В скором времени в издательстве «Наири» выйдет перевод книги замечательной американской сказочницы Нэнси Мэллон «Расскажи детям сказку» в прекрасном переводе Марии Шаскольской. Книга написана для родителей о том, как рассказывать детям сказки, как учиться самостоятельно их сочинять, приводится множество вариаций того, как строится сказка. Эта книга будет хорошим пособием для родителей и поможет им обрести храбрость, чтобы доверять своей фантазии и отваживаться входить как в традиционный мотив великих общеизвестных сказок, так и в простенькую историю, которую рассказываешь ребенку вечером.
Мы предлагаем небольшие выдержки из этой книги, которые, возможно, придадут мужества и энтузиазма стать сказочником в собственной семье и подарят идеи для сочинительства.
Прочтите сказку вслух
Безусловно, есть масса способов научиться рассказывать истории, набираясь опыта у самих сказок и историй. Некоторые родители беспокоятся, что никогда не смогут запомнить всю историю до конца, но ведь каждая история поет собственную песнь и подсказывает, как ее запомнить. У одной мамы дети очень просили именно рассказывать, а не читать из книжки. В конце концов она сдалась, но для начала выбрала ту волшебную сказку, которую сама слышала в детстве, потому что она была очень короткой. Прошло несколько месяцев, и у мамы уже был солидный запас историй, которые она могла рассказывать наизусть. «Когда я хочу выучить историю, – говорила она, – я представляю, что сама сижу и слушаю ее вместе с детьми. В свободные минутки днем или перед сном я читаю ее сама себе вслух от начала до конца и даже выдерживаю короткую паузу перед и после. И когда я прочту ее себе несколько раз, то уже начинаю ее чувствовать всей душой, словно старого друга. Каждое слово дышит своей собственной жизнью».
Создайте картинную галерею своей сказки
Каждую историю, которую вы хотите рассказать, можно представить как ряд картин в галерее. Один отец рассказывал, что для него знакомство со сказкой или историей подобно медитации. «Я некоторое время живу с историей, убирая все, что может отвлечь. Я вижу ее как в полусне. Я ложусь на спину, вызываю перед собой картины и позволяю им мысленно стоять у меня перед глазами». Чтобы у вас в воображении появился целый рассказ, можно еще прогуляться по вашей галерее картин от конца к началу, всматриваясь в каждую картину, возможно, в какие-то подольше, а в другие – наоборот. Когда перед вами зрительно оживет вся история, так что станет видна каждая ее часть, вам явятся ее формы, краски, значения. Быть может, вам захочется нарисовать эти картины просто как набросок или красками – акварелью, пастелью, маслом: всю историю – на листе бумаги. И по мере того, как вы пробуждаете свою фантазию, дети делают то же самое.
Создайте внутренний театр
Постарайтесь увидеть то, что происходит в истории, словно это пьеса в детском театре, поставленная мудрым и искусным режиссером. Спокойно лежа перед тем, как заснуть, или после прочтения истории представьте себе сцены, будто разыгранные актерами. Задержитесь на деталях, красках, жестах. Когда и вы, и дети уже знаете историю наизусть, она сама собой превращается в богатый материал для представления: ее можно сыграть с куклами, марионетками, а может быть, и разыграть в костюмах.
Научитесь распознавать структуру сказки
У каждой хорошей истории есть форма. Усевшись поудобнее, расслабившись, собрав внимание, с закрытыми глазами и ровным дыханием, вы можете пригласить саму историю, чтобы она открыла вам свою структуру. Истории строятся по-разному.
Музыка слов
Часто дети наслаждаются звучанием слов больше, чем смыслом, который эти слова несут. Время рассказывания для них, словно купание в словесном потоке. Они быстро настраиваются на ритмичные сказки, рассказываемые взрослым, который вместе с ними наслаждается их музыкальными свойствами. Некоторые сказки и истории построены главным образом на звуках и ритмах.
Поток образов
Другие истории больше апеллируют к нашему зрению, представая перед нами как поток живых картин, иногда с разными уровнями значений, подобно снам. Если дать себе время всмотреться в каждый кусочек истории, можно представить себе восхитительные сцены и персонажей, выписанных кистью большого художника. При хороших навыках образные сказочные картины превратятся для вас в прогулку по картинной галерее. Иллюстрации в книжке обычно скучнее, чем картины вашего воображения. А зрение связано и с другими органами чувств.
Танец: форма и направление
Истории двигаются в своем, выстроенном, порядке. Если распознать порядок, это поможет запомнить весь танец. «Круговая» сказка движется неуклонно в одном направлении, словно хоровод, все время возвращаясь к своей исходной точке. «Спиральная» движется и возвращается тем же путем, но немножко (а подчас сильно) меняясь при этом. «Собирающая» история складывает воедино все детали, приближаясь к своему концу (а иногда в конце все это сразу теряет). Так строятся английские «Дом, который построил Джек», «Пряничный человечек» или русская «Репка». «Линейные» сказки движутся целенаправленно к своему завершению, иногда с повторениями одного и того же, как «Три поросенка» либо «Заячья избушка». Многие основные волшебные сказки устроены именно так. Сказки без конца весело движутся вообще без какого-либо завершения, как «Тысяча уток»:
«Жил-был фермер, у которого были тысячи и тысячи уток. Однажды он услышал, что в городе будет особый базарный день – все съедутся за разными товарами. Времена для него были трудные, и решил фермер отвезти свои тысячи и тысячи уток на базар продавать. Дошел он с утками до широкой реки, а мост был далеко-далеко – уткам не дойти. Но, к счастью, там была лодка. Сел фермер в лодку и перевез с собой двух уток. Потом вернулся и взял еще двух уток. Перевез их на другой берег, а потом вернулся и взял еще двух уток. Перевез их на другой берег, а потом вернулся и взял еще двух уток».
Здесь рассказчик может остановиться и подождать, чтобы слушатель спросил: «А дальше что?» И тогда он ответит: «Ну, он так и возит до сих пор!»
Такие истории, как басни Эзопа (или Крылова и других известных баснописцев), заканчиваются моралью.
Распознав основные ходы, вы можете почувствовать, чего просит ваш ребенок, в чем он нуждается, что помогает ему расти.
Один энергичный сказочник делился своим опытом: «Чем больше сказок я выучиваю, тем легче их учить. Я использую тот или иной ход сказки все больше и больше, и та часть памяти, которая его распознает, тоже развивается».
Еще раз, еще раз!
Все маленькие дети хотят, чтобы сказки всё повторялись и повторялись, и взрослому приходится выработать в себе ангельское терпение. Иногда требуются недели, даже месяцы, пока однажды, в какой-то загадочный момент, ребенок не захочет перейти к новой сказке.
Одна мама говорила мне, что сила воли, которую ей пришлось приложить, рассказывая сказку о трех козликах и тролле, живущем под мостом, превзошла все ее представления. В первый раз она рассказала ее сыну, когда тому было четыре года. Иногда он требовал ее каждый день, иногда «отпускал» на какое-то время. Сказка превратилась в их совместный ритуал. Эта мама сказала очень мудро, что, в конце концов, сдалась на все требования ребенка и поверила, что эта сказка каким-то образом помогает ему подготовиться к событиям, ожидающим его во взрослой жизни. Спустя 12 лет, после бесчисленных повторений, она все еще не была уверена, что шестнадцатилетний сын полностью избавился от необходимости услышать, что все три козлика благополучно перешли через мост, под которым живет тролль.
В родительских сказках ребенок нуждается так же, как нуждается в материнском молоке. Ваше присутствие, ваш голос, ваша уверенность помогают ребенку создавать все это у себя. Каждая присказка и каждая история, повторяемая с вниманием к каждому слову, подогревает открытость и любовь ребенка к языку.
Подобно тому, как улучшаются пищеварение и усвоение пищи, если питаться вовремя и регулярно, действует и устное рассказывание – если оно становится частью повседневного ритма. Если в семье удается создать «сказочное время» по вечерам или в «особенные дни» – выходные либо праздники, дети будут ждать условленного времени сказки, а это поможет им обрести чувство доверия и защищенности. Вы рассказываете не только для них сегодняшних, но и для них же в будущем.
Люди, звери и растения живут в общих ритмах. Биения наших исходных ритмов устойчивы и размеренны. Стихи и рассказы, в которых высказана и выражена эта ритмическая музыка, служат детям естественной пищей.
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу,
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Эти биения исходных ритмов можно расслышать и во многих народных напевах. Когда маленькие дети слышат где-то вокруг то, что смутно ощущают внутри собственных тел, они счастливы и безмятежны. В старых волшебных сказках мы встречаем отчетливый ритм «три-четыре». Из этих гармонично слаженных сказок притекает здоровое, радостное дыхание. Три медведя встречают девочку – четвертого персонажа. Три козлика переходят мост, под которым живет четвертый персонаж – тролль. В «Трех поросятах» ужасный волк и есть тот самый четвертый, четвертое биение ритма, которое подвигает ту же историю на новый оборот. Когда дети просят, чтобы такая сказка повторялась снова и снова, это значит, что они переживают живую музыку собственного пульса. Они упиваются словами и ритмом, который мы создаем, и копируют нас изо всех сил. И когда мы раз за разом терпеливо рассказываем ребенку одну и ту же сказку, мы поступаем как взрослые, которым можно волшебным образом доверять.
Некоторые путеводные подсказки
Если дети спрашивают: «А это по правде так было?», то они уже способны отличать «сказочный мир». Они входят в сказку или историю всем своим воображением, как в маленький театр. В возрасте пяти-шести лет они могут представить себя не только в сказке о своем окружающем мире, но и в сказке, где бедняки превращаются в королей, принцессы засыпают на сто лет, а дети могут потеряться и затем снова появиться. Семилетним уже по плечу и сказки с более глубокими превращениями, такие как священная история американских индейцев «Прыгающая мышь» или «Золотой ключ» Макдоналда. Излишний взрослый реализм задевает разум ребенка, который видит больше саму жизнь, нежели практическую логику.
В поисках собственного пути к пониманию того, о чем же, собственно, говорит сказка, дети входят в нее активно, пробуя и ошибаясь по пути. Если вдруг в середине волшебной сказки, такой как русская «Жар-птица», ребенок начнет задавать вопросы, лучше помочь ему найти ответ самому, сказав, к примеру: «А как ты думаешь, почему царевич заснул в саду?» Задающим вопросы детям я обычно отвечаю твердо: «Давайте послушаем сказку еще раз, она нам сама все расскажет».
Волшебные сказки с превращениями находят живой отклик у шести- и семилетних детей. Неприметные, скромные герои, которые стремятся к любви и добру, очень трогают их сердца. Красивый язык сказок позволяет им дышать на более высоком космическом уровне по мере того, как они проходят через свою череду изменений.
Когда в шесть-семь лет у детей просыпаются новые устремления, они просто жаждут рассказов о героях, обладающих величием и правотой, подобно тем, что скрыты в них самих. Новая жизнь бьется в них, зубы начинают расшатываться и выпадать, дети от этого приходят в возбуждение, чувствуя свои глубокие корни. Но, как и в других поворотных фазах развития, этот восторг сопровождается душевным хаосом и опасениями. Сказки и истории помогают детям создавать картины этого беспрерывно изменяющегося мира, частью которого они являются, и они успокаиваются, принимая в душе, что это неудобство – дело времени, а новая жизнь пробьется, как новые зубы. В собственной шепелявой речи дети радостно переживают большие изменения в своем строении, а мудрые слова, услышанные от родителя, помогают позвоночнику удлиняться и укрепляться, лопаткам – разворачиваться, кистям и ступням – формироваться. Зубы и вся связанная с ними костная система – основа будущей индивидуальности ребенка. Наше терпеливое внимание к качеству слов и образов продолжится в жизни его костей и органов на протяжении многих грядущих лет.
Многие родители замечали, что такие насыщающие сказки могут постепенно вытеснить пустопорожние рассказы и разговоры. Глубина и богатство властных и мудрых образов начинает ощущаться во всем домашнем укладе. Более примитивные рассказы могут войти в жизнь ребенка с разных сторон, в том числе от вполне доброжелательных родных или друзей. Чтобы их выпалывать, словно сорняки в саду, потребуются решимость и настойчивость, тогда более значительные по сути великие старые сказки и истории начнут звучать и находить отклик.
В восемь-девять лет фантазия ребенка принимает новое направление, и стиль рассказчика должен, соответственно, становиться менее таинственным и более индивидуальным. Дети стали более общительны, они проверяют на прочность установленные границы, ссорятся, игнорируют требования взрослых, чтобы понять, насколько далеко можно зайти в своем сопротивлении общим установкам. Им интересно, как строят дом, как пекут хлеб, как полицейский поддерживает закон и порядок. В этом возрасте детям нужны активность и скорость, хорошо понятные герои и понятная мораль. Веселые басни и истории с предупреждением об опасности с их четким определением того, что хорошо, что плохо, какое действие ведет к добру, а какое нет, подходят для этого возраста. Девятилетние дети начинают очень живо интересоваться ниспровержением – им нравится переворачивать вещи с ног на голову, выворачивать наизнанку и наслаждаться полученным результатом. Хорошо идут шутки и загадки. После девяти-десяти лет детям нужны сложные сюжеты и приземленные герои.
Однако вне зависимости от возраста дети тянутся к сказочнику – живому, уважительно относящемуся к ним и заботливому. Сказочнику, от самого рассказа которого исходят добро, мудрость и радость. Тепло ваших устных сказок для детей священно. По мере того как разворачивается сказка, оно поддерживает в них покой и уверенность, даже если от каких-то слов у них возникают непонятные чувства. Как сказала одна учительница, и она же – бабушка: «Просто посадите ребенка себе на колени и пусть он или она почувствует там себя под защитой. Это самое-самое лучшее место, где можно научиться справляться со страхами и заботами».
Подсказки для историй на день рождения
- Всем сердцем ищите то, что действительно необходимо вашему ребенку. Ваше стремление найти именно тот подарок, какого он ждет, направит вас и поможет. И ваша мудрость пусть послужит его росту.
- Создайте временнýю рамку, наметив день и час, когда вы хотите закончить вашу сказку и уже поделиться ею с ребенком. Отведите достаточно времени на ее подготовку.
- Наблюдайте за жизнью вашего ребенка с глубоким уважением. Обрести широкий взгляд на маленького ребенка, на его жизнь от зачатия до взросления – для этого требуется отвага.
- Придумайте героя, у которого есть одна или две сильные стороны, такие же, как у вашего ребенка. Когда я готова написать сказку или историю, я на какое-то время замираю и жду, чтобы главный герой появился передо мной. Я доверяю этому образу и, если позволяет время, рисую карандашами или красками этого героя либо нахожу несколько слов, характерных для его описания.
- Персонажи сказок и историй живут своей жизнью. Самые лучшие сказки для маленьких содержат мало прилагательных. В них с самого начала герои вводятся в действие, и никто не психологизирует.
- Поживите какое-то время с проблемой ребенка и позвольте ей превратиться в образную картину. Сила воображения отметает более заурядные мысли и пробуждает к жизни более высокие творческие способности. Поищите, что подскажет вам воображение: как выразить жизненные задачи вашего сына или дочки, необходимые для того, чтобы сложился их характер. В хорошей волшебной сказке решение этих задач неизменно приходит, благодаря помощи высоких и благосклонных сил.
- Приведите историю к доброму и радостному концу, который подарит веру в любовь и справедливость мира. Когда я сочиняю сказку, какое бы у меня самой ни было настроение, я направляю ее к такому счастливому концу, каким он мне видится.
педагогіка
Как рассказывать детям сказки
В родительских сказках ребенок нуждается так же, как нуждается в материнском молоке