У многих детей, которых мы принимаем, часто недостает уверенности в себе для полноценного общения с окружающими людьми. Они действуют по отношению к окружению, смотря по обстоятельствам, агрессивно, депрессивно, гиперактивно, малоинициативно, безответственно, лениво, дерзко или нерешительно, они также часто неспособны глубоко чувствовать. Некоторые взрослые часто не знают, с чего можно с ними начать. Вследствие таких реакций на окружающую среду у детей возникают новые необычные особенности поведения, например, контакт с ровесниками продолжительное время нарушается. В этой ситуации новые мосты к окружающей среде выстраиваются через общение с животными.
В обращении с животными ребенок вынужден поневоле сокращать свои собственные дурные привычки, чтобы сохранять послушание у животных. Иначе животное нельзя оседлать, почистить, взнуздать, ездить на нем верхом и т.д., потому через воспитание животного происходит самовоспитание.
Почему уход за животными, а не конная терапия?
В истории развития человечества с приручением определенных видов диких животных впервые встречается новая возможность для формирования мира восприятия и труда. Человек и животное находятся с тех пор в непосредственном зависимом положении по отношению друг к другу. По мере того как люди в обращении с домашними животными развивали способности по уходу за ними и их обеспечению, их собственные жизненные условия улучшались. На диких лошадях нельзя просто кататься или ездить верхом, не говоря уже о том, что нельзя с их помощью выполнять сельскохозяйственные работы.
Предпосылкой для необходимого использования людьми домашних животных, в особенности, лошади и осла является душевное взаимодействие между ними. Из жизненных взаимоотношений, в заботливом обращении со временем образуется дифференцированная и в некоторой степени постоянная душевная связь человека и животного.
1. Как можно преодолеть элементарные страхи
Все неизвестное вызывает страх.
Сегодня можно встретить много людей, которые боятся большой сильной лошади. При этом можно порой наблюдать, как маленькие дети несмотря ни на что бесстрашно резвятся на лошадином пастбище. И с ними ничего не происходит даже тогда, когда они играют между ног и под животами своих четвероногих друзей. Если хорошо знаешь животное и это животное знает человеческое добро, любой страх исчезает!
2. Как можно преодолеть необщительность
Некоторые дети и молодые люди в общении с другими людьми не могут оценить, соблюдают ли они правильную дистанцию. По отношению к людям они бывают или слишком близки или, наоборот, слишком отдаляются. Эти элементарные слабости восприятия легче и более всесторонним образом выравниваются в действенном общении с животными, чем в дискуссиях с людьми.
Если отсутствует правильный контакт, ≪тесная связь≫, то животные дают знать об этом соответствующими реакциями. При этом они ведут себя объективно, подлинно, бескомпромиссно и последовательно, не проявляя злопамятства и не укоряя. Они снова и снова готовы довериться людям, которые за них отвечают. Они благодарны за каждую помощь, но, в отличие от людей, не требуют ее. Потому дети и молодые люди при установлении контактов с животными беспрерывно одариваются.
3. Как можно преодолеть слабое проявление эмоций
Чувствам маленький ребенок обучается в течение первых лет жизни благодаря соответствующим контактам с матерью и отцом. Если эти отношения с родителями, в частности, отношения с матерью продолжительное время нарушены, то это почти всегда отражается в более позднем возрасте как нарушение эмоциональной жизни.
В заботливом и ухаживающем обращении с животными, в частности, благодаря кормлению, поению и уборке, а также таким работам, как расчесывание и чистка копыт, дети и молодые люди обучаются элементарной деятельности, благодаря которой будут выстраиваться отношения матери и ребенка.
С помощью ухода за животными можно вновь открыть этот элементарный уровень и при этом одновременно устранить, насколько это возможно, психическую слабость и вытекающую из нее деформацию эмоциональной жизни.
4. Как можно преодолеть слабость воли
Часто можно наблюдать, что дети с хорошим интеллектом слабовольны. Представление и воля ведут себя полярно по отношению друг к другу.
Животные не могут управлять своими умственными силами и силами воображения. Они не могут ни говорить, ни в обычном смысле думать, а непосредственно изживают себя в своих волеизъявлениях.
При этом животные имеют в своем распоряжении избыток сил воли. Дети, у которых их не хватает, чувствуют это и извлекают пользу из жизненных сил животных. Можно заметить, как изменяется их дыхание при обхождении с животными. В последующем нормализуется использование речи: настроение становится более мирным и влияет на речевой поток, модуляцию и подбор слов. Все мышление благодаря диалогу с таким сильным душевным существом становится более реалистичным, естественным и более мирным. Латентно действующие агрессии таинственным образом исчезают. Очень часто можно наблюдать, как дети и молодые люди уступают тогда своей потребности и бегают возле запряженной лошади. При этом они подражают внутренней конституции, из которой лошади развивают свои силы для передвижения телеги или плуга.
После десятидневной классной поездки с каретой, запряженной лошадьми, через Шварцвальд мы удивились тому, как ученики зарядились жизненными силами, которые теперь позволяли им по-новому, упорядоченно и целенаправленно применить свои силы воли для последующей учебной эпохи.
5. Как можно преодолеть недостаток стимула и недостаточное желание работать
В действенном обращении с животными дети и молодые люди будут увлечены их элементарной силой воли. Если лошадь, например, во время путешествия тянет нагруженную рюкзаками телегу в гору, то она выбирает при этом больший темп, чем выбрали бы ученики. Она нуждается, в отличие от учеников, лишь в паузе для восстановления дыхания. При этом неутомимая движущая сила лошади отражается, активируя и импульсируя, в душах учеников, пропитанных привычкой к комфорту.
При совместном дыхании с этими движущими силами собственный недостаток стимула будет преодолен и будет вырабатываться собственное желание работать.
6. Как можно преодолеть страх неудачи
Многие из наших учеников прибывают к нам в качестве так называемых школьных неудачников. Они страдают от недостатков концентрации и от страха, что у них ничего не получится. Вербальные рабочие инструкции ими часто не понимаются, вследствие чего бывают запрограммированы неудачи.
При уходе за животными и в работе с ними из обозримых взаимоотношений возникают все рабочие задания и их последовательность. Результаты легко проверяемы, требуют только элементарных способностей восприятия и здравого смысла. Даже не сильно одаренный для школьного обучения ребенок может наглядно убедиться в том, вычищена ли его лошадь, приведена ли в порядок конюшня и положили ли в ясли сено.
Даже если правильно присмотривать еще не умеешь, лошадь принимает это без упреков в адрес неспособного или ленивого ученика. Лишиться неограниченных сил симпатии четвероногого друга можно лишь вследствие сознательного причинения ему страдания. Таким образом, ученик, страдающий от страха неудачи, в деятельном обращении с животными, если желает только хорошего, постепенно вновь обретает уверенность в себе, так как в работе на конюшне у него ничего не может ≪не получиться≫.
7. Как можно укрепить душевные восприятия
Приручение изначально живущих на воле диких животных предполагало точное наблюдение привычек, потребностей и инстинктов, в зависимости от их жизненного окружения. Базируясь на этом, человек принимал на себя ответственность за животных. Он наблюдал за их разведением, заботился о питании и соответствующем размещении и включал их в свои обязанности по обустройству бытия. У содержания животных всегда была цель способствовать улучшению жизненных условий людей.
Если теперь в рамках педагогической работы мы приводим детей и молодых людей к тому, чтобы они ответственно занимались присмотром за животными, они должны будут поневоле соотносить свои чувственные восприятия с необходимостью. Каждая неточность при наблюдении, каждая невнимательность влечет за собой нежелательные последствия, потому что тогда вступает в дело инстинкт животных и они убегают, кусают или причиняют иной вред своему горе-смотрителю. У многих детей и молодых людей в обращении с животными быстро преодолеваются недостатки восприятия.
8. Как можно развить чувство ответственности
Чувство ответственности формируется вследствие того, что люди вступают в связь с живыми существами таким образом, что в данный момент превосходящий принимает на себя ответственность за более слабого. Основными предпосылками для этого процесса развития является симпатия, расположение и любовь.
Если мы хотим, чтобы в ученике постепенно развивалось чувство ответственности, задания должны быть избраны таким образом, чтобы исключить чрезмерные требования, влекущие за собой неудачу и отказ со стороны животного.
Также по возможности нужно избегать упреков, обвинений и наказаний.
9. Как учат животных повиноваться
Обычно дети учатся послушанию, подражая действиям, мыслям и чувствам своих родителей в течение первых лет жизни. То, что пропускается в этой фазе развития, можно частично восполнить в течение более поздних лет, однако не полностью. Кто не научился повиноваться в детстве, не сможет, будучи взрослым, никому приказывать, так же и себе самому. Принцип желания определяет тогда все его поведение.
Если ученик направляется обучать лошадь или осла, то для того, чтобы животное свободно реагировало на элементарные команды, например, «направо» или «налево», он должен не только говорить, но и подразумевать то, что он ожидает от животного. Ученик должен настойчиво согласовывать команды в душе. В противном случае животное не поймет, чего от него ожидает кучер или всадник.
Таким образом ученик постепенно учится слушать и принимать всерьез свои собственные намерения.
Практические работы по уходу за животными
Утренние работы
После того как мы надели рабочую одежду, мы обсуждаем, кто за какое животное отвечает этим утром. (На утренние работы у нас отводится время с 7:45 до 9:15 ежедневно.)
С уздечкой и другой упряжью мы забираем животных с луга или из конюшни. Только со временем животные охотно позволяют себя привести. (У нас в школе две лошади и осел.) Дети привязывают животных обычными узлами и также обращают внимание на то, чтобы между животными оставалось необходимое расстояние. Важно соблюдать расстояние также и между человеком и животными, так как здесь человека по ошибке могут легко поймать угрожающе щелкающие зубы.
Уборка – это больше чем просто сделать чистым
Благодаря уборке дети доверяются животным и только таким образом могут возникнуть позитивные отношения между ними. Ездят ли дети верхом или на телеге, они должны понимать при этом, в каком состоянии находится животное. Может, у него что-то не в порядке, болит ли у него что-то или оно наслаждается общением? Есть ли у животных особые места, к которым они неохотно позволяют прикасаться? Может, животное получило на лугу травму, или у него заметны какие-то другие особенности?
По поведению животного мы можем узнать, как его недавно почистил ученик.
Многие лошади, которые также очень чувствительны, охотно дают чистить себя щеткой с мягкими резиновыми чесалками.
Уход за копытами
Уход за копытами является центральной задачей в нашей утренней работе. Чтобы лошадь долгое время оставалась в отличной форме для езды, нельзя пренебрегать копытами. Это касается как молодых, подрастающих жеребят, так и взрослых лошадей.
Ежедневно копыта вычищаются. Мы отказываемся от подковывания, так как наши лошади не используются целый день. Специальным ножом для копыт выломанные места вырезаются и подпиливаются напильником. Но выезды все-таки делаются с подковами.
Навоз и компост
Важным заданием для учеников является уход за выделениями животных. Ежедневно нужно наводить порядок или собирать на сухих местах и пастбищах лошадиный навоз.
Навоз нужно эстетично сложить в навозную кучу, через полгода переместить и затем через некоторое время с помощью лошадей перевести на луга и в сады и там разбросать.
Так как работы легко обозримы и проводятся ежедневно, мы видим, насколько укрепляющей для детей является эта деятельность.
Уход за пастбищем
После того как пастбище стравлено, на нем все же остаются места с травой. Эти места скашиваются и трава собирается, чтобы затем быть вывезенной с помощью повозок, запряженных лошадьми.
Общее в работе с лошадьми
Рабочая лошадь крестьянина всегда была символом эффективного и здорового сельского хозяйства. Когда рассматриваешь старые документы и старые книги с рисунками, там всегда можно найти изображения пашущих крестьян.
Крестьянин проводил почти целый день в работе с лошадьми. Поэтому люди и животные очень хорошо знали друг друга. Поскольку в хозяйстве всегда есть работы, связанные с транспортировкой, например, уход за пастбищем, уборка скошенного сорняка, подрез живых изгородей, выемка песка и камней, доставка инструмента, вывоз сена и т.д., во всех этих работах могут использоваться лошади.
Дети глубоко чувствуют также то, как лошадь старается быть полезной, когда ее запрягают в повозку. Как они ругаются, если лошадь не хочет ждать, пока разгрузят повозку! И как благотворно действует на них переживание, когда лошадь останавливается по команде «тпру» или при натяжении поводьев…
практичні матеріали
Концепция ухода за животными
Об опыте работы в лечебнопедагогической школе Каспара Хаузера (Иберлинген, Германия)