В этом году вальдорфская педагогика отмечает свое 100-летие. За столь солидный срок импульс Рудольфа Штайнера в образовании распространился по всей Европе, Азии, Африке, Америке и Австралии. Достиг он и небольшого острова в Средиземном море, на котором, по легенде, родилась из морской пены древнегреческая богиня красоты и любви, вечной весны и жизни – Афродита. Именно таким – наполненным красотой, любовью и жизнью – предстал Кипр для волонтеров из Украины. Они приехали сюда поучаствовать в жизни одной молодой, но чрезвычайно интересной вальдорфской инициативы – домашнего детского сада «Olivetree», расположенного в пригороде Лимассола. О жизни в саду, новом опыте и впечатлениях, которыми хочется поделиться, пойдет речь в этой статье.


«Olivetree», вальдорфская инициатива на Кипре

Меня зовут Сехил, я вырос в Париже и получал свое образование вальдорфского педагога с 1990 по 1992 год. За моей спиной уже почти целая жизнь. В то время семинар представлял собой двухгодичный курс очной формы обучения. Нас, студентов, было около 30. После двух лет обучения только пятеро пошли работать в школу. Остальные не чувствовали себя готовыми стать учителями в вальдорфском сообществе. После двух лет на семинаре мы осознали, насколько велика задача учителя и ощутили, что должны получше узнать жизнь, чтобы почувствовать себя готовыми предстать перед детьми.

Мне потребовалось два года на то, чтобы решиться и погрузиться в школьную жизнь в качестве учителя старшей школы.
Тогда-то я и отправился в долгое путешествие изучения и практики в области Образования и Здоровья, вдохновленных импульсом Рудольфа Штайнера, в котором пребываю до сих пор.

Весной 2016 года со мной связалась Эльвира Н., которая хотела дать импульс вальдорфскому образованию на Кипре. Она быстро зажгла меня своим энтузиазмом и верой. Я решил присоединиться к проекту вместе со своим сыном Александром (на то время ему было 18 лет), который посвятил 2 года нашей совместной работе. Мы подготовили и начали работу вальдорфского детского сада в Лимассоле, который открыл свои двери в сентябре 2016. Вначале мы арендовали комнату в уже существующем детском саду, используя часть их помещения. Мы открылись с четырьмя детьми, и уже вскоре набрали группу из 10 детей. 90% из них – русско- и украиноязычные. Я разговариваю с ними на английском и пою на французском языках. Это оказалось наилучшим компромиссом для нас.

Вскоре очевидной стала необходимость найти наше собственное место и свободно следовать духу вальдорфа. В мае 2017, после посещения множества мест, я нашел дом на холмах в деревне под названием Пиргос в 20 км от центра города. Почувствовать себя принятым в пространство такого дома и сада было большим счастьем и благословением. Как будто все было готово и только и ждало нашего появления.


Мы решили развиваться дальше как «домашний вальдорфский сад». На Кипре детские сады подчинены жестким требованиям. Поэтому выбранная форма существования была единственной альтернативой, которую мы нашли, чтобы предложить детям истинный дух вальдорфа, чтобы они имели возможность жить в домашней обстановке, чувствовать слияние с природой и иметь свободу в творчестве и игре. Мало-помалу «Olivetree» становился чем-то вроде храма, заповедника детства. В наших коммуникациях с миром важно оставаться особенными. Мы не школа. Мы не готовим детей к школе. Мы готовим их к Жизни.

Спустя год ко мне по волонтерской программе прибыли воспитатели из Украины, каждый на 3 месяца, чтобы жить и работать в доме. Помощники благодаря яркости и глубине здешней жизни живут в сюрреалистической атмосфере. Мы делаем и отдаем все, чтобы это место стало волшебным для тех детей, которые присоединяются к нам.

Даша, Алина и Анна захотели пережить новый опыт и на себе ощутить, каким может быть полное погружение в жизнь дома, где царствует дух вальдорфа. Их присутствие здесь ценно, дети очень привязываются к ним, и я вижу, насколько умиротворяющее и творческое настроение они вносят собой в группу. Ощущение благословения и счастья усиливается, когда они находятся в доме. Семейный дух крепнет.

Я благодарен Эльвире за помощь в возможности осуществить все это и ее семье, помогающей нам существовать. Иногда чудеса случаются. И когда это происходит, все идет быстро и гладко.

Кипр похож на землю, где чудеса возможны.

Сехил, организатор и основной воспитатель в домашнем детском саду «Olivetree»,
г. Лимассол, Кипр

* * *

10 ноября 2018 г. я прилетела на Кипр жить и работать в вальдорфском детском саду «Olivetree». Это были замечательные, красочные и очень трансформационные три месяца в моей жизни и практике работы воспитателем.

Мне повезло прожить вместе с детьми и их родителями волшебный праздник фонариков, наполняющее светом прохождение спирали, а также тихое и таинственное время Рождества.

Каждый день был наполнен музыкой, песнями, рукоделием, живописью, сказками, и конечно же, было много свободной игры – в группе и на улице.

 

В садике прекрасное вегетарианское меню. Домашняя еда из органических продуктов и очень вкусный домашний хлеб, в приготовлении которого участвуют дети.

За все три месяца было сложно произнести слово «работа», потому что совершенно не было такого чувства, будто кто-то из нас работает. Мы все проживали жизнь дружной семьи.

Как большое преимущество хочется выделить также и то, что в группе всегда присутствует трое взрослых, а на прогулке двое. Это значительно улучшает взаимодействие с детьми, а также эмоциональную нагрузку на самих педагогов, что сказывается на атмосфере в целом.

Хочется выразить огромную благодарность основному воспитателю и основателю «Olivtree» – Сехилу. Каждый день он вкладывает невероятное количество жизненных сил для поддержании гармонии в группе. Тонко наблюдает и  изучает каждого ребенка, основываясь на глубоких знаниях антропософии. Ежедневно  уделяет время для бесед с родителями, чтобы помочь им правильно понимать потребности своих детей и с любовью сопровождать их в жизнь.

В пространстве группы все живет и движется в естественном творческом потоке. Несмотря на огромный педагогический опыт, Сехилу удается сохранить очень свежий и творческий подход к проживанию жизни с детьми. И несмотря на то, что все подчинено ритму дня и года, нет чувства закостенелости, именно поэтому каждый день живой и настоящий, а дети приходят в сад с удовольствием  Ведь именно такой и должна быть вальдорфская педагогика.

Даша Воловикова, студентка Всеукраинского вальдорфского педагогического семинара,
г.Одесса

* * *

Хочу поделиться своими наблюдениями и впечатлениями от места, в котором мне посчастливилось побывать.

Немного предыстории. В октябре 2018 мною было приятно непростое решение оставить группу в детском саду, запуску и работе в которой я посвятила около 2 лет. Причина – выгорание. Не было сил и вдохновения творить дальше, несмотря на искреннюю любовь к детям и прекрасные, я бы сказала, семейные отношения в коллективе. И, скрепя сердце, уехала на восстановление в деревню, не зная, смогу ли когда-нибудь вернуться к детям. И все время меня мучил вопрос: почему так случилось? Почему силы истощились и как сделать так, чтобы этого не происходило? Неужели быть педагогом продолжительное время, особенно в вальдорфе, могут только единицы с исключительно большим запасом жизненных сил? Ведь моя ситуация – не исключение, к сожалению.

И вот, в январе 2019 моя подруга и одногруппница по вальдорфскому семинару Даша предложила мне поучаствовать в волонтерской программе вальдорфского детского сада на Кипре. «Это место исцеляет», – уверяла она, и я решила попробовать.

Сказать, что она оказалась права – ничего не сказать. «Olivetree» – поистине прекрасное место, наполненное теплом и пронизанное духовными силами. Это ощущение возникает, как только  попадаешь в сад, и со временем только укрепляется. За время жизни в саду я не только не устала, но и почувствовала прилив свежих сил и заново поверила в вальдофскую педагогику. Естественно, у меня возник вопрос: что же делает «Olivetree» таким особенным? Своими поисками и находками в этом вопросе хочу поделиться.

Во-первых, месторасположение. Дом окружен живописными холмами, покрытыми зеленью и благоухающими цветами, вдали от шума дорог и городской суеты. В саду живут курочки, которые высиживают своих цыплят, а воздух наполнен птичьими голосами. Здесь можно почувствовать слияние с природой, её живыми ритмами. Это дает ощущение покоя и неторопливости, размеренности. Никто никуда не спешит и не опаздывает, и всему есть свое время.

В доме и в саду много места и свободного пространства для детской игры. Все наполнение группы очень качественное и натуральное – игровые материалы, мебель, материалы для творчества. Такими игрушками хочется играть, а в таком доме приятно просто находиться. Ощущается достаток и изобилие. Также детям и взрослым доступны разнообразные музыкальные инструменты, и музыка и песни звучат каждый день. Это очень оживляет.

Жизнь детей основана на ритмах дня, недели, года, что проявляется в питании, творчестве, рукоделии, сказках.

Во-вторых, некоторые особенности организации процесса. В группе находятся одновременно трое взрослых из расчета один взрослый на пятеро детей. Это дает взрослым (и, соответственно, детям) ощущение комфорта и безопасности, поддержки с тыла и позволяет в достаточной степени охватывать детей своим вниманием, держать их в своем душевном поле. При этом в группе нет повара и уборщицы. Готовит сам организатор и основной садовник – Сехил, а вопросами чистоты занимаются его помощники-воспитатели. Все это роли достаточно подвижны и взаимозаменяемы.  То есть так получается, что каждый взрослый имеет за рабочий день некоторое время, посвященное хозяйственным делам без детей. Это позволяет ему сделать «выдох» и несколько расслабить внимание после концентрации и полного включения с детьми, то есть дает возможность полноценно «дышать». Этот момент представляется мне важным, ведь научить детей правильному «дыханию» взрослые могут только собственным примером.

Также мне кажется важным, что главой дома и воспитательного процесса является мужчина. Возможно, кто-то не согласится со мной, но, по ощущениям, таким образом простроенная иерархия является очень здоровой для детей. Также это создает некое подобие «полной семьи», где есть место и мужским, и женским силам, энергиям, делам. Этого порой не хватает нашей образовательной системе, где 90% учителей и воспитателей – женщины. Да и мальчишкам проще найти авторитет в лице мужчины, чем женщины.

В-третьих, специфика отбора детей, а точнее, семей, которые будут участвовать в жизни сада. Для Сехила это вопрос принципиальный. Если родителей привлекает внешняя сторона работы группы, но они не готовы сотрудничать, совместно участвовать в воспитательном процессе, а лишь быть потребителями услуг – такая семья не попадет в сад. Также если родители не разделяют ценностей воспитания, например, хотят, чтобы ребенка обучали письму, чтению до школы, то это не их место. «Я должен чувствовать себя свободным, чтобы быть с детьми. А когда ты пытаешься угодить кому-то, а не действуешь из себя, это невозможно, – говорит Сехил. – Если родители чем-то недовольны, и это не конструктивная критика, они свободны уйти». Такой подход хоть и достаточно категоричен, но действительно дает воспитателям сильное ощущение свободы и радости жизни с детьми, позволяет быть собой и проявляться творчески. Ведь нет страха, что будешь кем-то осужден или не оправдаешь чьи-то ожидания. И дети, естественно, чувствуют то же самое.

Четвертое, и самое главное, как мне кажется, это духовная работа, проделываемая взрослыми. Каждый день Сехил и его помощники находят время для изучения антропософии через работы Рудольфа Штайнера самостоятельно и совместного обсуждения процессов в группе с точки зрения действия духовных сил. Работая таким образом, ощущаешь, что не ты помогаешь детям в сложных ситуациях, не ты тратишь свои силы, но через тебя духовный мир работает с существом ребенка. Для этого нужно быть в достаточной степени открытым и осознанным, хотеть помочь ребенку и позволять высшим силам действовать через тебя, быть их проводником. Если получается, то можно почувствовать надежную поддержку и опору в духовном мире, которой порой так не хватает в сложных ситуациях. В таком воспитательном процессе взрослый находится в поиске баланса. Баланса между ответственностью и доверием.  Ответственностью за то, кем ты являешься, и доверием к высшим силам, которые будут действовать посредством тебя. Ведь чем чище инструмент, тем более точным и уместным будет воздействие. Такой подход не истощает, а наполняет. А осознание рождает глубокое чувство уважения к каждому ребенку как к духовному существу со своей задачей на земле.

После опыта жизни в «Olivetree» для меня стало очевидным, что вальдорфский подход как методика не работает, и внешняя сторона без достаточного внутреннего наполнения остается пустой и опустошает тех, кто ее воплощает. Опора лишь на собственные, человеческие силы приводит к их быстрому истощению и выгоранию. Лишь подпитываясь поддержкой духовного мира, можно создать здоровую, наполненную и наполняющую среду для взрослых и детей. И это действительно возможно.

Все то, о чем здесь упомянуто, – совсем не ново для людей, связанных с вальдорфской педагогикой, и не претендует на истину в последней инстанции. Это лишь мой опыт и наблюдения. Но когда теория, о которой читаешь в книгах и слушаешь на лекциях, полноценно воплощается в жизнь на практике – это похоже на чудо. Восхищает и вдохновляет! И я благодарна Сехилу и всем причастным к тому, что такое место существует, что мне удалось прикоснуться к нему. Пусть такие чудеса происходят с нами чаще.

Алина Колинчук, выпускница Всеукраинского вальдорфского
педагогического семинара


Странички детского сада:
www.olivetree.school
www.facebook.com/OlivetreeWaldorf