Например, взрослый приказывает: «Садись! ». Как, зачем?.. Ребенок не понимает: движение — это часть его, а он — часть движения. В этом возрасте человек растворен в мире, един со всем миром.
Здесь мы говорим о настроении квинты. В песнях для детей ритм, мелодия, настроение гармонии должны соответствовать смыслу текста и образу, в котором находится исполнитель. Посмотрите! Он руками показывает, как дует ветер, как течет вода, ногами — как скачет лошадка, головой — как поет птичка! Если учитель поет и при этом находится «в образе», его движения становятся чем-то загадочным, красивым, а после могут стать многозначным.
Ритму в это время придается отдельное значение: все ритмы очень просты. Как день и ночь, по космическому принципу. Это ритмы человека в ритмах планет, в положении Луны… Кажется, они неравномерны? Но дыхание человека тоже равномерно- неравномерно, по-разному. Сколько возможностей пройти этот простой путь — вдох-выдох. Поэтому запомним: постоянный четкий ритм вводит в себя, хаотичный неравномерный — в космос. Этим нужно пользоваться только осознанно. Что осознают дети до девяти лет? Мир — единство. Как научить ребенка не только воспринимать,но и понимать то, что мир дарит ему? Как исследователи, дети уходят куда дальше, чем многие их учителя.
Например, такая иллюстрация. Представьте себе широкое поле, золотящееся налитыми полными колосьями. Мама с маленьким сыном идут домой. Сын: «Мама, а откуда зерно?». Простой вопрос, мама все может пояснить: «Разве ты не помнишь, как год назад, после уборки урожая, зерно сортировали, а потом хранили в мешках до весны. Пока не посеяли на этом поле. Зерна проросли и стали нивой ». Логично? «Нет! — ребенок возмущен. — Откуда взялось зерно?». Он хочет знать про самое первое — празерно.
Маму это мало интересует, она не знает ответа. Хороший учитель так не может, он должен знать все ответы, иначе дети отвернутся и забудут свои вопросы. Нужно придумать. Вспомним сказки, всемирную историю, все прочитанные книги, Штайнера… Есть! Для того, чтобы что-то появилось на земле, в духовном мире должны произойти соответствующие приготовления, какие-то дары, жертвы и т.д. Так получается новая история, сказка-ложь, ну хоть намек — и то хорошо! Интерес не пропадет даром.
Даже если ребенок в глаза не видел живого волка, петуха или осла, он все равно сможет найти подходящий образ для его изображения, если учитель артистично подходит к изложению материала. Детские песни обладают той привлекательностью и красочностью, которые помогают понять и глубже пережить силу творчества, заложенную в любом и с к у с с т в е .
Учителю придется хорошо попотеть, но дать возможность каждому ученику пережить себя в роли, например гуся с красными лапками, спасающего своего товарища- гусенка от волка, или побыть разбойником, пробирающимся во мраке, пугающимся каждого постороннего шороха.
В.В.: «Практически из любой песни можно сделать маленький спектакль». После такого переживания ребенок поймет, как правильно приказать своим слугам-пальцам держать двери-отверстия дворца-флейты плотно закрытыми и не «убегать по делам», когда дверь должна быть открыта для тона. Упражнение получится, «главная » мелодия эпохи будет освоена, и тогда он почувствует себя настоящим добропорядочным королем, который смог таки управиться со всеми пальцами. 

Третий класс

Но вот приходит момент, когда сын, возвращаясь домой из школы, спрашивает: «Мама, а ты моя настоящая мама? А я, значит, — твой ребенок?». «Ну вот, значит, дожили…», — отвечает мама. Так и есть — переходной этап, рубикон. Это осознание существования границы между собой и окружающим миром, который в музыке соответствует кварте. Ложась спать, сын попросит маму оставить свет включенным. В школе будет выспрашивать у учителя обо всех людях, которые жили до него. Ему нужно помочь построить мост, найти точку соприкосновения с открывающимся поновому миром. И мы пытаемся строить эти мосты: «я—мама », «я—учитель», «мой класс—другой класс», «город— город», «страна—страна ». Вместе с классом ходим по карте, составляем планы местности. Поем и играем с остановками, паузами, пропадающими и неслышными нотами. Выступаем с миниконцертами для всех, кто готов слушать.

Четвертый класс

К четвертому классу наступает время договоров, соблюдения правил и изучения законов. Дети с удовольсвием считают размеры, длину тактов, экзаменуют друг друга и работают с лексиконом. У них появляется очень сильное желание выступить перед классом соло. И это возможно: сыграть «хором» вступление и затем послушать импровизацию одного инструмента, потом опять хором, потом другой одиночный голос… Каким он будет у этого конкретного ребенка? — Здесь у нас появляется богатое поле для наблюдения.

Пятый класс

В.В.: «Я прихожу в класс после летних каникул. Как изменились мои дети? Какие новые способности появились у них? Что я знаю про пятиклассников? Всегда задавайте себе вопросы. Всегда ищите новое…». Теперь дети обретают способность к составлению собственного суждения и при этом умеют уже смотреть на предмет с разных точек зрения. Пятый класс пишет много сочинений, каждый формулирует свое мнение и пристально изучает взгляды и пристрастия товарища. Как в Древней Греции: есть tesa, есть antitesa, на пересечении получается sintesa. Зарождается понимание двухголосной музыки — это начало полифонической, многоголосной. Сначала надо научиться слушать кого-то кроме себя, иначе у тебя не получится вовремя вступить и прозвучать со своей партией. Как по-новому можно исполнять каноны! Прослушивая все голоса, переходить туда, где нужна поддержка — это уже новые социальные способности, которые пригодятся в будущем, при работе в коллективе. 

Шестой класс

В.В.: «Однажды ровно в 14.00 мне позвонила одна особо бдительная мама и растерянно спросила: «Не знаете ли Вы, куда пропал мой сын? Автобус давно приехал, а его нет дома… Что делать? Позвонить в полицию?» — «Что Вы, не надо так беспокоиться. Сначала позвоните его другу», — предложил я. «Но он никогда не ходит гулять без спроса!» — настаивала мать. — «И все-таки давайте попробуем…» — уговаривал я ее. Впоследствии так и оказалось: по дороге мальчик свернул и зашел в гости, возможно и заночевал там, совершенно забыв про родителей и дом. В тот день он опробовал новые возможности.
В музыке это можно сравнить с модуляцией (переход из одной тональности в другую внутри одного произведения). Я живу тут, попробую по-другому, но потом возвращаюсь домой. Точно так, как в жизни.После возникает желание наслаждаться звуками и слышать больше гармонию, чем мелодии. Гармонию слышно внутри, она может быть соленой, кислой, сладкой или противной. 
Она живет, изменяясь, движется и движет слушателем. Сколько чувств и настроений можно уловить в этом произведении? А в этом? Тоску, радостное ожидание, боязливое ожидание, страх, грусть, веселье — все можно услышать и сыграть. 
В.В.: «…Если мне скажут сыграть надежду, что я сделаю? Начну в миноре и закончу в мажоре. Другой человек сможет это по-другому, и в этом тоже есть доля истины. Я — особенный, я — индивидуальный. Каждый человек имеет свое место в мире…». Таким образом дети познают свою душу. Познают как некий душевный ландшафт: в душе тоже текут реки, разливаются моря, есть горы, лес, луг, дороги. Знание разных чувств дает возможность лучше изучить то, что происходит в твоей душе. Если все идет по намеченному природой плану, то в учениках шестого класса появляются новые душевные переживания, и конечно, учитель музыки откликнется на этот порыв. Он предоставит им на пробу музыку и песни разных народов и времен, с яркими национальными оттенками, театральными сюжетами и т.д. 

Седьмой класс

В классе обязательно будет ученик 13-14 лет, который скажет: «Я больше никогда не буду играть на скрипке». И в подтверждение своих слов так и сделает. В этом случае есть много разных вариантов поведения учителя. Во-первых, учитель помнит, что право на ошибку — это тоже часть свободы личности, которая в этом возрасте уже стремится проявиться. Во-вторых, он не уверен в том, что знает самый лучший путь для этого ребенка. В-третьих он может и должен найти общий язык с учеником на уровне тех самых душевных переживаний и, исходя из неприкосновенности личности, найти индивидуальный подход или выход из ситуации. Что больше всего привлекает подростков? Артистизм, умение владеть своими телом и эмоциями, свободная жизнь, опасность и ответственность. 
В старшей школе изучают все достижения современной науки и техники, то же самое и в музыке. Ее возможности не ограничиваются количеством голосов, стилем, манерой и мастерством исполнения. Ученики Вольфганга прошли с ним классические, джазовые гармонии и ритмы. Пробовали музыку разной сложности: тональную, атональную, старинную (китайскую, например) и вообще без гармонии. Собирались составом симфонического оркестра и рокгруппы, барабанили в тамтамы и пели церковные хоралы…
Чем будут заниматься старшие ученики украинских школ на уроках музыки? Каждый учитель прочитает это в своих учениках. 

* * *

В.В.: «Посмотрите на себя сегодня. Почти все мы слышим музыку по пять часов в день: из динамиков и громкоговорителей, радио и телевизоров, в магазине, в кафе, в офисе, в автомобиле… Почему так? Мы что, стали более музыкальными? А если я попрошу Вас сыграть или спеть любую из песен, у всех это получится? В Древнем Риме было время, когда римлянин мог слышать живых, специально тому обученных музыкантов, с утра до вечера. Слышал ли он музыку, как слышим ее мы?». Это начало первой лекции для родителей о влиянии музыки и шумов на детей. «Вот наглядный пример, — продолжает Вольфганг. — Для урока музыки я приготовил три гитары. Каждая настроена на один простой аккорд соответственно гармонии многих популярных песен. Ученикам было предложено с помощью этих гитар, на слух, подобрать аккомпанемент к песне, которую все знали наизусть. Вроде бы простое действие, но они все время ошибались. Когда наконец (не без подсказок) все получилось, возник новый вопрос: не слушаем ли мы музыку на самом деле только в качестве фона, шума?». 

* * *

Учителям Вольфганг оставил совершенно уникальную по сути информацию о методиках подбора инструмента для индивидуальных занятий. Характеристика звучания, способ звукоизвлечения и получаемый тон тесно сплетены с тем, каким темпераментом обладает инструмент, какую позицию по отношению к человеку занимает, как соединяет волю и мышление в чувстве, каково его место и значение в оркестре и в музыкальном мире. Кто сейчас обычно думает об этом? В.В.: «Инструмент помогает определить индивидуальность, и очень хорошо, когда в четвертом классе каждый ученик занимается со своим инструментом… Никогда не дается инструмент, по своей внутренней сущности противоположный ребенку (например, барабан — меланхолику)… ». Своим музыкальным звучанием инструмент как бы продолжает и дополняет собственные способности ребенка. Если выбор правилен, то и развитие будет качественным и прогрессивным.
Практические занятия с учителями Вольфганг начал не с вопросов, а с описаний интересных моментов его жизни как учителя, выводя из них практические советы на любой урок. При помощи малого можно объяснять закономерности космического порядка, те что стоят у истоков творчества, музыки и жизни. Особое значение он придавал теме возникновения и звучания музыкального тона. В.В.: «…Тон есть существо, и мы — его продолжение. Мы должны помогать ему. Втягивать, всасывать, как коктейль через соломинку в себя. Это важно. Тон — это подарок для нас. Если мы радостно, дружелюбно открываем себя тону, то это благость, благословение. И это присуще каждому инструменту… ».

* * *

Неформальной и свободной получилась встреча Вольфганга Вюнша с Р.Коппенратом и архитекторами из инициативы «Органическая архитектура ». Он был приятно удивлен таким интересом архитекторов к звукам и потом признался, что никогда не проводил подобных встреч в Германии. Тема разговора перетекала от композиции и общих основ, объединяющих все искусства, до природы звука, составляющих его обертонов, акустических законов и способов ритмичной покраски потолков и окон в школьных классах. Этого не прочесть ни в одном учебнике. 

* * *

С радушием встретили Вольфганга в музыкальном училище, я бы назвал этот день качественно новым шагом к встрече разных педагогических систем. Студенты Киевской консерватории с благодарностью приняли его лекцию. Были и те, кто по привычке сказал: «Знаем мы этих западных учителей, у них завсегда — одно и то же, что их не спросишь, все равно гнут свою линию». В ответ можно отшутиться: из песни слова не выкинешь. Эта старая поговорка как нельзя кстати подходит для описания моего общего впечатления от всей недели, проведенной с Вольфгангом Вюншем. Хорошую песню можно спеть хорошо, только сумев пропустить ее через всего себя. Сам Вольфганг остался доволен и процессом, и результатами и обещал обязательно приехать еще. Ждем с нетерпением…

Впервые опубликовано в журнале “Дитина” №1-2, 2003.