В душе каждого родителя маленького ребенка встает вопрос: какую школу выбрать и как к ней готовиться? Одни родители начинают эту подготовку с 2-3 лет водят ребенка на различные занятия, учат его читать, считать, рисовать и т.д.

Другие оберегают свое чадо от дружбы и общения с другими детьми. Третьи отдают ребенка в детский сад в надежде, что там его всему научат. Но вот наступает 1 сентября, и дети, которых активно или не очень готовили к школе, встречаются в 1 классе. Для них начинается новая жизнь, полная открытий, страхов и надежд.

Что значит вообще «быть готовым к школе»? Каждый ребенок развивается индивидуально, в своем темпе. В одной области он немного опережает других, в другой — отстает. Я думаю, что целесообразно различать три главных направления подготовки ребенка к школе: физиологическое, психологическое и социальное. Попробуем разобраться, что значит каждое из этих направлений.

Начнем с физиологии. Многие знают, что пропорции тела меняются по мере взросления человека. Соотношение размера головы к длине тела у новорожденного составляет 1:4, у взрослого — 1:8. Известно, что ребенок должен вырасти, чтобы стать готовым к школе. Рост сопровождается изменениями в организме — начинают меняться зубы, появляется ловкость в движениях, умение стоять и прыгать на одной ноге и т.д.  Желательно, чтобы ребенок до 7 лет освоил бытовые навыки самообслуживания — научился самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, убирать за собой после еды и т.д. В течение первого семилетия очень важно, чтобы дети смогли правильным образом развивать 4 нижних чувства: жизни, собственного движения, равновесия и осязания. Для развития первого чувства необходимо выстроить четкий ритм жизни ребенка, создать у него ощущение безопасности и защищенности. Разнообразные игры, хороводы, упражнения помогают ребенку пережить тело в движении, создать образ своего тела в своем сознании.

Если в жизни ребенка чередуются созерцание и активная деятельность, ему легче пережить равновесие, научиться переходить из одного состояния в другое. Разнообразная работа, которую ребенок выполняет дома или в детском саду, различного рода ткани, камни, пеньки помогают развивать осязание. Эти чувства представляют собой фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ребенка.

Что значит психологическая готовность ребенка к школе? Как ее оценить? Здесь одними тестами не обойдешься. Необходимо наблюдать за жизнью и поведением ребенка в течение некоторого времени в разных ситуациях. Многие родители и учителя отмечают, что тестирование у 6-7-летних детей часто вызывает страх. Это естественно. Страх перед новым человеком, новой ситуацией, непонятными вопросами. Точно такой же страх часто возникает и у взрослого, приходящего в незнакомую компанию или на новое место работы. Как можно работать с детскими страхами? Необходимо, чтобы у ребенка появилась уверенность в себе и в  своих силах. Ребенок дошкольного возраста похож на улитку, живущую в своем маленьком домике. Иногда улитка показывается на свет и проползает несколько сантиметров, но в случае опасности прячется в домик, как будто ее нет. Так и ребенок не терпит грубого вмешательства в свою жизнь. Он хотя и маленький по сравнению со взрослыми, но большой по своему потенциалу, по возможностям развития. Кто из взрослых сможет точно предсказать, кем станет ребенок через 5-10 лет, какие таланты в нем раскроются? Для нормального развития с 3-4 лет каждому ребенку необходим детский коллектив. Это может быть не обязательно детский сад, но и различные игровые группы, где ребенок играет в присутствии родителей, или развивающие занятия, студии и т.п. Только в детском коллективе ребенок получает первый опыт общения с другими детьми, переживает по-настоящему боль, обиду, радость, страх и другие чувства.

Психологическую готовность к школе можно представить как готовность души жить в разных настроениях, переходить от одного чувства к другому. Если ребенок подавлен страхом, ему нелегко будет радоваться вместе с другими. Если он склонен мечтать и фантазировать, ему сложно будет включаться в общее действие.

Третье направление подготовки ребенка к школе — это социальная готовность. Это умение жить в коллективе с другими детьми, ладить с ними. В любой детской группе через некоторое время происходит дифференциация, возникают лидеры, отстающие и середнячки. Одни дети становятся опорой для воспитателя или учителя, другие живут «сами по себе», третьи постоянно обращают на себя внимание. Многое можно понять, если наблюдать деятельность ребенка в свободной игре с другими детьми. В игре на темы «дом», «магазин», «дочки-матери» ребенок начинает играть какую-то роль — продавца, покупателя, мамы или папы. То, что у взрослых становится серьезной профессиональной или жизненной ролью, у детей проживается в свободной игре. Дети младшего возраста (3-4 года) вначале обычно наблюдают за игрой старших или играют в одиночестве со своими игрушками. На пятом году жизни ребенок начинает проявлять инициативу в свободной игре, организовывать ее вместе с другими. Он «встречается» с играющими, замечает их как друзей или врагов, выстраивает диалог в речи и в совместной деятельности. Ребенок начинает нуждаться в других детях для полноценной игры. Теперь он переживает себя частью группы, учитывает не только свои интересы, но и интересы других. Ребенок открывается к диалогу с другими людьми и внешним миром. Он задает вопросы взрослым и отвечает на вопросы, которые задают ему.

Итак, степень социальной готовности ребенка к школе можно оценить, только наблюдая за ним в группе. Ведь жизнь в школе — это постоянное пребывание среди других и вместе с другими. Ребенок может «спрятаться» от одноклассников дома, но в школе он всегда на виду. Он наблюдает и оценивает других детей, но и его постоянно наблюдают и оценивают. Задача учителя в первом классе — собрать класс как единое целое, в котором для каждого ребенка есть место. Если у ребенка нет ориентации на общие ценности, ему сложно будет найти свое место в классе или в детской группе. Каждый ребенок — уникальная и неповторимая личность, но если 15-20 личностей собирается в класс, то каждому приходится участвовать в общем деле, ограничивая личное «хочу» и «не хочу».

Я сознательно не пишу в этой статье об интеллектуальной готовности к школе, потому что на это и родители, и педагоги обращают больше всего внимания. Многочисленные тесты и упражнения позволяют оценить степень этой готовности. Но развитие интеллекта опирается на физиологию, психику и социальные способности. В реальной жизни одного интеллекта недостаточно.

Впервые опубликовано в журнале “Дитина” №4, 2004 г.