Сегодня мы поговорим о летней эпохе, об особенностях этого времени, о его влиянии на развитие и переживания ребенка. Мы выясним, каково предназначение стола сезона именно в этот период и разберемся в том, как следует его оформлять. А поможет нам в этом Наталья Орлова, воспитатель киевского вальдорфского детского сада «София».

—  Расскажите, как происходит этот плавный переход от пасхальной эпохи к Иоанновому времени?

— Продолжительная пасхальная эпоха завершается неделей жен-мироносиц, в которую мы отмечаем праздник мам. В это время мы с детками готовим подарки для мам, выражая тем самым свою благодарность. Также поем песенки, читаем стихотворения и водим хороводы. Это всегда проходит очень трогательно и естественно. Собственно, этот праздник и является завершением пасхальной эпохи, которая плавно переходит в следующую. В этом году этот переход был достаточно быстрым — из весны мы сразу же попали в лето, с его яркой и буйной зеленью.

Сороковой день после Пасхи — это Вознесение — время, когда Христос вознесся на глазах у своих учеников. Этот образ весьма символичен, и обычно в наших природных широтах он совпадает с цветением одуванчиков, но в этом году все вышло иначе, так как календарная Пасха у нас поздняя. Это время знаменуется очень зримым для детей образом вознесения — объяснять детям ничего не нужно. Они сами все понимают и, испытывая переживания этой воздушной стихии, могут многое почерпнуть для своей души.

Троица

Праздник Троицы как символ Святого духа празднуется немного иначе. Накрывается очень красивый стол сезона, весь в белых тонах — образ небесной чистоты. Там присутствует отдельное место для двенадцати свечей в честь двенадцати апостолов, а также много маленьких свечек. В это время я стараюсь образно сказать о том, что это день, когда все люди, живые и умершие, объединяются. Каждый ребенок в этот праздник может зажечь свечу за кого он хочет, и это всегда страшно, когда в группе есть дети, которые пережили смерть близких людей.

Иногда взрослые боятся говорить об этом, но сейчас, по отзывам родителей, я слышу, что у детей страх перед
смертью становится меньшим, если они совершают такие действия регулярно. Дети иногда рассказывают родителям, за кого они зажигали эту свечечку, это очень глубокое и искреннее переживание. Каждый ребенок в этот день получает как символ птичку. Подобный стол сезона организовывается именно на сам праздник Троицы и не является эпохальным столом. Несомненно, он может быть организован как-то
иначе, но у нас это прижилось именно в такой форме. Детям необходимо много повторений, и поэтому менять что-то в этой традиции было бы неправильно по отношению к ним.

Праздник Троицы — это всегда очень маленькое, но очень трепетное переживание для детей.

Иоанново время

После Троицы (в этом году особенно скоро) наступает Иоанново время (период солнцестояния), и в физическом мире именно с этого времени начинается убавление светового дня. Это событие является поворотным как в природе, так и в жизни людей.

Иоанн — тот, кто пришел перед Христом. Именно он рассказывал людям о Том, Кто придет за ним, и говорил, что если вы хотите с Ним соединиться, то вам необходимо покаяться.

То есть, по сути, для человека, желающего найти в себе этого Духа, нужно провести в себе внутренний поворот — и это как раз очень соответствует тому, что происходит в это время в природе. Взрослые могут использовать это для воспитания добродетелей в себе, особенно чувства благодарности, и всего того, чего нам так не хватает для счастливой жизни.

В антропософском подходе, в том, который называет себя астрономическим, Иоаннов день — это 24 июня, в православии же это 7 июля. На мой взгляд, не так уж и важно точно досчитываться дней. На самом деле и в земле, и в пространстве это длится какое-то определенное время. Стихия воздуха, которая является неотъемлемой частью этого периода, очень зрима и доступна для детей. Повсюду летают бабочки, птички, пчелы начинают свою деятельность. Поэтому стол сезона этого периода могут украшать бабочки из фетра, шерсти или из жатой бумаги. Их можно привязывать к палочке или веточке, чтобы они могли «летать» —
это все наглядное переживание стихии воздуха, связанное с Вознесением.

Облака тоже дарят нам образ этого действа, и дети очень любят рассматривать их во время прогулки. В наших широтах этот образ становится еще более прекрасным, ведь наша земля очень щедра. Те же одуванчики — сначала яркие и желтые, затем они превращаются в эти парашютики, улетая, словно маленькие звездочки, а потом вновь возвращаются на землю, как дар.

В эту эпоху на столе сезона ярко представлены все стихии — и вода, и огонь, и земля, и воздух. Появляется это все на столе с помощью цвета тканей, камней — можно сделать красивый водоем, обрамленный камнями, или же воспользоваться коричневой основой — это и будет земля. Также образы стихий
присутствуют в хороводе. В эту эпоху все украшают полевыми цветами — пионами, ромашками, одуванчиками: все эти цветочки обращают свои головки к небу — это тоже хороший знак, к которому нужно стремиться. На самом празднике мы кушаем ягоды, плетем веночки. И для детей это прекрасная
возможность пережить, как много нам дает земля, как она щедра с нами. После Иоаннова дня солнце уменьшается, и это такой большой-большой мост к Рождеству.

Некоторые дети, которые не один год в саду, высушивают веночки с праздника Иоанна, и потом они могут служить замечательным украшением на Рождество (в вертепе или возле ясель). В наших условиях мы заканчиваем год на Иоанновом времени, а дальше идут каникулы, и встречаемся мы уже в сентябре, где следует эпоха урожая.

Вообще-то эта эпоха начинается еще в августе, но учитывая то, что пропустить мы ее не можем, так как нельзя обойтись без переживания щедрости земли и чувства настоящей благодарности, мы празднуем ее уже в сентябре, когда детки возвращаются в сад.

Переход к эпохе урожая и знакомство с новыми детьми

В сентябре мы открываем нашу работу праздником, и именно в это время приходят новые дети, в знакомстве с которыми нам помогает колокольчик. Каждый ребенок, держа в руках колокольчик, проходит круг с песенкой, в которой звучит его имя, и вся группа знакомится с ним. Это серьезное испытание и для новых детей — это такое своеобразное посвящение, — и для тех, которые здесь уже несколько лет: ведь им необходимо открыться и принять новых детей с их особенностями и проявлениями.

У нас также живет история, которая, как мне кажется, очень подходит для образного восприятия этого действа. Это история о звездочке, которая жила в холодном темном небе и смотрела оттуда на землю. И была у нее мечта когда-нибудь туда попасть. Она знала, что не все звезды попадают на землю, некоторые не долетают вообще, некоторые попадают в моря, а кто-то попадает глубоко в землю, где остается незамеченным. И только некоторые попадают в мягкую почву и прорастают цветами. И эти цветы, любимые в это время года, — астры. В переводе само слово означает «звезда». И я думаю, что это буквально то, что происходит с нашими детьми — речь идет о том, откуда они приходят, какой путь выбирают и о том серьезном решении, которое они принимают, приходя на эту землю. Это испытание, и дети его проходят, а мы и есть та небольшая «грядочка», которая с любовью принимает их.

Далее следует плавный переход к Михаилу, который посылает нам с неба звезды в борьбе с разными страстями. Происходят изменения в природе — зеленые листочки уже начинают краснеть, приобретать другие цвета, и таким образом мы получаем очень плавный переход к следующей эпохе — к тому времени, которое помогает нам прийти к Рождеству.

 

Впервые опубликовано в журнале “Дитина”, №2, 2013