Пандемия короновируса не появилась на ровном месте. Ее можно понимать как реакцию природы на отсутствие экологического понимания в современном обществе. Земля взывает к изменениям. Ответственные ученые признают это, это звучит из указаний Рудольфа Штайнера.


В мартовском номере «Monde diplomatique» американская научная журналистка Соня Шах, автор книги «Pandemic: Tracking Contagions, from Cholera to Ebola and Beyond», New York 2015 («Пандемия: отслеживание заразных болезней – от холеры до лихорадки Эбола и далее», Нью-Йорк, 2015), написала замечательную статью под названием «Откуда пришел коронавирус?». Речь идет о том, подчеркивает журналистка, «чтобы признать, что наша растущая уязвимость через пандемии имеет более глубокую причину: все более стремительное разрушение мест обитания». В своем докладе Соня Шах сообщает о большом количестве новых патогенных микроорганизмов, появившихся в 20-м и 21-м веках: ВИЧ, лихорадка Эбола и, наконец, коронавирус – и подробно описывает обстоятельства, при которых происходят эти события. Она описывает разрушение места обитания многих видов и перемещение животных поближе к населенным пунктам: «Эбола – яркий пример этого. Источником вируса были различные виды летучих мышей. Проведенное в 2017 году исследование показало, что вспышки вирусной инфекции чаще происходили в тех областях Центральной и Западной Африки, где незадолго до этого в больших масштабах были вырублены леса. Если мы вырубаем деревья, на которых обитали летучие мыши, то мы сами вынуждаем их перемещаться на деревья в наших садах и на наших фермах». Точно так же в отношении болезней, передающиеся комарами и клещами, по словам Сони Шах, прослеживается четкая связь между возникновением эпидемий и вырубкой лесов.

Далее она подчеркивает: «Не только уничтожение мест обитания увеличивает риск вспышек заболеваний, но и то, как мы обращаемся с животными, предназначенными для потребления человеком в пищу». Шах сообщает о незаконной торговле, о так называемых «влажных рынках», где продаются живые или только что убитые животные, и о физической близости разных животных, которые в дикой природе никогда бы не встретились друг с другом («и микробы могут прекрасно перемещаться от одного к другому»). «Именно таким образом смог возникнуть в 2002/03 году коронавирус, вызвавший эпидемию SARS-CoV (или ТОРС – тяжелый острый респираторный синдром), и, возможно, тем же образом появился новый коронавирус».

Шах также указывает, что животные, собравшиеся вместе в небольшом пространстве в промышленной системе производства мяса, прежде чем погибнуть на бойне, создают идеальные условия для превращения микробов в смертоносные патогены, а также описывает множество других путей развития эпидемии и потенциальной пандемии.

Такие взаимосвязи пугают и впечатляют одновременно. Как и многое другое сегодня, они указывают на всеобъемлющий цивилизационный кризис – и на последствия неправильной, антиэкологической политики, которые все чаще бумерангом бьют по людям и, если ничего не изменится, приведут к нищете и страданиям.

«Стремление администрации Трампа избавить промышленность от всех правил экологического регулирования и других ограничений неизбежно приведут к уничтожению все большего числа мест обитания в Соединенных Штатах, что, в свою очередь, будет способствовать передаче животных микробов людям…»

 «Возбудители болезней ужасающего вида»

Иногда можно услышать, что бактерии или вирусы не воспринимаются в антропософской медицине достаточно серьезно. Однако это не так. Уже Рудольф Штайнер вовсе не только лишь критиковал вышедший из-под контроля «страх перед бациллой» и одержимость «гигиеной», называя это «современным суеверием»; но он также предупреждал о «возбудителях болезней ужаснейшего вида», которые становятся «разрушителями человеческой жизни» и могут нести с собой «ужасные эпидемии». Однако он не ограничивался лишь этим – и сегодня важно не забывать об этом. В разных работах Штайнера все снова и снова встречаются указания на то, как важно укреплять внутреннюю устойчивость людей к бактериям и «бациллам» (к которым Штайнер в разговорной речи относил также и вирусы) – не только посредством соответствующего питания и образа жизни, но и через внутреннюю, душевно-духовную позицию. Засыпание вечером со «страхом» и с «материалистическим настроем» обеспечивает «питательную среду» для патогенной активизации повсеместно распространенных микробов; внутренняя неустойчивость из-за страха, а также «ненависти» или «ужаса» ослабляет отдельных людей или целые сообщества и способствует возникновению более крупных эпидемий. В своих лекциях он обрисовал широкую взаимосвязь между культурной формой «лжи, клеветы, лицемерия» и возникновением инфекционных заболеваний вследствие изменения элементарного силового мира – указание, которое стоит серьезно принять во внимание в виду уже много лет царящей во всем мире атмосферы поддельных новостей и клеветы разного сорта. Согласно Штайнеру, «бациллы» можно в некотором смысле рассматривать как «физически воплощенных демонов лжи» – хотя следует отметить, что здесь речь идет не о проблеме отдельного человека, а о деструктивном действии «лжи цивилизации» (например, характерный для этой цивилизации безжалостный потребительский образ жизни с уничтожением целых сфер творения и подлая система деструктивного, лицемерного «экстернализированного общества»).

Иногда Рудольф Штайнер говорил о «бациллах» как об «ариманических существах» и проявлениях антимихаилических сил. 14 октября 1917 года он более подробно описал борьбу Михаила с Ариманом в сверхчувственных мирах в течение драматического 19-го столетия, поражение Аримана и его «низвержение на землю» и в связи с этим сказал следующее: «…Была такая война, когда эти ариманические рати после своего низвержения на землю принесли на нее ту породу существ, которую в наше время в медицине называют бациллами. Все то, что называют действием бацилл, то, в чем они принимают участие, – все это результат того, что некогда ариманические силы были сброшены с неба на землю, а из-за того, что Дракон был повержен, в результате победы над ним ариманически-мефистофельский образ мысли распространился по земле с семидесятых годов (19 века). Так что можно сказать: в материалистической области туберкулез и инфекционные болезни имеют происхождение, сходное с наличествующим ныне рассудочным материализмом в духовно-душевной области. В высшем смысле эти две вещи равнозначны».

Такого рода смысловые привязки во многом чужды повседневному сознанию – и, согласно Штайнеру, они веками обитали только в тайных сообществах, таких как розенкрейцеры. «О том, что все бактериальные болезни современности имеют схожие корни, говорят все тайные школы Европы. Болезни, вызванные бациллами, имеют духовное происхождение. Это является эзотерической традицией розенкрейцеров и других тайных школ, обучающих этим вещам». Однако если человек понимает связь, существующую между материалистическим образом мышления (в том, как он смотрит на мир и на себя самого) и цивилизаторским образом жизни, являющимся следствием такой позиции, то высказывания Штайнера о духовной динамике процесса совсем не покажутся абсурдными – и могут быть справочным комментарием к замечаниям Сони Шах. В Стокгольмской лекции 17 апреля 1912 года и на эзотерическом уроке в Кельне 9 мая 1912 года Рудольф Штайнер даже сослался на связь, существующую между жестокостью по отношению к животным при массовом потреблении мяса и появлением «бацилл» и болезней, возникающих из «бацилл».

Ита Вегман и мистерия земли

Первый номер четвертого года издания своего журнала «Natura» («Журнал по расширению искусства врачевания в соответствии с духовнонаучным учением о человеке») в начале 1929 года Ита Вегман открыла своей вступительной статьей «Мистерия Земли». Она пишет, что цель этого издания она видит в том, чтобы привлечь внимание к «новому мышлению», которое неизбежно должно проявиться в ближайшем будущем («Развитие человека – это в то же время и развитие земли. И новое мышление уже приблизилось к людям, осталось только мужественно овладеть им и последовательно осуществлять его во всех сферах жизни».) В данном издании Ита Вегман опубликовала статьи Рудольфа Хаушки «Хлеб и земля», Герберта Хана «Хлеб и сознание», Вальтера Йоханнеса Штайна «Об изменении Земли» и Лили Колиско «О хлебе и ртути» – а также сама написала статью об отношениях человека и человечества к Земле.

«Земля – это арена человеческого развития. Но ею она стала лишь потому, что в глубине своей человек имеет духовно-душевное происхождение. Человеческое тело является для духовно-душевного лишь оболочкой. Развитие этой оболочки – это история земного человека и его земного окружения». Работу Иты Вегман следовало бы глубоко изучить на 100-м году антропософской медицины, ибо она, несомненно, является одним из самых важных ее текстов, особенно в связи с тем, что она в ней пишет о Меркурии, древнем «проводнике души» и сегодняшнем «дарителе знания и импульсаторе действия». В последней части своего изложения Ита Вегман описывает пронизанный христианством взгляд на реинкарнацию и карму в современную эпоху Михаила – «речь теперь идет не только о повторяющихся земных жизнях и судьбе человека [в данную культурную эпоху], но и об отношении людей друг к другу и к земле». «Христианизация этого учения заключается в том, что судьба земли признается включенной в судьбы людей». Человечество, живущее сейчас, должно чувствовать себя все более ответственным за судьбу всей земной планеты. «Современное человечество начало охватывать землю как целое через транспорт и коммуникации. По сути, оно уже сегодня полностью овладело ею внешне. Тем самым для современного человечества возникает то, чего раньше еще никогда не существовало: судьбоносные отношения с Землей как с целым. Это нужно будет все четче осознавать».

Античность накладывала только очень ограниченную ответственность на человека и по существу возлагала управление миром на богов. Теперь же человечество несет ответственность за существование и за будущее всей Земли. «Природный процесс и исторический процесс, вначале резко разделенные, начинают все больше и больше сливаться воедино. В древности это случалось лишь изредка. Великолепный ренессансный город Венеция стоит в море на сваях, которые когда-то были лесом, покрывавшим горы Далмации. Вырубка этого леса привела к усилению климатических изменений. То, что можно видеть на небольшом примере, будет реализовано в будущем в более крупных масштабах».

Если человечество окажется не на высоте этой ответственности, то уже в ближайшем будущем оно столкнется с природными явлениями, «возникновению которых оно хотя и само поспособствовало, но не распознает этого». Возникнут явления, которым нет никакого объяснения – природа, которая до сих пор казалась организованной в соответствии с вечными законами, теперь как будто придет в беспорядок. «Мы на самом деле находимся прямо у входа в эту мировую ситуацию. Природа становится зеркалом хаотического поведения человека. Это проявляется в стихийных бедствиях и аномалиях. Человек видит их в зеркале природы, не узнавая своего собственного отражения в них».

Ита Вегман написала эти слова в конце 1928 года и опубликовала их в начале 1929 года, более девяноста лет назад, прошло три сатурнических ритма. Человечество уже не просто стоит «у входа» в эпоху, которую она описывает, но уже находится в ее разгаре, о чем свидетельствуют события недавнего прошлого и настоящего. «Это проявляется в стихийных бедствиях и аномалиях…» – в изменениях климата и всех последствиях этого изменения, в быстром исчезновении видов, в разрушении источников существования на Земле и в эпидемиях, во внутреннем и внешнем «климате» человечества в «глобализированном мире». «Природа становится зеркалом хаотического поведения человека».

Соня Шах описывает в «Monde diplomatique» аспекты этого «хаотического поведения» и его последствий. По крайней мере, становится ясно, что взаимосвязи и ответственность человечество начинает все больше осознавать – относительно климата или «антропогенных» эпидемий, – хотя до понимания духовных причин пока еще дело и не дошло. Но выводы необходимо сделать быстро, пока не стало слишком поздно для Земли и человечества на Земле.

«Знамения времени говорят вокруг нас на совершенно ясном языке. Изменяющаяся природа задает нам серьезный вопрос о том, хотим ли мы изменить мышление, хотим ли мы познать, что из смятения и страданий возникает не разрушение, а одухотворение человека как требование космоса». — Ита Вегман

Антропософия и ее духовное понимание мира и человека имеет первостепенное значение, она актуальна и как никогда необходима для спасения и исцеления Земли. Речь идет о практических шагах – как в целом, так и локально, – а также об имеющих решающее значение «деяниях Я» в разгар хаотического кризиса.


Об авторе

Петер Зельг изучал медицину в Виттен-Хердеке, Берлине и Цюрихе. Он прошел специальную подготовку по детской и подростковой психиатрии и психотерапии. Он возглавляет Институт фундаментальных антропософских исследований Иты Вегман и преподает медицинскую антропологию и этику в Виттен-Хердеке и Альфтере. Книги Петера Зельга переведены на 14 языков. У него пятеро детей.

Опубликовано в журнале «Das Goetheanum» 26 марта 2020
https://dasgoetheanum.com/schwerpunkte/2020/3/27/das-mysterium-der-erde
Перевод с немецкого Елены Колюховой